Решение по делу № 3а-221/2022 от 21.04.2022

    44OS0000-01-2022-000124-09

    Дело № 3а-221/2022

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года, город Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего Колесова Р.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собенина ФИО6 к администрации Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Собенин ФИО7 обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 688 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01 января 2013 года утверждена в размере 1 843 262,08 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером площадью 896 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, кадастровая стоимость которого по состоянию на 04 сентября 2014 года утверждена в размере 2 245 107,2 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 649 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, кадастровая стоимость которого по состоянию на 04 сентября 2014 года утверждена в размере 1 626 199,3 руб.;

- объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 74,9 кв.м., назначение: нежилое, расположенный по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 1 157 655,9 руб.;

- объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 121,7 кв.м., назначение: нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого утверждена по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 3 878 172,52 руб.

Однако рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии с отчетами №№ 1 689, 1 690, 1 685, 1 679 от 31 августа 2021 года, выполненными оценщиком ООО «РОСТоценка Валерия» ФИО3, по состоянию на дату оценки составляет 455 958 руб., 679 267 руб., 504 409 руб., 653 493 руб. и 2 239 288 руб. соответственно.

Таким образом, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, что нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые рассчитываются исходя из кадастровой стоимости объектов.

Просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен бывший собственник земельного участка с кадастровым номером ФИО4

В судебное заседание административный истец Собенин ФИО8 не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в ходатайстве просил рассматривать дело в своё отсутствие.

Представители административных ответчиков администрации Костромской области, Управления Росреестра по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Костромской области, представители заинтересованных лиц Администрации городского округа город Кострома, Администрации городского округа город Шарья Костромской области, заинтересованное лицо ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований, связанных с расчетом рыночной стоимости, не представили.

Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Собенину ФИО9 на праве собственности принадлежат:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 688 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 896 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 649 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений;

- объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 74,9 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: подвальное помещение, расположенный по адресу: <адрес>

- объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 121,7 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 1 843 262,08 руб., земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 04 сентября 2014 года в размере 2 245 107,2 руб., земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 04 сентября 2014 года определена в размере 1 626 199,3 руб., объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 1 157 655,9 руб., объекта капитального строительства с кадастровым номером по состоянию на 01 марта 2016 года определена в размере 3 878 172,52 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29 октября 2015 года № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости влияют на объём налоговых обязательств административного истца, а, следовательно, затрагивают его права.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчёты №№ 1 689, 1 690, 1 685, 1 679 от 31 августа 2021 года, выполненные оценщиком ООО «РОСТоценка Валерия» ФИО3

В отчетах рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату их оценки определена в размере 455 958 руб., 679 267 руб., 504 409 руб., 653 493 руб. и 2 239 288 руб. соответственно.

Оценщик определил рыночную стоимость земельных участков с использованием сравнительного подхода, обоснованно отказавших от применения доходного и затратного подходов, нежилых зданий с использованием сравнительного и доходного подходов (весовые коэффициенты по 0,5), обоснованно отказавшись от применения затратного подхода.

При этом при использовании сравнительного подхода (метод сравнения продаж) оценщиком проведен анализ рынка предложений, путем сопоставления характеристик объекта оценки и предлагавшихся к продаже объектов в качестве объектов-аналогов отобраны те из них, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам введены соответствующие корректировки.

Рассчитывая стоимость объекта оценки доходным подходом (метод капитализации) оценщик в соответствии со сведениями об объектах-аналогах и корректировками по ряду ценобразующих факторов рассчитал среднюю арендную ставку, исходя из которой в последующем установил чистый операционный доход и стоимость объекта недвижимости.

Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков – Ассоциации «Русское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объектов недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию.

Поскольку в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административные истцы не обращались, датой подачи заявления следует считать дату их обращения в суд с настоящим административным иском, то есть 21 апреля 2022 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 688 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 455 958 (Четыреста пятьдесят пять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 896 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04 сентября 2014 года в размере 679 267 (Шестьсот семьдесят девять тысяч двести шестьдесят семь) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 649 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, равной его рыночной стоимости по состоянию на 04 сентября 2014 года в размере 504 409 (Пятьсот четыре тысячи четыреста девять) рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , площадью 74,9 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: подвальное помещение, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 653 493 (Шестьсот пятьдесят три тысячи четыреста девяносто три) рубля.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером , площадью 121,7 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2016 года в размере 2 239 288 (Два миллиона двести тридцать девять тысяч двести восемьдесят восемь) рублей.

Датой подачи заявления считать 21 апреля 2022 года.

На настоящее решение в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

    Председательствующий     Р.Н. Колесов

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2022 года.

3а-221/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Собенин Дмитрий Александрович
Ответчики
Администрация Костромской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Костромской области
Управление Росреестра по Костромской области
Другие
Администрация городского округа город Шарья Костромской области
Администрация городского округа город Кострома
Суд
Костромской областной суд
Судья
Колесов Роман Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация административного искового заявления
21.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022Дело оформлено
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее