Судья Лаптева К.Н. дело № 33-2546/2023
дело № 2-2998/2023
УИД 12RS0003-02-2023-002198-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 28 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова А.В.,
судей Лоскутовой Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Козылбаевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бурбаха В. Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 июня 2023 года, которым с учетом определения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года об исправлении описки постановлено:
иск Бурбах В. Г. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда причиненного незаконным уголовным преследованием удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Бурбах В. Г. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурбах В.Г. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, в котором в окончательно сформулированных требованиях просил взыскать с ответчика за счет средств казны Российской Федерации денежную компенсацию морального вреда в размере 3000000 руб.
В обоснование иска указано, что приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля 2015 года по делу
<№> Бурбах В.Г. был признан невиновным и оправдан по одному из составов преступления –предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктов «а, г» части 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -
УК РФ) в связи с непричастностью в его совершении, за ним было признано право на реабилитацию. В результате незаконного обвинения в совершении преступления истцу причинен моральный вред (нравственные страдания).
В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в заявленном размере.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Бурбах В.Г. просит решение суда изменить, увеличить размер компенсации морального вреда. В обоснование жалобы указывает, что взысканная сумма компенсации морального вреда, с учетом перенесенных нравственных и физических страданий, чрезмерно занижена.
Выслушав объяснения Бурбаха В.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителя Минфина Российской Федерации Черновой Н.С., просившей отказать в удовлетворении жалобы, прокурора Новоселова А.С., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
На основании части 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Согласно части 1 статьи 134 УПК РФ суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
В силу части 2 статьи 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» при определении размера компенсации судам в указанных случаях надлежит учитывать в том числе длительность и обстоятельства уголовного преследования, тяжесть инкриминируемого истцу преступления, избранную меру пресечения и причины избрания определенной меры пресечения (например, связанной с лишением свободы), длительность и условия содержания под стражей, однократность и неоднократность такого содержания, вид и продолжительность назначенного уголовного наказания, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, личность истца (в частности, образ жизни и род занятий истца, привлекался ли истец ранее к уголовной ответственности), ухудшение состояния здоровья, нарушение поддерживаемых истцом близких семейных отношений с родственниками и другими членами семьи, лишение его возможности оказания необходимой им заботы и помощи, степень испытанных нравственных страданий.
Из материалов дела следует и установлено судом, что приговором Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля
2015 года по делу <№> Бурбах В.Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, пунктами «а, г» части 4 статьи 228.1 УК РФ (по преступлению от 24 апреля 2014 года); частью 3 статьи 30, пунктами «а, г» части 4 статьи 228.1 УК РФ (по преступлению от 19-31 мая 2014 года); частью 3 статьи 30, пунктами «а, г» части 4 статьи 228.1 УК РФ (по преступлению в июле 2014 года); частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1 УК РФ (по преступлению в г. Чебоксары в августе 2014 года); частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1 УК РФ (по преступлению в г. Йошкар-Оле в августе 2014 года); частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1 УК РФ (по факту изъятия наркотического средства
12 августа 2014 года).
На основании части 2 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено Бурбах В.Г. наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктами «а, г» части 4 статьи 228.1 УК РФ (событие от 24 января 2014 года), Бурбах В.Г. оправдан в связи с непричастностью к совершению преступления, за ним признано право на реабилитацию.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 года приговор Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля 2015 года отменен в части процессуальных издержек, материалы дела направлены на новое рассмотрение в тот же суд, в остальной части приговор оставлен без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 сентября 2016 года приговор Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля 2015 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 года изменен, переквалифицированы действия Бурбаха В.Г. и Леухиной М.А. по эпизоду изъятия наркотического средства от 12 августа 2014 года с части 3 статьи 30 части 5 статьи 228.1 УК РФ на часть 1 статьи 30 часть 5 статьи 228.1 УК РФ с назначением окончательного наказание Бурбаху В.Г. в виде лишения свободы на срок 14 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в остальной части приговор Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июля 2015 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября
2015 года оставлены без изменения.
Судом также установлено из материалов уголовного дела следует, что 12 августа 2014 года Бурбах В.Г. был задержан по подозрению в совершении преступления предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1 УК РФ.
12 августа 2014 года Бурбаху В.Г. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 5 статьи 228.1 УК РФ.
Постановлением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 августа 2014 года Бурбаху В.Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Постановлением от 12 февраля 2015 года Бурбаху В.Г. предъявлено обвинение в совершении семи преступлений, в том числе в совершении преступления по эпизоду от 24 января 2014 года.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями гражданского законодательства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, установив факт незаконного уголовного преследования в отношении истца, принимая во внимание право истца на реабилитацию включающую в себя компенсацию морального вреда за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку факт незаконного уголовного преследования в отношении истца установлен.
При этом судом учтено, что исключение одного эпизода из объема предъявленного обвинения не повлекло для истца оправдания в целом, а также изменения вида исправительного учреждения, или избранной в отношении него меры пресечения, совершения иных процессуальных действий, связанных с расследованием уголовного дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы относительно несогласия с определенным судом размером компенсации морального вреда судебная коллегия находит подлежащими отклонению, поскольку определенный судом размер компенсации морального вреда с учетом установленных по делу обстоятельств и наступивших для истца последствий, отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных незаконным уголовным преследованием прав истца.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурбаха В. Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Иванов
Судьи Н.Г. Лоскутова
А.А. Ваулин
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2023 года.