Судья – Шатуленко И.В.
Дело № 33 – 9263
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Пьянкова Д.А., судей Фомина В.И., и Симоновой Т.В., при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 03 сентября 2018 г. дело по апелляционной жалобе Разорвина Александра Владимировича, Разорвиной Юлии Александровны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 июня 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Разорвина Александра Владимировича, Разорвиной Юлии Александровны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р1., Р2., предъявленные к администрации города Соликамска Пермского края, о признании незаконным решения об исключении семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, восстановлении в списке молодых семей, оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истцов Разорвиной Ю.А., Разорвина А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Разорвин А.В., Разорвина Ю.А. обратились в суд с иском к администрации города Соликамска Пермского края в котором просили признать незаконным решение ответчика об исключении их семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Возложить на ответчика обязанность восстановить их семью в списке молодых семей, потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в той очередности, которая существовала на дату исключения, а также взыскать с ответчика в в равных долях расходы по оплате услуг специалиста в сумме 20000 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
В обоснование иска указали, что 23.01.2012. их семья в составе Разорвина А.В., Разорвиной Ю.А. и несовершеннолетнего Р1. была признана участником программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы». 08.02.2018 они представили пакет документов для подтверждения и обоснованности нахождения граждан на учете нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме. Письмом начальника управления культуры администрации г. Соликамска № 203 от 19.02.2018 «Об исключении» истцам было сообщено о принятом решении об исключении из списка потенциальных участников Подпрограммы по тем основаниям, что обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений превышает учётную норму на одного члена семьи. Истцы не согласны с указанным решением, полагая, что на их семья в количестве 3-х человек с учетом занимаемых помещений и приобретения жилого помещения на заемные средства была обеспечена жилыми помещениями площадью 29,52кв.м. и проживанием в аварийном жилом доме.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят об отмене постановленного судом решения. Полагают не подлежащими применению к спорным отношениям положения п.43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050), указывая на то, что свидетельство о праве на социальную выплату истцами получено не было. Вывод суда о том, что истцами не предоставлены нотариальные обязательства о переоформлении жилья в общую собственность являются преждевременными, поскольку такая обязанность возникает только после получения свидетельства. Полагают, что положения Правил не ограничивают возможность приобретения долей в жилых помещениях. Отмечают, что на долю третьих лиц приходится 1,2 общей площади квартиры по адресу: ****, при этом интереса в жилом помещении они не имеют. В результате приобретения указанного жилого помещения жилищные условия семьи улучшились, что соответствует целям программы. На момент заключения кредитного договора семья истцов являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку занимала одну комнату в квартире по адресу: ****, расположенной в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, при этом обеспеченность жилыми помещениями составляла ниже учетной нормы. Полагает необоснованным вывод суда о нецелевом использовании денежных средств, указывая на то, что размер причитающейся на истцов доли долга превышает размер социальной выплаты, в связи с чем третьи лица не будут получателями денежных средств. Отмечают, что ответчики в возражениях не оспаривали то, что они не являются надлежащими ответчиками, материалы дела не содержат сведений ЕГРЮЛ в отношении Управления культуры г.Соликамска, как самостоятельного юридического лица. Суд был праве поставить вопрос о замене ответчика в порядке, предусмотренном ст.41 ГПК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представители администрации г.Соликамска, Управления культуры администрации г.Соликамска просят решение суда оставить без изменений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы на удовлетворении жалобы настаивали.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение истцов, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Участие Пермского края в реализации указанной выше подпрограммы осуществляется посредством Государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п, в рамках которой принята Подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей».
Управление культуры администрации города Соликамска осуществляет реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденную Постановлением Администрации города Соликамска от 13.11.2013 года № 1778-па на основе подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 и «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п.
Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6 Правил).
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п аналогичен по своему содержанию указанному выше нормативному акту.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Разорвин А.В. и Разорвина Ю.А. состоят в зарегистрированном браке с 10 сентября 2010 года, имеют двоих несовершеннолетних детей: сына Р1., дата рождения, дочь Р2., дата рождения.
По состоянию на 18 января 2012 года молодая семья в составе трех человек: Разорвина А.В., Разорвиной Ю.А., несовершеннолетнего Р1. администрацией г. Соликамска была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения социальных выплат для приобретения жилья, что подтверждается справкой № 14 от 18.01.2012.
