Судья Н.А. Зотеева УИД 16RS0044-01-2020-001487-51
Дело №5-795/2020
Дело №7-873/2020
р е ш е н и е
17 июня 2020 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания А.В. Ягудине, рассмотрел открытом в судебном заседании жалобу защитника Ольги Сергеевны Петровой на постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Региональной общественной организации «Спортивный клуб смешанных единоборств РТ «Варяг» Сергея Владимировича Морозова.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2020 года, директор Региональной общественной организации «Спортивный клуб смешанных единоборств Республики Татарстан «Варяг» С.В. Морозов (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 10 000 рублей
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник С.В. Морозова – адвокат О.С. Петрова, действующая на основании ордера, просит постановление производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
Согласно материалам дела С.В. Морозов извещен о времени и месте рассмотрения жалобы (л.д. 63). В указанное время С.В. Морозов в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.
При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без его участия заявителя.
В судебном заседании защитник О.С. Петрова поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу статей 2, 10 названного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, в перечень социально значимых заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) В 34.2).
Статьей 31 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 № 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
19 марта 2020 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан" (далее по тексту - Постановление Кабмина РТ № 208).
В силу подп. «а», «б» пункта 10 Постановления Кабмина РТ № 208 (в редакции действовавшей в момент выявления правонарушения), с 30 марта 2020 года до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, граждане в возрасте старше 65 лет, а также лица, имеющие заболевания, указанные в приложении к настоящему постановлению, обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью.
Иные граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов. Разрешается передвижение по территории Республики Татарстан, если это связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с законодательством, при наличии документа (справки) работодателя по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Пунктом 13 Постановления Кабмина РТ №208 закреплено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" его действие в Республике Татарстан не распространяется на организации, указанные в приложении № 2 к настоящему постановлению.
В соответствии с приложением № 2 действие Постановления Кабмина РТ № 208 не распространяется на следующие организации:
организации, осуществляющие деятельность по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для непрерывно действующих организаций;
организации, осуществляющие деятельность по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для системообразующих организаций, за исключением системообразующих организаций, деятельность которых приостановлена (ограничена) в соответствии с пунктом 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции";
организации, осуществляющие деятельность по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для организаций нефтегазохимического комплекса;
организации, обеспечивающие исполнение государственного оборонного заказа;
нотариусы, совершающие неотложные нотариальные действия, и лица, обеспечивающие их деятельность;
адвокаты и лица, обеспечивающие их деятельность;
строительные организации;
организации, осуществляющие производство строительных материалов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 марта 2020 года № 240 утверждена форма справки работодателя, из содержания которой следует, что она выдается руководителем организации (предприятия), на которое не распространяется положения Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 и данная справка выдается лицу, из числа сотрудников (работников, специалистов) такой организации (предприятия), осуществляющему сферу деятельности, на которую не распространяются запреты и ограничения, введенные в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, с указанием адреса места фактического нахождения рабочего места лица, на имя которого выдана справка и(или) территории при осуществлении разъездной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что заявителю вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
15 апреля 2020 года С.В. Морозов, являясь директором Региональной общественной организации «Спортивный клуб смешанных единоборств Республики Татарстан «Варяг», не включенной в Перечень организаций, на которые в Республике Татарстан не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", расположенной по адресу: Республика Татарстан, город Чистополь, улица Карла Либкнехта, дом № 45, квартира № 3, в период режима повышенной готовности, введенной в связи с возникновением угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в нарушение правил поведения, установленных Постановлением Кабмина РТ № 208 и Порядка выдачи в Республике Татарстан специальных разрешений выдал справку работодателя №1 от 15 апреля 2020 года <данные изъяты>.
Принимая оспариваемое постановление, судья городского суда исходил из доказанности нарушения С.В. Морозовым требований санитарных норм и правил, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
С выводами судьи следует согласиться.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоятельства судья, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 мая 2020 года, в котором отражено существо правонарушения; рапортом сотрудника полиции И.Р. Тагирова; рапортом сотрудника полиции Л.Н. Никифоровой; копией справки № 1 от 15 апреля 2020 года; Уставом Региональной общественной организации «Спортивный клуб смешанных единоборств РТ «Варяг» и другими доказательствами, оцененными судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.
При рассмотрении дела судья городского суда, установив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, всестороннего исследования представленных в дело доказательств, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) С.В. Морозова объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в виновностиС.В. Морозова в совершении вмененного ему правонарушения, в ходе производства по делу не установлено, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в присутствии заявителя. Положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 КоАП Российской Федерации, заявителю были разъяснены, что подтверждается его подписью в соответствующей графе протокола.
При таком положении обоснованность привлечения С.В. Морозова к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ не вызывает сомнений.
Оспариваемое постановление вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание назначено С.В. Морозова в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ с учетом требований, установленных статьями 4.1, 3.1, 3.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы, в целом сводящиеся к утверждению о том, что С.В. Морозов не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, так как справка была выдана волонтеру <данные изъяты> с целью заключения договоров по подготовке к спортивным соревнованиям, были предметом проверки судьи городского суда и отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемом постановлении.
Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является безусловным основанием для удовлетворения жалобы и отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Из материалов дела однозначно следует, что Региональная общественная организация «Спортивный клуб смешанных единоборств Республики Татарстан «Варяг» по роду своей деятельности не относится к перечню организаций деятельность которых не приостановлена в соответствии с законодательством, в связи с чем у С.В. Морозова как руководителя данной организации отсутствовали правовые основания для осуществления деятельности и выдачи в связи с этим <данные изъяты> документа (справки) работодателя по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены и истолкованы судьей правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП Российской Федерации в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое постановление является законным, обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 13 мая 2020 года, вынесенное в отношении Сергея Владимировича Морозова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Ольги Сергеевны Петровой – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.Н. Сабитов