К делу № 2-668/2023 (2-8118/2022)
УИД 23RS0040-01-2022-008250-07
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Дордуля Е.К.,
при секретаре Швыдченко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саргсян Г. С. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о назначении пенсии,
установил:
Саргсян Г.С. обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о назначении пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что решением управления Пенсионного фонда России в Прикубанском округе г. Краснодара от 11.04.2017 № 16899002/16 Саргсян Г.С. отказано в установлении пенсии отказано, при этом не включены в стаж периоды работы: с 05.01.1974 по 12.12.1994 – в ХРУ при ПМК-3 Араратского района треста Сельстрой № 5, а также периоды ухода за детьми ФИО4 и ФИО5 Истец указывает на то, что ее трудовая деятельность в ХРУ при ПМК-3 Араратского района треста Сельстрой № 5 подтверждается сведениями трудовой книжки. На основании вышеизложенного, истец просит признать решение (бездействие) ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы с 05.01.1974 по 12.12.1994 в хозрасчетном строительном участке треста «Сельстрой» № 5 при ПМК № 3, а также периода ухода за детьми в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с даты обращения за пенсией.
В ходе судебного разбирательства, ответчик УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара заменен на Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебном заседании просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, назначить пенсию, учитывая представленные доказательства.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Истец Саргсян Г.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Выслушав представителей сторон, суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, считает, что иск предъявлен необоснованно, и в его удовлетворении следует отказать по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Материалами дела установлено, что Саргсян Г.С. 19.12.2016 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о назначении пенсии. Решением от 11.04.2017 № 16899002/16 отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия страхового стажа 7 лет и индивидуального пенсионного коэффициента 9,0.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 19.12.2016), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом, не приняты к зачету: трудовая книжка ПТ-1 № 1357967 с датой заполнения 05.01.1974, так как бланк трудовой книжки согласно сведений ФГУП «Госзнак» Министерства финансов РФ изготовлен в 1987 году, что позже даты заполнения и является нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. №162; справка о заработной плате от 31.12.1992 №350, поскольку печать, заверяющая справку размыта и не читаема.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 года N 696-О, от 28 ноября 2019 года N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее - Правила N 1015).
В силу пункта 59 данных Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию, (должность), основание их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
В соответствии с пунктом 104 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно ст. 63 ГК РФ документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный архив.
Согласно поступившего на запрос Управления от 27.02.2017 № 08-3090 ответа от 13.3.2017 №271 документы личного состава хозрасчетного строительного участка треста «Сельстрой» №5 при ПМК №3 Армянской ССР в национальный архив Армении не сданы и местонахождение их не известно.
Проанализировав содержание представленных истцом справок № 350, № 349, и принимая во внимание, что в них не указано на основании каких первичных бухгалтерских документов они составлены, а также отсутствует информация об уплате из исчисленных сумм взносов в пенсионный фонд за спорный период, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении спорных периодов работы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Поскольку у истца периоды работы не подтверждены, соответственно периоды ухода за детьми не могут быть приняты к зачету в страховой стаж.
Позднее, Саргсян Г.С. в Управление ПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара 11.06.2019, через многофункциональный центр, подано заявление о назначении социальной пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением от 24.06.2019 № 190000028696/778947/19 отказано в установлении пенсии, поскольку из представленных документов не усматривается постоянное проживание заявителя на территории Российской Федерации не менее 15 лет.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ установлено, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста;
В соответствии с пунктом 53 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. №958н документом, удостоверяющим личность, возраст и наличие гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ, выданный территориальным органом МВД РФ. Согласно п. 57 Перечня документом, подтверждающим место жительство гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства. Документом, подтверждающим место пребывания на территории РФ гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории РФ.
Для назначения социальной пенсии по старости ответчику представлены следующие документы: заявление о назначении пенсии от 11.06.2019, заявление о доставке от 11.06.2019, паспорт РФ 03 19 № 163691 от 03.10.2018, где отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, свидетельство №1630 о регистрации по месту пребывания.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не предоставлены доказательства проживания на территории Российской Федерации не менее 15 лет.
Кроме того, согласно доверенности от 04.02.2020, указан адрес проживания истца: <адрес> А.
Таким образом, спорные периоды работы обоснованно не учтены ответчиком в стаж.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований Саргсян Г.С. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о назначении пенсии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.03.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░