В указанный период времени Разорвин А.В. был зарегистрирован по адресу: ****, в квартире общей площадью 40,40 кв.м. (зарегистрировано 4 человека).Его супруга – Разорвина Ю.А. и сын – Р1. имели регистрацию в квартире по адресу: ****, общей площадью 77,7 кв.м. (зарегистрировано 5 человек).
08.07.2016 Разорвиной Ю.А. и родителями Разорвина А.В. – Р3. и Р4. заключен кредитный договор ** с /Банк/ на приобретение жилого помещения по адресу: ****, общей площадью 61,3 кв. м. Данная квартира оформлена в общую долевую собственность не только истицы Разорвиной Ю.А. (98/100), но и родителей супруга – Р4., Р3. (по 1/100 каждому), которые не являются членами молодой семьи.
На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
08.02.2018 семья Разорвиных представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
По состоянию на 08.02.2018 г. Разорвин А.В. зарегистрирован в квартире по адресу: ****, общей площадью 40,4 кв.м, всего в жилом помещении зарегистрировано 4 человека. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности Разорвина А.В., Р4., Р5., Р3. на основании договора купли- продажи квартиры от 09.10.2003 (по 1/4 доли у каждого).
Согласно справке МУП «ИРЦ» от 08.02.2018 г. Разорвина Ю.А. совместно с несовершеннолетними Р1., Р2. зарегистрированы по адресу: ****, общей площадью 61,3 кв.м, всего в жилом помещении зарегистрировано 3 человека. Данное жилое помещение находится в общей долевой собственности Разорвиной Ю.А. (98/100 доли), Р4. (1/100 доли), Р3. (1/100 доли), на основании договора купли- продажи от 09.07.2016.
Согласно письму отдела по жилищной политике от 16.02.2018 № 81 «О рассмотрении документов» семья Разорвиных в составе четырех человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст.51,31,53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
19.02.2018 Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии № 7 об исключении молодой семьи Разорвиной Ю.А. в составе четырех человек (Разорвиной Ю.А., Разорвина А.В., Р2., Р1.) из списков участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защиты прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»,утвержденной постановлением Правительства Пермского края, а также основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 30.12.2017 № 1710.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п», утвержденного Постановлением Правительства № 215-п, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что общая суммарная площадь жилых помещений, находящихся в пользовании семьи Разорвиных по состоянию на 08.02.2018 составляла 70,17 кв.м., что превышает учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014., кроме того, суд учел, что квартира по адресу: **** оформлена в том числе на третьих лиц, в связи с чем обоснованно учтена органом местного самоуправления при оценке повторного пакета документов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Как следует из раздела II Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" целями программы является улучшение жилищных условий молодых семей, а основным механизмом - предоставление государственных жилищных сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
В силу п.п. «е» п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - Правила).
Требования к участникам программы установлены п.6 Правил.
Согласно п.43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
В случае использования средств социальной выплаты на цели, предусмотренные подпунктами "г" и "е" пункта 2 настоящих Правил, допускается оформление приобретенного жилого помещения или построенного жилого дома в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение или жилой дом, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение или построенный с помощью социальной выплаты жилой дом в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения или жилого дома.
В соответствии с п. 19 указанных выше Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Таким образом, денежные средства, предоставляемые в рамках указанной программы могут быть использованы исключительно в целях обеспечения жилыми помещениях, в том числе виде погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам лиц, соответствующих требованиям программы.
Из материалов дела следует, что заявителями ставится вопрос о предоставлении субсидии на жилое помещение, приобретенное за счет заемных средств в соответствии с п. «е» п.2 Правил.
Вместе с тем, как установлено судом, указанное жилое помещение приобретено в собственность как истца Разорвиной Ю.А., так и Р3. и Р4., которые членами семьи истцов не являются, не являются участникам программы, и не могут быть признаны таковыми, поскольку не соответствуют требования п.6 Правил.
Заемные обязательства, предъявленные к погашению в рамках программы, возникли как у истца Разорвиной Ю.А., так и у созаемщиков Р3. и Р4., не являющихся участниками программы.
