2а-915/2020
56RS0018-01-2019-010290-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участием представителя административных истцов Зобова И.Ю., представителя административного ответчика Барченкова Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова Евгения Петровича, Степановой Анны Александровны, действующей в интересах несовершеннолетних Степановой Маргариты Евгеньевны, Степанова Святослава Евгеньевича, Степанова Всеволода Евгеньевича, Степанова Ярослава Евгеньевича к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд указав, что являются собственниками квартир ... в доме № ... на основании свидетельства о государственной регистрации права ... от 25.08.2005 года и выписки из ЕГРН от 20.06.2019 года.
Административные истцы обратились в Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга с заявлением о согласовании переустройства или перепланировки, указанного жилого помещения.
Решением от 12.11.2019г ... Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга отказал в согласовании перепланировки.
Административный истец просит суд признать незаконным решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 12.11.2019г ... Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга согласовать перепланировку и переустройство жилого помещения по адресу ...
В судебное заседание административные истцы Степанов Е.П, Степанова А.А не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель административных истцов, действующий на основании доверенности Зобов И.Ю., доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга - Барченков Н.С. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судом с учетом мнения представителей сторон, на основании положений ст.226 КАС РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся административных истцов.
Заслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положению «О департаменте градостроительства и земельных отношений», утвержденным решением Оренбургского городского Совета 18.02.2011г. № 114, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее – Департамент) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица.
Департамент учрежден для формирования единой политики в сфере регулирования градостроительной, рекламно-информационной деятельности, землепользования, создания архитектурно-художественного облика, благоприятной среды жизнедеятельности города Оренбурга с учетом государственных, общественных и частных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
К полномочиям (функциям) Департамента, в соответствии с положениями вышеуказанного нормативного акта, в том числе в силу п.2.25 Положения отнесено осуществление от имени Администрации города Оренбурга согласование переустройства и (или) перепланировки помещений.
Судом установлено, что Степанов Е.П, Степанова А.А являются собственниками квартиры № ... в доме № ... на основании свидетельства о государственной регистрации права ... от 25.08.2005 года и выписки из ЕГРН от 20.06.2019 года.
Административные истцы обратились в Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга с заявлением о согласовании переустройства или перепланировки, указанного жилого помещения.
Решением от 12.11.2019г ... Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга отказал в согласовании перепланировки.
В обосновании отказа указано, что в соответствии с подпунктом 4.2.4.9 пунктом 4 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
Правила изданы в соответствии с пунктом 53 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289. Указанный комитет преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 находится в ведении Минрегиона России. Оспариваемый в части нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2003 г., регистрационный N 5176, опубликован в "Российской газете", 2003 г., 23 октября.
Правила, согласно содержанию их раздела I, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления; а также определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
Из содержания данной нормы Кодекса следует, что отношения по эксплуатации зданий, сооружений являются градостроительными отношениями и составляют предмет регулирования градостроительного законодательства, включающего в том числе и нормативные правовые акты Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.
Раздел IV оспариваемых в части Правил регулирует вопросы технического обслуживания и ремонта таких строительных конструкций, как балконы, козырьки, лоджии и эркеры (пункт 4.2.4), и включает пункт 4.2.4.9 Правил, согласно абзацу шестому которого не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы. С учетом того, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, оспариваемое правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние и поэтому полностью согласуется с приведенными нормами названного Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений в Правилах закреплены в пункте 1.7.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Распоряжение), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. N 2079, или требований специальных технических условий.
При этом часть 3 статьи 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Согласно пункту 8.4.6 "СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения", подлежащего применению на обязательной основе в силу пункта 89 Распоряжения, конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.
При таких обстоятельствах, учитывая действующие нормативно установленные ограничения не допускающие возможности применения разрушающих воздействий на несущие конструкции многоквартирного жилого дома, суд полагает оспариваемое решение Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга от 12.11.2019г № ... об отказе в согласовании перепланировки законным и обоснованным, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов в полном объёме.
Доводы административных истцов о том, что проведение работ по перепланировке в соответствии с представленным ими проектом не повлечет угрозы безопасности основаны на представленном в материалы дела проекте выполненном ООО «ИСТ», экспертиза которого выполнена 22.01.2020г. ООО «Инженерно-диагностический центр», суд полагает не состоятельными, поскольку данные документы составлены без учета вышеуказанных нормативно установленных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Степанова Евгения Петровича, Степановой Анны Александровны, действующей в интересах несовершеннолетних Степановой Маргариты Евгеньевны, Степанова Святослава Евгеньевича, Степанова Всеволода Евгеньевича, Степанова Ярослава Евгеньевича к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконным решения от 12.11.2019г. ... об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилых помещений, обязании к выдаче надлежащим образом оформленное решение о согласовании перепланировки жилых помещений по адресу: ... отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.К.Месяц
Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2020г.
Судья подпись О.К.Месяц