КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Швайгерт А.А. Дело №33-754/2020
24RS0030-01-2019-000242-44
2.073г.
20 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Щуровой А.Н.
при помощнике судьи: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Кийкова Владимира Дмитриевича к Краснотуранскому районному Совету депутатов Красноярского края и Управлению социальной защиты населения администрации Краснотуранского района об обязывании произвести перерасчет пенсионного начисления,
по апелляционной жалобе председателя Краснотуранского районного Совета депутатов Ванева О.В.,
по апелляционной жалобе и.о. руководителя Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района – Каргаполовой Э.Ю.
на решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 31 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кийкова Владимира Дмитриевича к Краснотуранскому районному Совету депутатов Красноярского края и Управлению социальной защиты населения администрации Краснотуранского района Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Краснотуранского района Красноярского края осуществить перерасчет пенсии Кийкову Владимиру Дмитриевичу за выслугу лет начиная с 01.01.2019 г. в соответствии с решением Краснотуранского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.02.2019 г. № 35-247р.
В удовлетворении остальной части требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Кийков В.Д. обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Краснотуранскому районному Совету депутатов Красноярского края и Управлению социальной защиты населения администрации Краснотуранского района о возложении обязанности на районный Совет депутатов передать решение № 35-247 от 08.02.2019 года в Управление социальной защиты населения администрации Краснотуранского района Красноярского края, а на УСЗН администрации Краснотуранского района - произвести Кийкову В.Д. перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.01.2019 года на основании вышеуказанного решения районного Совета депутатов от 08.02.2019 года № 35-247р.
Требования мотивированы тем, что в мае 2012 года истцу в соответствии со ст. 48.2 Устава Краснотуранского района была назначена пенсия за выслугу лет как выборному должностному лицу - председателю районного Совета депутатов. В течение семи лет при повышении денежного вознаграждения главе района истцу, как ранее замещающему должность председателя районного Совета депутатов, производился перерасчет пенсии. 08.02.2019 года решением Краснотуранского районного Совета депутатов № 35-247 было увеличено денежное вознаграждение главе района, однако перерасчет пенсии ему произведен. Истец обратился с заявлением к ответчикам о перерасчете пенсии, однако в удовлетворении его требования было отказано со ссылкой на то, что денежное вознаграждение с 01.01.2019 года подлежало повышению только действующему главе района.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах председатель Краснотуранского районного Совета депутатов Ванев О.В., и.о. руководителя Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района – Каргаполова Э.Ю. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для осуществления истцу перерасчета пенсии с 01.01.2019 года. Указывают на неисследованность судом первой инстанции доводов ответчиков о том, что Кийков В.Д. никогда не исполнял полномочия главы Краснотуранского района, в связи с чем изменение размера денежного вознаграждения главы района решением районного Совета депутатов от 08.02.2019 года № 35-247р не дает оснований для перерасчета размера пенсии по выслуге лет истцу.
В судебное заседание Кийков В.Д., представители УСЗН администрации Краснотуранского района, администрации Краснотуранского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Краснотуранского районного Совета депутатов Красноярского края Тугаринову О.И. (доверенность от 09.12.2019 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 ст.39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 ст.39).
В федеральном законе от 2 мая 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п.12 ч.1 ст.11).
Согласно п.5 ч.1 ст.23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с п.п. 2,4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 47 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" предусмотрено пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавших денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета. Размер пенсии за выслугу лет и условия её назначения и выплаты определяются уставом муниципального образования.
Статьей 48.2 Устава Краснотуранского района Красноярского края определен порядок, условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе.
Пунктами 4 и 5 настоящей статьи установлено, что размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из денежного вознаграждения по соответствующей должности на момент назначения пенсии, увеличение месячного денежного вознаграждения по муниципальной должности, занимаемой на день прекращения полномочий, является основанием для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Согласно пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Положением об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденным решением Краснотуранского районного Совета депутатов от 20.05.2011 г. № 15-131р на основании Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Постановления Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 N 512-п "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих" установлен размер денежного вознаграждения выборного должностного лица, согласно установленных приложением №2 к постановлению Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 г. N 512-п наименований должностей. Предельные размеры ежемесячно денежного вознаграждения индексируются (увеличиваются) в размерах и в сроки, предусмотренные законом Красноярского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24.01.2019 N 19-п внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 г. N 512-п "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих", предусматривающие отдельное формирование предельного размера фонда оплаты труда глав муниципальных образований и муниципальных служащих с установлением предельного размера ежемесячного денежного вознаграждения главам муниципальных образований с применением коэффициента 1,2 с 01.01.2019 года. На основании данного постановления Советом депутатов Краснотуранского района Красноярского края 08.02.2019 г. было принято решение № 35-247р о внесении изменений в решение Краснотуранского районного Совета депутатов от 20.05.2011 № 15-131р «Об утверждении положения об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Краснотуранский район». Указанное изменение не применяется в отношении определения размера денежного вознаграждения председателя районного Совета депутатов, не являющегося главой района.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с решением Краснотуранского районного Совета депутатов от 05.05.2005 г. № 1-1р Кийков В.Д. был избран председателем Совета депутатов Краснотуранского района Красноярского края. Согласно Устава Краснотуранского района в редакции решения районного Совета депутатов от 03.08.2004 №13-119р, решения районного Совета депутатов от 05.05.2005 № 1-1р «Об избрании председателем Совета депутатов района Кийкова В.Д., решения Краснотуранского районного Совета депутатов от 10.06.2005 №В-7-р «Об утверждении штатного расписания и сметы расходов на организацию работы Совета депутатов района» Кийков В.Д. исполнял полномочия председателя Совета депутатов Краснотуранского района Красноярского края до 05.11.2009 г.
27.05.2009 года решением Краснотуранского районного Совета депутатов № 31- 388р внесены изменения в Устав Краснотуранского района Красноярского края касающиеся порядка избрания, статуса, полномочий главы района и председателя районного Совета депутатов. Согласно указанного решения, после истечения срока полномочий районного Совета депутатов, принявшего муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав района, глава района избирается депутатами Краснотуранского районного Совета депутатов на срок полномочий Совета депутатов (5 лет) из своего состава, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района и является председателем Совета депутатов. Решением Краснотуранского районного Совета депутатов от 30.10.2009 №1-1р был избран глава Краснотуранского района, одновременно являющийся председателем районного Совета депутатов.
29.04.2015 года решением Краснотуранского районного Совета депутатов №5- 39р внесены изменения в Устав Краснотуранского района Красноярского края, касающиеся порядка избрания, статуса, полномочий главы района и председателя районного Совета депутатов. Согласно указанного решения, изменения и дополнения в устав применяются в отношении порядка избрания главы Краснотуранского района и осуществления полномочий главой района после истечения срока полномочий главы Краснотуранского района, избранного до дня вступления в силу Закона Красноярского края от 01.12.2014 г. № 7 - 2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае». Согласно изменений, которые вступили в законную силу с 04.10.2019 г., глава района стал избираться Краснотуранским районным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавлять администрацию Краснотуранского района. Председатель районного Совета депутатов стал избираться из числа его депутатов на срок полномочий данного состава. Решениями Краснотуранского районного Совета депутатов от 08.02.2019 №35-241р «Об утверждении структуры администрации Краснотуранского района», №35-242р «Об утверждении структуры Краснотуранского районного Совета депутатов», с момента прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления, принявшего данные решения, а именно только с 04.10.2019 г. в структуре администрации района утверждена выборная должность главы района, являющегося главой (руководителем) местной администрации, в структуре районного Совета депутатов выборная должность - председателя районного Совета депутатов, не являющегося главой района.
На основании заявления Кийкова В.Д. распоряжением главы Краснотуранского района от 10.05.2012 № 26-р ему с 02.05.2012 г. была установлена пенсия за выслугу лет, а также указан размер ежемесячного денежного содержания для назначения пенсии за выслугу лет на должности председателя Совета депутатов Краснотуранского района.
Управлением социальной защиты населения администрации Краснотуранского района Кийкову В.Д. на основании Решений Совета депутатов Краснотуранского района Красноярского края до 01.01.2019 г. в связи с увеличением месячного денежного вознаграждения или в связи с изменением размера страховых пенсий по старости (инвалидности), производился перерасчёт размера пенсии истца за выслугу лет.