При указанных обстоятельствах, поскольку приобретаемое жилое помещение не принадлежит исключительно членам молодой семьи и не может быть оформлено в общую собственность всех членов молодой семьи в соответствии с п.43 Правил, ввиду того, что находится в собственности и других лиц, у уполномоченного органа не имелось оснований для удовлетворения заявления истцов.
Ссылка жалобы на преждевременность выводов суда, ввиду того, что приобретению в общую долевую собственность членов семьи предшествует выдача сертификата является необоснованной, поскольку положений п.43 Правил, предполагают, что до выдачи сертификата и до подписания обязательства о переоформлении помещения в общую собственность членов семьи, жилое помещение должно быть оформлено на одно из членов молодой семьи.
Доводы апелляционной жалобы о незначительном размере долей Р4., Р3. в жилом помещении по адресу: **** не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку положения Правил не предполагают возможность направления средств программы на приобретения долей в жилом помещении, а буквальное толкование положений п.43 Правил предполагает обязанность по оформлению жилого помещения в общую собственность, членов молодой семьи, которая в данном случае не может быть исполнена.
Кроме того, направление средств на погашение основного долга и процентов по кредитному договору на приобретение жилого помещения, созаемщиками по которому являются лица, не подпадающие под условия программы, противоречит положениям п.п. «е» п.2 Правил и целям программы.
Доводы жалобы о том, что доля Р4. и Р3. в обязательствах перед кредитной организацией составляет по 1/100 доле у каждого и применительно к положениями п.2 ст.325 ГК РФ существенно меньше доли истца Разовиной Ю.А. судебной коллегией также не могут быть приняты, поскольку условия кредитного договора** от 8 июля 2016 г. предусматривают солидарную обязанность созаемщиков.
Погашение задолженности по кредитному договору в силу положений ст.322 ГК РФ, повлечет за собой погашение обязательства всех солидарных должников, в том числе не являющихся участниками программы, перед банком, что не соответствует условиям предоставления сертификата.
Ссылка жалобы на то, что в случае предоставления сертификата погашение долга по кредитному договору будет иметь место с личного счета истца Разорвиной Ю.А., согласно п.35 Правил, выводов суда не опровергает, поскольку независимо от источника поступления средств будет иметь место погашение солидарной обязанности заемщиков.
На территории города Соликамска под учетной нормой жилья понимается норма жилья, применяемая для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установленная постановлением главы города Соликамска от 30.05.2014 года № 979-па «Об утверждении ученой нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Соликамского городского округа», в размере менее 10 квадратных метров.
Ранее аналогичная учетная норма была утверждена постановлением главы г.Соликамска от 31.03.2006 года № 581.
Таким образом, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», утвержденной Постановлением Администрации города Соликамска от 13.11.2013 года № 1778-па, исходя из системного толкования изложенных выше правовых актов, необходимым условием признания семьи в качестве молодой семья для целей реализации жилищных прав, необходимо было установление обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, применительно к нормам ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, поскольку приобретенное истцами жилое помещение по адресу: **** не соответствует требованиям Правил, как жилое помещение, в отношении которого могут быть предоставлены меры поддержки, предусмотренные программой, оно было обоснованно принято во внимание при определении нуждаемости истцов в жилом помещении применительно к положениям ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что в связи с приобретением квартиры по адресу: ****, доля, приходящаяся на каждого члена семьи, при установленной учетной норме в 10 кв.метров на одного человека в г.Соликамске, ее превышает, оснований для вывода о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий для целей участия в указанной выше программе, не имеется.
Соответственно, на момент заключения кредитного договора, необходимое условие для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, установленное п. 7 Правил, истцами соблюдено не было.
В силу п. 5.7.1 Порядка реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, основанием для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.2.2-4.2.7 настоящего Порядка, для получения свидетельства в срок, установленный пунктом 5.5 настоящего Порядка.
Таким образом, исключение семьи истцов из списка участников социальной программы, являлось обоснованным.
Доводы жалобы о том, что при учете нуждаемости в жилом помещении было принято во внимание помещение по адресу: ****, расположенное в аварийном жилом доме, являются необоснованными, поскольку из текста решения суда следует, что данная квартира судом при проверке обоснованности заявленных требований, не учитывалась.
Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции заявителя в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены, судебная коллегия не находит оснований для иных выводов, всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясьст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу Разорвина Александра Владимировича, Разорвиной Юлии Александровны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 14 июня 2018 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: