Дело № 2-305/2024 (10RS0008-01-2024-000250-64)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2024 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савицкой А.В.
при секретаре Жолудевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», администрации Пиндушского городского поселения, администрации Повенецкого городского поселения об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее – Управление Роспотребнадзора по РК), неоднократно уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, обратилось с исковым заявлением к ответчикам об обязании последних в срок до 01.03.2025 обеспечить население д. Челмужи, д. Данилово, п. Сергиево, п. Огорелыши, п. Немино-3, п. Возрицы, с. Паданы, п. Ахвенламби, п. Евгора, п. Шалговаара, д. Погост, д. Сельги, д. Терманы, д. Юккогуба, д. Венгигора, д. Маслозеро, д. Сяргозеро, д. Шалговаара, д. Чебино, п. Падун, п. Кумса-2, д. Остречье, д. Карельская Масельга, д. Карзикозеро, д. Покровское, п. Великая Губа, ст. Масельгская, ст. Вичка, поселков при 3 шлюзе ББК, при 7 шлюзе ББК, при 8 шлюзе ББК, при 9 шлюзе ББК, п. Морская Масельга, п. Верхнее Волозеро, п. Хижозеро, п. Новая Габсельга, п. Лобское, д. Тихвин Бор, п. Больничный, п. Ламбасручей, д. Вигово, д. Космозеро, д. Терехово, д. Узкие, д. Усть-Яндома, д. Яндомозеро, д. Великая Нива, д. Кярзино, д. Кондобережская, д. Палтега, д. Патрово, д. Поля, д. Пургино, д. Спировка, д. Тамбицы, д. Шильтя, д. Сенная Губа, д. Сибово, д. Боярщина, д. Васильево, д. Воробьи, д. Голиково, д. Еглово, д. Ерсенево, д. Клементьевская, д. Кургеницы, д. Лонгасы, д. Носовщина, д. Патаневщина, д. Первые Гарницы, д. Петры, д. Плешки, д. Речка, д. Телятниково, д. Шепино, д. Ямка, п. Больничный, п. ММС, д. Батова, д. Бережная, д. Бор-Пуданцев, д. Кажма, д. Коровниково, д. Лахново, д. Никонова Губа, д. Побережье, д. Подгорская, д. Сигово, д. Тимохово, д. Фоминская, д. Берег, д. Бор, д. Вицино, д. Вырозеро, д. Загубье, д. Зажогинская, д. Кривоноговская, д. Кузаранда, д. Лебещина, д. Никитинская, д. Падмозеро, д. Савинская, расположенных на территории Медвежьегорского района питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями пункта 12 СанПин 3.3686-21.
В обоснование требований Управление Роспотребнадзора по РК указало, что в вышеуказанных населенных пунктах отсутствует централизованное водоснабжение. Потребление воды населением осуществляется из открытых водоемов – озер, частных скважин, шахтных колодцев, колодцев. Ни администрации поселений, ни иные организации не осуществляют контроль за качеством и безопасностью питьевой воды, подвоз питьевой воды населению не осуществляется.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Пиндушского городского поселения, администрация Повенецкого городского поселения (протокольное определение от 15.04.2024); к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации Челмужского сельского поселения, Паданского сельского поселения, Чебинского сельского поселения, Великогубского сельского поселения, Шуньгского сельского поселения, Толвуйского сельского поселения, МУП «Наш Город».
В судебное заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РК не явился, о рассмотрении дела Управление извещено, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представитель ответчика администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» Деревягина Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что Администрацией района заключено соглашение на подвоз воды населению. Население района не обращалось с предложениями, заявками, жалобами относительно подвоза воды. В настоящее время Администрацией проводится работа по постановке на учет скважин, колодцев, по проверке качества воды, но это длительный по времени период.
Представитель ответчика администрации Повенецкого городского поселения Никонова Н.В. в судебном заседании требования не признала. Пояснила, что Администрация организовала подвоз воды населению по заявкам населения путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией МУП «Наш Город». Информация доведена до населения.
Представитель ответчика администрации Пиндушского городского поселения в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Администрация извещена.
Представители третьих лиц администрации Толвуйского сельского поселения, Паданского сельского поселения, администрации Шуньгского сельского поселения в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела Администрации извещены. В письменных отзывах на иск указали, что организации водоснабжения на территории поселений относится к полномочиям Медвежьегорского муниципального района.
Представитель третьего лица администрации Чебинского сельского поселения Панкратов И.А. в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку население обеспечено водоснабжением путем осуществления подвоза воды по заявкам. Никаких жалоб от населения на отсутствие водоснабжения не поступало. Администрация района не является поставщиком коммунальных услуг по водоснабжению и стороной такого договора. Требования закона об организации водоснабжения в границах поселения Администрацией района фактически выполнены посредством определения гарантирующего поставщика услуг в лице МУП «Наш Город», наделенного имеющимся муниципальным имуществом для предоставления услуг по водоснабжению и подвозу воды. Заявленные требования являются заведомо неисполнимыми, что приведет лишь к изъятию бюджетных средств муниципального образования на оплату санкций и штрафов.
Представители третьих лиц администрации Челмужского сельского поселения, Великогубского сельского поселения, МУП «Наш Город» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на территории Медвежьегорского муниципального района, согласно сведениям администраций, представленным по запросу Управления Роспотребнадзора по РК, отсутствует централизованное водоснабжение в населенных пунктах: д. Челмужи, д. Данилово, п. Сергиево, п. Огорелыши, п. Немино-3, п. Возрицы, с. Паданы, п. Ахвенламби, п. Евгора, п. Шалговаара, д. Погост, д. Сельги, д. Терманы, д. Юккогуба, д. Венгигора, д. Маслозеро, д. Сяргозеро, д. Шалговаара, д. Чебино, п. Падун, п. Кумса-2, д. Остречье, д. Карельская Масельга, д. Карзикозеро, д. Покровское, п. Великая Губа, ст. Масельгская, ст. Вичка, поселков при 3 шлюзе ББК, при 7 шлюзе ББК, при 8 шлюзе ББК, при 9 шлюзе ББК, п. Морская Масельга, п. Верхнее Волозеро, п. Хижозеро, п. Новая Габсельга, п. Лобское, д. Тихвин Бор, п. Больничный, п. Ламбасручей, д. Вигово, д. Космозеро, д. Терехово, д. Узкие, д. Усть-Яндома, д. Яндомозеро, д. Великая Нива, д. Кярзино, д. Кондобережская, д. Палтега, д. Патрово, д. Поля, д. Пургино, д. Спировка, д. Тамбицы, д. Шильтя, д. Сенная Губа, д. Сибово, д. Боярщина, д. Васильево, д. Воробьи, д. Голиково, д. Еглово, д. Ерсенево, д. Клементьевская, д. Кургеницы, д. Лонгасы, д. Носовщина, д. Патаневщина, д. Первые Гарницы, д. Петры, д. Плешки, д. Речка, д. Телятниково, д. Шепино, д. Ямка, п. Больничный, п. ММС, д. Батова, д. Бережная, д. Бор-Пуданцев, д. Кажма, д. Коровниково, д. Лахново, д. Никонова Губа, д. Побережье, д. Подгорская, д. Сигово, д. Тимохово, д. Фоминская, д. Берег, д. Бор, д. Вицино, д. Вырозеро, д. Загубье, д. Зажогинская, д. Кривоноговская, д. Кузаранда, д. Лебещина, д. Никитинская, д. Падмозеро, д. Савинская. Жители населенных пунктов пользуются колодцами, скважинами или родниками. В собственности администрации источники нецентрализованного водоснабжения отсутствуют.
Полномочия по водоснабжению населения на территории Пиндушского городского поселения и Повенецкого городского поселения осуществляют администрации указанных поселений, требования к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об обеспечении населенных пунктов, входящих в состав указанных поселений, питьевой водой заявлены необоснованно, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» письмами от 22.03.2024 уведомила суд, что подвоз холодной воды в населенные пункты: Чебинского сельского поселения - п. Падун, п. Кумса-2, д. Остречье, д. Карельская Масельга, д. Карзикозеро, д. Покровское; Паданского сельского поселения - п. Ахвенламби, п. Евгора, п. Шалговаара, д. Погост, д. Сельги, д. Терманы, д. Юккогуба, д. Венгигора, д. Маслозеро, д. Сяргозеро, д. Шалговаара; Толвуйского сельского поселения - д. Берег, д. Бор, д. Вицино, д. Вырозеро, д. Загубье, д. Зажогинская, д. Кривоноговская, д. Кузаранда, д. Лебещина, д. Никитинская, д. Падмозеро, д. Савинская; Шуньгского сельского поселения - п. Больничный, п. ММС, д. Батова, д. Бережная, д. Бор-Пуданцев, д. Кажма, д. Коровниково, д. Лахново, д. Никонова Губа, д. Побережье, д. Подгорская, д. Сигово, д. Тимохово, д. Фоминская; Челмужского сельского поселения - д. Челмужи, д. Данилово, п. Сергиево, п. Огорелыши, п. Немино-3; Великогубского сельского поселения - п. Больничный, п. Ламбасручей, д. Вигово, д. Космозеро, д. Терехово, д. Узкие, д. Усть-Яндома, д. Яндомозеро, д. Великая Нива, д. Кярзино, д. Кондобережская, д. Палтега, д. Патрово, д. Поля, д. Пургино, д. Спировка, д. Тамбицы, д. Шильтя, д. Сенная Губа, д. Сибово, д. Боярщина, д. Васильево, д. Воробьи, д. Голиково, д. Еглово, д. Ерсенево, д. Клементьевская, д. Кургеницы, д. Лонгасы, д. Носовщина, д. Патаневщина, д. Первые Гарницы, д. Петры, д. Плешки, д. Речка, д. Телятниково, д. Шепино, д. Ямка, обеспечен подвоз питьевой воды населению. Организацией, исполняющей полномочия по обеспечению населения холодным водоснабжением, является МУП «Наш Город». Контроль качества и безопасности питьевой воды осуществляет организация, исполняющая полномочия по обеспечению населения холодным водоснабжением путем регулярного направления проб воды на анализ.