Кийков В.Д. в марте 2019 г. обратился с заявлением о перерасчёте размера пенсии истца за выслугу лет с 01.01.2019 г. на основании вышеуказанных постановления Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 г. N 512-п и решения Краснотуранского районного Совета депутатов от 20.05.2011 г. № 15-131р. На данные обращения главой района, председателем Краснотуранского районного совета депутатов Шалуновым Н.С. 03.04.2019 г. и руководителем Управления социальной защиты наследия администрации Краснотуранского района Сувейзда О.Ю. 25.04.2019 г. были даны письменные ответы № 01-02/61 и № 1796, в которых в осуществлении перерасчёта размера пенсии истца за выслугу лет с 01.01.2019 г. было отказано по тем мотивам, что Кийков В.Д. должность главы района не замещал.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Кийкова В.Д. о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет в связи с увеличением денежного содержаний главы района с 01.01.2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что до 04.10.2019 г. полномочия председателя Совета депутатов Краснотуранского района и главы Краснотуранского района исполнялись одним лицом. Глава Краснотуранского района, одномоментно являющийся председателем Краснотуранского районного Совета депутатов, свои полномочия в одном лице исполнял по 03.10.2019 года. При этом согласно штатного расписания оплата его вознаграждения предусматривалась только ставкой именно как главы района, которая была введена только в штатном расписании районного Совета депутатов. В указанной связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что увеличение денежного вознаграждения главы района влечет перерасчет пенсии за выслугу лет истцу, замещавшему должность председателя Совета депутатов.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции основанными на неверно истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, противоречащими установленным по делу обстоятельствам, которым дана ненадлежащая оценка.
Как следует из приведенных выше положений статьи 34, части 5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменить порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Из материалов дела следует, что решением Краснотуранского районного Совета депутатов от 05.05.2005 года №1-1р Кийков В.Д. был избран на должность председателя Совета депутатов сроком на 4 года. 30.10.2009 года Кийков В.Д. сложил полномочия председателя Совета депутатов. Исполнение полномочий главы района председателем Совета в Уставе Краснотуранского района предусмотрено не было.
В соответствии с п.3 ст.72 Устава района (в редакции от 27.05.2009 года) глава района избирается депутатами Краснотуранского районного Совета депутатов на срок полномочий Совета депутатов (5 лет), из своего состава, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района и является председателем Совета депутатов. Решением Краснотуранского районного Совета депутатов от 30.10. 2009 года был избран глава района, одновременно являющийся председателем Совета депутатов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Кийков В.Д. никогда не исполнял полномочия главы района.
Из материалов дела также следует, что распоряжением Краснотуранского районного Совета депутатов от 10.05.2012 года Кийкову В.Д. установлена пенсия за выслугу лет – 53% от денежного содержания председателя Совета депутатов.
20.05.2011 года Краснотуранским районным Советом депутатов было утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Краснотуранский район», пунктом 2.1 которого было предусмотрено денежное вознаграждение для главы района, исполняющего полномочия председателя районного Совета депутатов (в связи с изменениями в Устав от 27.05.2009 года), действие которого на истца не распространялось.
08.02.2019 года решением №35-247р Краснотуранского районного Совета депутатов было внесено изменение в приведенное выше положение, в соответствии с которым изменен размер денежного вознаграждения главы района, исполняющего полномочия председателя Совета депутатов (действие данного документа распространяется с 01.01.2019 года), 22.03.2019 года приведенное выше положение дополнено п.2.3, которым установлено вознаграждение выборного должностного лица - председателя районного Совета депутатов, не являющегося главой района.
Указанным выше обстоятельствам суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, постановил в указанной части незаконное и необоснованное решение, которое подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Кийкову В.Д. в иске.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Краснотуранского районного суда от 31 октября 2019 года в части возложения обязанности на Управление социальной защиты населения администрации Краснотуранского района Красноярского края осуществить перерасчет пенсии Кийкову Владимиру Дмитриевичу за выслугу лет начиная с 01.01.2019 г. в соответствии с решением Краснотуранского районного Совета депутатов Красноярского края от 08.02.2019 г. № 35-247р отменить. Принять в этой части новое решение об отказе Кийкову Владимиру Дмитриевичу в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: