Гр. дело № 2-112/2018 .
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2018 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., единолично, при секретаре Бакшеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации МО СП «Хоринское» об обязании организовать проведение обследования и оценки многоквартирных домов, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Хоринское» об обязании организовать проведение обследования и оценки многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2018 года, обязании принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения закона и соблюдения прав граждан при формировании региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Хоринского района, а также при формировании региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
В ходе проверки установлено, что на территории Хоринского района в 2014-2015 гг. реализовывалась Республиканская адресная программа. В перечень многоквартирных домов (далее – МКД), находящихся на территории района, признанных непригодными для проживания на 01.01.2012 и подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, были включены 12 МКД. На основании актов межведомственной комиссии МО «Хоринский район» в реестр аварийного жилого фонда в 2006 году были включены в 16 МКД. Решением Хоринского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ акты и заключения межведомтсвенной комиссии МО «Хоринский район» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении 4 МКД, расположенных по адресам <адрес>, были признаны недействительными. В связи с чем, указанные 4 МКД не были включены в перечень МКД для участия в Республиканской адресной программе. Распоряжением главы администрации МО СП «Хоринское» от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. До настоящего времени оценка и обследование МКД по адресу: <адрес> не проведены, решения и распоряжения и дальнейшем использовании помещений не приняты. Таким образом, бездействие ответчика, выраженное в неприятии мер по оценке и обследованию МКД № (<адрес>), № № (<адрес>) в период с 2014 года по настоящее время является незаконным и влечет нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на жилище.
Кроме того, территория вокруг домов № по <адрес>, являющихся нежилыми, не ограждена, какие-либо предупредительные знаки не установлены. Фактически дома частично разрушены, в них образованы стихийные несанкционированные свалки, посещения указанных домов является беспрепятственным.
В судебном заседании помощник прокурора Дашиева М.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, по доводам, изложенным выше. Просит обязать администрацию МО СП «Хоринское» организовать проведение обследования и оценки многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> срок до 01 июня 2018 года, и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда на 2 года, т.к. установление такого срока является необоснованным и не разумным, считает, что все условия для выполнения решения у администрации сельского поселения имелись ранее.
Представитель ответчика – Балтуков К.В., действующий на основании доверенности от 22.02.2018 года, исковые требования признал. Просил суд предоставить срок для проведения обследования и оценки многоквартирных домов два года, поскольку в бюджете МО СП «Хоринское» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, финансирование мероприятий по оценке и обследованию МКД не предусмотрено, дефицит бюджета на 2018 год составляет 800 тысяч рублей. Без привлечения экспертных организаций невозможно провести обследование и оценку МКД.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности органов местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Частью 4 ст. 8 Закона Республики Бурятия «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» от 07.12.2004 № 896-Ш на основании ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ за сельскими поселениями закреплены вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания - жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности МКД признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также МКД в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 № 332 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013 - 2017 годах» (далее -Республиканская адресная программа).
Хоринским районным судом РБ при рассмотрении гражданского дела по иску АМО СП «Хоринское» к АМО «Хоринский район» о признании актов и заключений межведомственной комиссии МО «Хоринский район» недействительными установлено, что согласно заключениям от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации МО «Хоринский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, на основании актов межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, составленных по результатам обследования, признаны аварийными и непригодными для проживания. Согласно инженерным обследованиям состояния МКД, проведенным ООО «Зампроект», дома считаются ограниченно пригодными к эксплуатации и рекомендовано провести капитальные ремонты. В связи с чем, суд решением от ДД.ММ.ГГГГ признал акт и заключение межведомственной комиссии МО «Хоринский район» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении 4 МКД, расположенных по адресам: <адрес> недействительными.
В связи с чем, указанные МКД не были включены в перечень МКД для участия в Республиканской адресной программе.
В целях реализации ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия постановлением Правительства Республики Бурятия № 77 от 28.02.2014 утверждена Республиканская программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы» (далее - Программа капитального ремонта).
В адресный перечень МКД Программы капитального ремонта, в которых запланирован ремонт общего имущества дома, включаются все МКД, расположенные на территории Республики Бурятия, за исключением МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, домов блокированной застройки, а также МКД, расположенных на земельном участке, в отношении которого принято решение об его изъятии для государственных или муниципальных нужд.
МКД, расположенные по адресам: <адрес>, в адресный перечень МКД Программы капитального ремонта не включены.
Как установлено проверкой прокуратуры района, в настоящее время <адрес> является жилым, дома № по <адрес> нежилые.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.09.2008 № 436 указанные МКД были переданы в собственность МО СП «Хоринское».
Распоряжением главы администрации МО СП «Хоринское» от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Положение о межведомственной комиссии утверждено постановлением главы МО СП «Хоринское» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
В соответствии с п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Между тем, до настоящего времени оценка и обследование МКД по адресу: <адрес> не проведены, решения и распоряжения о дальнейшем использовании помещений не приняты.
Довод представителя ответчика о невозможности организовать проведение обследования и оценки МКД ввиду отсутствия денежных средств в бюджете поселения, не может являться основанием для признания бездействие ответчика законным.
Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Вместе с тем, территория вокруг домов № по <адрес>, являющихся нежилыми, не ограждена, какие-либо предупредительные знаки не установлены. Фактически дома частично разрушены, в них образованы стихийные несанкционированные свалки, посещение указанных домов является беспрепятственным. Что создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации, а также может повлечь опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, которые могут посещать указанные места.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, об обоснованности требований прокурора Хоринского района, и находит их подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других субъектов гражданских правоотношений (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ). Одной из стадий гражданского судопроизводства является исполнение решений суда.
Истец в исковом заявлении просит суд обязать ответчика организовать проведение обследования и оценки многоквартирных домов в срок до 01.06.2018 год, ответчик просит предоставить ему отсрочку исполнения решения суда на 2 года, мотивируя отсутствием денежных средств.
Учитывая, что согласно п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, а также разделов 4, 6 Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и порядка уведомления граждан, утвержденного Постановлением АМО СП «Хоринское» от ДД.ММ.ГГГГ №, организация проведения указанных работ занимает определенное время также как и сама процедура проведения оценки соответствующего помещения, требующая привлечение специалистов и экспертов, суд полагает возможным и разумным установить срок исполнения решения - до 01.12.2018 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Хоринского района Республики Бурятия удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО СП «Хоринское» организовать проведение обследования и оценки многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию МО СП «Хоринское» принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здания многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья: . Н.Л. Гармаева
.
.