В реестре муниципального имущества Медвежьегорского района находятся следующие источники водоснабжения: колодец в д. Данилово, артезианские скважина в п. Ламбасручей, д. Великая Нива, д. Палтега. Иные объекты нецентрализованного водоснабжения на территориях указанных поселений, состоящие на балансе органа местного самоуправления, отсутствуют.
Исходя из постановления администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 08.12.2022 № 1306, акта приема-передачи от 08.12.2022 в оперативное управление Администрации из казны Медвежьегорского городского поселения была передана автоцистерна ЗИЛ 431412.
МУП «Наш Город» в письме от 10.04.2024 № 45 указало, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, в функционал которой входит водоснабжение и водоотведение на территории Медвежьегорского городского поселения.
В хозяйственное ведение МУП «Наш Город» постановлениями администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 29.02.2024 № 198 и № 197 переданы объекты водоснабжения и сети водоснабжения.
Также Предприятию передана в хозяйственное ведение машина водовозная марки ЗИЛ-431412 для подвоза воды населению.
05.04.2024 между администрацией МО «Медвежьегорский муниципальный район» и МУП «Наш Город» заключено соглашение, в соответствии с условиями которого Предприятие обязалось осуществлять подвоз питьевой воды населению Медвежьегорского городского поселения и сельских поселений Медвежьегорского района на основании заявок от граждан. Подвоз воды осуществляется за плату. Размер платы устанавливается между гражданином и Предприятием, исходя из прайс-листа от 01.03.2024 и приказа директора МУП «Наш Город» от 01.03.2024 № 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Аналогичные соглашения заключены администрацией Повенецкого городского поселения (от 17.05.2024) и администрацией Пиндушского городского поселения (от 17.05.2024).
Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию в границах городского поселения водоснабжение населения к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пунктов 4, 13, 18 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц; питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ регламентировано, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территориях поселенияй, указанных в исковом заявлении, отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, а также отсутствуют состоящие на балансе администраций источники нецентрализованного водоснабжения. Вместе с тем, население вышеперечисленных населенных пунктов обеспечено водой путем осуществления ее подвоза специализированной организацией – МУП «Наш Город», имеющей статус ресурсоснабжающей, в хозяйственном ведении которой находится специализированная техника – водовозная машина, позволяющая исполнять принятые на себя обязательства по подвозу воды населению, а также системы коммунальной инфраструктуры холодного водоснабжения, позволяющие производить забор воды, ее очистку и проверку качества воды.
Учитывая изложенное, доводы истца о необеспечении населения водой надлежащего качества является несостоятельными.
Обращения от жителей перечисленных населенных пунктов по вопросу необеспечения или ненадлежащего обеспечения водоснабжением ни в администрации, ни в контролирующие органы, не поступали, каких-либо нарушений со стороны администраций органами контроля и надзора в данной сфере не выявлено.
Все перечисленные пункты являются небольшими по площади и по численности населения, имеют статус деревень. Истцом не представлено доказательств об отсутствии альтернативных, находящихся в частной собственности, источников нецентрализованной системы водоснабжения населения питьевой водой. Также истцом не определено наличие и количество домохозяйств, не обеспеченных автономными источниками водоснабжения. Отбор проб из источников нецентрализованной системы водоснабжения на соответствие санитарным правилам и нормам не осуществлялся.
Поскольку администрациями поселений была определена организация, осуществляющая подвоз питьевой воды населению населенных пунктов, жалоб от населения на неоказание услуги по доставке питьевой воды или ее ненадлежащее качество в органы контроля и надзора не поступало, истцом не представлено доказательств оказания населению услуги по доставке питьевой воды ненадлежащего качества, оснований для установления бездействия органов местного самоуправления при исполнении полномочий по обеспечению населения холодной водой надлежащего качества не имеется.
Администрациями поселений выбран и реализован один из предусмотренных законом способов организации водоснабжения – подвоз питьевой воды. Жители населенных пунктов за разрешением вопроса по водоснабжению не обращались, их нуждаемость в подвозе питьевой воды не нашла своего подтверждения, что свидетельствует о неисполнимости судебного решения о возложении обязанности на органы местного самоуправления обеспечить снабжение населения питьевой водой в отсутствие волеизъявления жителей указанных населенных пунктов. При этом администрациями поселений определена организация, которая при наличии заявок от населения и юридических лиц, готова осуществить подвоз питьевой воды.
С учетом изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», администрации Пиндушского городского поселения, администрации Повенецкого городского поселения об обязании совершить определенные действия отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Медвежьегорский районный суд РК в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Савицкая
Мотивированное решение - ДД.ММ.ГГГГ.