Дело № 2-3177/2023
УИД 24RS0024-01-2023-003690-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.М.,
при помощнике судьи Лапшовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора Красноярского края, действующего в интересах Балицкого Н. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Балицкого Н.С., обратился в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что на основании заявления Балицкого Н.С. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проведения проверки установлено, что Балицкий Н.С. является инвалидом III группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации №.23.24/2018 от ДД.ММ.ГГГГ Балицкому Н.С. рекомендованы для обеспечения за счет средств Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) следующее техническое средство реабилитации: протез голени модульный, в том числе при недоразвитии. Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ Балицкий Н.С. поставлен на учет в филиал для получения 8-07-09 протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии. Однако до настоящего времени Балицкий Н.С. не был обеспечен техническим средством, что отражается на состоянии его здоровья в целом и на его физическом развитии. Кроме того, Балицкий Н.С. лишен возможности самостоятельного приобретения ТСР в связи с отсутствием необходимых денежных средств. На основании изложенного, прокурор просит возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю обязанность по обеспечению инвалида III группы Балицкого Н.С. согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации №.23.24/2018 от ДД.ММ.ГГГГ техническим средством реабилитации: 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, а также взыскать 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Балицкого Н.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю о возложении обязанность по обеспечению Балицкого Н.С. техническим средством реабилитации: 8-07-09 протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии, в связи с частичным отказом истца от исковых требований и принятием отказа судом.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Канского межрайонного прокурора Любимова А.Б. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Материальный истец Балицкий Н.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о том, что поддерживает требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что 18.12.2023г. Балицкий Н.С. обратился в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением на получение электронного сертификата на обеспечение протезом голени, было принято положительное решение, электронный сертификат был активирован. В этот же день, Балицкий Н.С. обратился в протезно-ортопедическое предприятие, где ему были сделаны замеры и слепки для изготовления протеза. Таким образом, ОСФР по Красноярскому краю полностью исполнило свою обязанность перед Балицким Н.С. по обеспечению необходимым техническим средством реабилитации. Кроме того, полагают, что отношения между инвалидом и отделением Фонда по обеспечению ТСР носят имущественный характер, в связи с чем, не имеется правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда
Представитель третьего лица КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» Семчук Е.А. (действует на основании доверенности от 19.12.2023г.) в судебном заседании пояснила, что Балицкий Н.С. будет обеспечен техническим средством реабилитации по сертификату, требования о компенсации морального вреда просила удовлетворить.
Суд полагает, что рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав представителя процессуального истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации). Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 вышеназванного Федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно Перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005, к техническим средствам реабилитации относятся протезы (за исключением высокофункциональных протезов с микропроцессорным управлением) и ортезы (п. 8).
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 15 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 2 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (пп. «а» п. 3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ (п. 6, п. 16).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.
Как достоверно установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Балицкий Н.С. является инвалидом III группы.
Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПР) № 482.23.24/2018 к протоколу проведения МСЭ гражданина №769.23.24/2018 от 26.04.2018 следует, что истец нуждается, в том числе в предоставлении ему технических средств реабилитации: 8-07-09 протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии.
Установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий является исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.
Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № от ДД.ММ.ГГГГ Балицкий Н.С. поставлен на учет в филиал для получения: 8-07-09 протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии.
Согласно выписке из реестра электронных сертификатов и уведомления о принятом решении № от ДД.ММ.ГГГГ Балицкому Н.С. предоставлен сертификат 2023080№ для обеспечения государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии.
Согласно договора на выполнение работ по изготовлению и выдаче протезно-ортопедического изделия № от 18.12.2023г. заключенного между ООО «КИБ-ОРТО» и Балицким Н.С. следует, что ему будет изготовлено техническое средство реабилитации - 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п.п. 2 – 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.
В случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ) (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
Причинитель вреда вправе добровольно предоставить потерпевшему компенсацию морального вреда как в денежной, так и в иной форме (например, в виде ухода за потерпевшим, в передаче какого-либо имущества (транспортного средства, бытовой техники и т.д.), в оказании какой-либо услуги, в выполнении самим причинителем вреда или за его счет работы, направленной на сглаживание (смягчение) физических и нравственных страданий потерпевшего).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий.
При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ) (п.п. 24 – 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Разрешая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств причинения вреда, основываясь на требованиях разумности и справедливости, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Балицкого Н.С. о компенсации морального вреда, связанного с необеспечением его протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии. При этом, суд принимает во внимание, что бездействием ответчика было нарушено нематериальное благо истца – право на обеспечение нормальной жизнедеятельности, поскольку реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, а неполучение своевременно данных средств ТСР лишило его данного право. Непредставление длительный период ТСР (более 7 месяцев с постановки на учет) негативно отразилась на жизнедеятельности инвалида, а несоблюдение и невыполнение требований ст. 11.1 Федерального закона № 181 - ФЗ по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации нарушает его право на достойную жизнь.
Предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Требования о компенсации морального вреда инвалиду связаны с неправомерными действиями (бездействием) ответчика по своевременному предоставлению ТСР, в связи с чем, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда незаконными действиями ответчика.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Балицкого Н.С. компенсации морального вреда, поскольку в результате бездействия ответчика ОСФР по Красноярскому краю, выразившегося в несвоевременном предоставление технических средств реабилитации, повлекшие в дальнейшем обращение материального истца за выдачей ему электронного сертификата в связи с длительным необеспечением ТСР, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него, как инвалида, условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, инвалидность истца, нуждаемость в ТСР, степень вины ответчика, не исполнившего в установленный срок возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца - инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости, приходит к выводу, что требование о компенсации морального вреда обосновано и подлежит удовлетворению в сумме 3000 руб., подлежащих взысканию с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю в пользу истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика ОСФР по Красноярскому краю государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах Балицкого Н. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) (ИНН 2466001885, ОГРН 10224026448718) в пользу Балицкого Н. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации №) в счет компенсации морального вреда 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.М. Смирнова
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2023 года.