Дело № 2-1/2023
УИД 54RS0023-01-2020-001403-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2023 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Полевой М.Н.
при секретаре Протасовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, ООО «Водолей» о ликвидации полигона твердых коммунальных отходов и восстановлении первоначального состояния земельного участка,
установил:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, ООО «Водолей» о ликвидации полигона твердых коммунальных отходов, запрете деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном в пределах приаэродромной территории, исключении полигона ТКО из государственного реестра объектов размещения отходов.
В обоснование иска указано следующее:
ДД.ММ.ГГГГ Новосибирской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов проведено обследование полигона твердых коммунальных отходов (далее – ПТКО), расположенного на земельном участке площадью 50000 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленном в аренду ООО «Водолей» на неопределенный срок для размещения и эксплуатации ПТКО.
Указанный земельный участок с размещенным на нем полигоном расположен на расстоянии 7,01 км от контрольной точки аэродрома Новосибирск (Толмачево) в пределах 15-километровой зоны приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево).
В ходе обследования действующей части ПТКО ООО «Водолей» ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 30 минут обнаружено 273 особи птиц, суммарной биомассой 83,7 кг, при этом коммунальные отходы, включающие пищевые продукты, на ПТКО располагались свободно, под открытым небом, их обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение не производились.
В связи с чем, ПТКО представляет угрозу безопасности воздушного движения, осуществляемого в пределах приаэродромной территории аэродрома Новосибирск, при его эксплуатации нарушены требования воздушного законодательства РФ, а именно:
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, и в силу ч.3 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" размещение объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий должно осуществляться при условии согласования размещения указанных объектов с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации.
Вместе с тем, письмом постоянно действующей комиссии по согласованию и контролю за строительством и размещением объектов в границах полос воздушных подходов аэродрома и санитарно - защитной зоны аэродрома Новосибирск (Толмачево) от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованным директору ООО «Водолей», отказано в размещении полигона ПТКО в связи с угрозой безопасности полетов.
Ввиду того, что мероприятия, направленные на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, включая ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведения мероприятий по их отпугиванию, ООО «Водолей» не осуществляются, ранее примененные меры прокурорского реагирования к положительным результатам не привели, Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и просит:
Обязать ООО «Водолей» осуществить мероприятия по ликвидации полигона твердых бытовых отходов площадью 50000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать ООО «Водолей» прекратить деятельность по размещению отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов площадью 50 000кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
Запретить Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области предоставлять земельный участок площадью 50 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для размещения твердых коммунальных отходов.
Исключить полигон твердых бытовых отходов площадью 50 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> из государственного реестра объектов размещения отходов (включен за№).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Грязнова Е.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель АО «Аэропорт Томачево» Дехнич А.К. исковые требования поддержала по тем основаниям, что размещение полигона ТКО в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) создает риски столкновения воздушных судов с птицами, угрожает безопасности полетов.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв (т.1 л.д.96-104), в котором Департамент исковые требования не признал, указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу п.1 ст.2 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 №27-ОЗ, только распоряжается землями неразграниченной государственной собственности, к которым и относится земельный участок с кадастровым номером №.
Считает, что запреты и ограничения в использовании объектов, создающих угрозу безопасности воздушных полетов, установлены законом и не требуют их дополнительного установления в судебном порядке, в связи с чем исковые требования о запрете Департаменту использования земельного участка для размещения ТБО удовлетворению не подлежат.
Министерство Обороны РФ представителя в судебное заседание не направило. Представлен отзыв (т.1 л.д.79-86), в котором МО РФ просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № с ООО «Водолей» действовали Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1084, запрещающие размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов-менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов.
Размещение полигона ТКО в пределах приаэродромной территории оказывает негативное влияние на безопасность полетов воздушных судов, создавая риски их столкновения с птицами.
Представитель ООО «Водолей» Жирнова Е.А. иск не признала по тем основаниям, что отсутствует расчет контрольной точки аэродрома, непонятно почему территория отнесена к шестой подзоне, отсутствует расчет, который бы подтвердил массовое скопление птиц. ООО «Водолей» регулярно проводит отлов и отстрел птиц на полигоне, пищевые отходы на полигоне не размещаются. Также полагает, что на основании ч.2 ст.1065 ГК РФ суд должен отказать в иске, поскольку приостановление деятельности полигона противоречит общественным интересам. В отсутствие иных мест по размещению твердых бытовых отходов на территории Коченевского района закрытие свалки противоречит общественным интересам, что может создать угрозу экологической безопасности района вследствие его захламления. Заключение эксперта, выполненное сотрудником ООО «Два крыла» Рыжовым С.К., считает недопустимым доказательством. Выводы о массовом скоплении птиц на полигоне не подтверждается фотографиями, а выводы о некомпетенции сотрудников полигона по проведению мероприятий по отпугиваю птиц носит предположительный характер, Эксперт находился на полигоне не более получаса и не мог объективно провести исследования за такой короткий промежуток времени. Выводы эксперта о пересечении птиц и воздушных судом противоречат материалам дела.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования Новосибирского транспортного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства (ст.14 Воздушного кодекса РФ).
Одним из способов обеспечения безопасного использования воздушного пространства является установление приаэродромной территории.
В соответствии со ст.47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанным актом на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
На приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Согласно п.п.д п1.ч.1 Положения о приаэродромной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1460, выделение шестой подзоны определяется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома
В соответствии с п.2 Положения приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Согласно Перечню аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 №1034-р аэродром Новосибирск (Толмачево) является государственным, совместного базирования, принадлежит Министерству Обороны РФ, что также отражено в свидетельстве о государственной регистрации аэродрома б\н от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.37-39 )
В соответствии с ч.2 ст.49 Воздушного кодекса РФ оператором аэродрома гражданской авиации на основании сертификата №№ от ДД.ММ.ГГГГ, сертификата №№ является АО «Аэропорт Толмачево» (т.1 л.д.34-37)
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 №1055 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотенных частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациив части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» для аэродрома государственной авиации Новосибирск (Толмачево) в качестве уполномоченного органа определено Министерство Обороны РФ.
До настоящего времени решение уполномоченного органа об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Томачево) не принято.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усовершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, органы государственной власти в случае отсутствия описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости.
Министерством Обороны РФ местоположение границ приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) на переходный период опубликовано в сети интернет на сайте Министерства Обороны РФ <данные изъяты> в целях согласования размещения в данных границах объектов, которые могут угрожать безопасности воздушных судов.
Судом установлены следующие обстоятельства:
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Коченевского района Новосибирской области № ООО «Водолей» предоставлен земельный участок, земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, коммуникаций и иного специального назначения с кадастровым номером № площадью 50000 кв.м., находящийся на территории <адрес> для эксплуатации твердых бытовых отходов на 10 лет (л.д.19).
Между Администрацией Коченевского района Новосибирской области и ООО «Водолей» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № для размещения и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1л.д.27-33).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Водолей» является сбор отходов (т.1 л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водолей» получена лицензия на деятельность по размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО в 800 метрах в северо-восточном направлении от ориентира 1429 км трассы автодороги М-51 «Байкал», выданная Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу.
Из лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности № следует, что на ПТКО размещается: пыль комбикормовая, отходы из жилищ, отходы жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты, помет куриный.
Приказом Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ полигон ООО «Водолей» внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (№) т.1 л.д.18
Полигон ТКО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, находится на расстоянии 7,01 км от контрольной точки аэродрома (КТА) Новосибирск (Толмачево), то есть в шестой подзоне в пределах 15-километровой зоны приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево), что подтверждается картой-схемой, представленной в материалы дела (т.1 л.д.).
При этом доводы ответчика ООО «Водолей» о том, что отсутствует расчет контрольной точки аэродрома, не указаны примененные методики при её расчете, судом отклоняются.
Как указано выше, границы приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Томачево) определены на переходный период в установленном законом порядке, в данном случае имеет презумпция достоверности установленных границ.
Ответчик ООО «Водолей» вправе оспорить границы приаэродромной территории в установленном законом порядке путем предъявления иска в суд, а до тех пор опубликованные на официальном сайте Министерства Обороны РФ границы приаэродромной территории являются достоверными.
Карта-схема с отображением границ размещена в установленном законом порядке на официальном сайте Министерства Обороны РФ, и принимается судом в качестве достоверного и достаточного доказательства установленных границ приаэродромной территории, подтверждающего нахождение полигона ТКО в шестой подзоне приаэродромной территории.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области письмом № уведомил ООО «Водолей» о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Администрацией Коченевского района Новосибирской области и ООО «Водолей» считается возобновленным на неопределенный срок в соответствии со ст.621 ГК РФ (т.1л.д.26).
Согласно п.п.1 п.7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом РФ (в редакции настоящего Федерального закона) ограничения использования земельных участков и\или расположенных на них объектов недвижимости, и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не применяются в отношении объектов капитального строительства, проектирование, строительство которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и \или уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и \или расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня введения в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности воздушных судов.
ООО «Водолей» не было получено согласование на размещение полигона ТКО в <адрес> в шестой подзоне приаэродромной территории с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром Новосибирск (Толмачево) – Министерством Обороны РФ.
До установления приаэродромной территории согласование размещения объектов, угрожающих безопасности полетов, в пределах приаэродромной территории осуществляется постоянно действующей комиссией по согласованию и контролю за строительством и размещением объектов в границах полос воздушных подходов аэродрома и санитарно-защитной зоны аэродрома Новосибирск (Толмачево), которая состоит из представителей войсковой части совместного базирования – в\ч 12739, оператора Аэродрома гражданской авиации – АО «Аэропорт Толмачево» и Новосибирского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигации Западной Сибири» ФГУП Госкорпорации по ОрВД.
Из материалов дела следует, что директор ООО «Водолей» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обращался в АО «Аэропорт Толмачево» с просьбой о согласовании размещения полигона ТБО в <адрес> в приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) – т.1 л.д.50.
АО «Аэропорт Толмачево» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснило ООО «Водолей» порядок согласования размещения объектов в приаэродромной зоне, а также как член постоянно действующей комиссии по согласованию и контролю за строительством и размещением объектов в границах полос воздушных подходов аэродрома и санитарно-защитной зоны аэродрома Новосибирск (Толмачево) поставило заявителя в известность о том, что АО «Аэропорт Толмачево» не согласует размещение полигона ТКО, поскольку это создает тяжело контролируемые неприемлемые риски безопасности полетов – т.1 л.д.51-52.
Поскольку установлен явный законодательный запрет на размещение в шестой подзоне приаэродромной территории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, предметом доказывания является то, что полигон ТКО относится к указанным объектам, и в связи с этим представляет угрозу безопасности для полетов воздушных судов при эксплуатации полигона ТКО.
В подтверждение угрозы безопасности полетов воздушных судов в результате эксплуатации полигона истцом представлены результаты обследования полигона ТКО, проведенного транспортной прокуратурой с привлечением специалистов ЗС МТУ ВТ ФАВТ, Института систематики и экологии Сибирского отделения Российской Академии Наук, орнитологической службы АО «Аэропорт Толмачево».
Из материалов прокурорской проверки следует, что на действующей части ПТКО ООО «Водолей» в 17.30 местного времени ДД.ММ.ГГГГ обнаружено 273 штук следующих птиц: черный коршун – 2 особи, серебристая чайка – 1 особь, скворец – 35 особей, полевой воробей – 47 особей, грач – 153 особи, северная ворона – 1 особь, сорока – 32 особи. Суммарная биомасса всех встречных птиц составила 83,7 кг.
На момент обследования коммунальные отходы, включающие пищевые продукты, на ПТКО располагались свободно, под открытым небом, их обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение не производились.
По результатам проверки сделан вывод: в силу совокупности указанных выше факторов ПТКО ООО «Водолей» можно отнести к объектам, создающим угрозу безопасности полетов воздушных судов, следующих в аэропорт Новосибирск (Толмачево).
В адрес ООО «Водолей» транспортным прокурором внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об использовании воздушного пространства, в котором указано, что на момент проверки на полигоне ТБО выявлено не менее 200 самолетоопасных особей птиц, что создает угрозу безопасности воздушного движения, осуществляемого с аэродрома Новосибирск (Толмачево), при этом отсутствует согласование на размещение данного объекта в пределах приаэродромной территории, и содержится требование о принятии исчерпывающих мер к устранению нарушений законодательства РФ об использовании воздушного пространства, причин и условий им способствующих (т1 л.д.53-57).
Постановлением врио заместителя начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу А.П. Истришиным вынесено Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор ООО «Водолей» Черненко С.А. признан виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.4 КоАП РФ за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (т.1 л.д.72-78).
Также в материалах дела имеется представление Транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства об использовании воздушного пространства от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены аналогичные факты (т.1 л.д.60-63).
Допрошенный в судебном заседании свидетель Грабовский М.А. (т.1 л.д.181) пояснил, что занимает должность ведущего инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов в АО «Аэропорт Толмачево», имеет стаж работы по специальности 20 лет. По существу показал, что АО «Аэропорт Толмачево» давно обращало внимание прокуратуры на незаконность существования полигона ТКО в <адрес> в пределах приаэродромной территории. Полигон представляет серьезную опасность для аэропорта, так как находится в зоне взлета и посадки воздушных судов. На свалки складируются пищевые отходы, что привлекает птиц, в том числе, коршунов, которые парят на высоте захода воздушного судна на посадку. Аэропорт Толмачево ежегодно проводит эколого-орнитологическое обследование, по результатам которого приходит к выводу, что свалка представляет угрозу для безопасности воздушных судов. Другие объекты хоть формально и относятся к потенциально опасным, но в основном они закрытые и птицы там не скапливаются. Если бы даже свалка правильно функционировала, то она все равно представляла бы опасность.
При проведении прокурорской проверки, в которой он также участвовал, зафиксировали количество птиц, их виды, состояние незахороненного мусора. Свалка увеличивает численность птиц, что в свою очередь повышает вероятность столкновения птиц с самолетами. Даже одна птица на маршруте движения воздушных судов весом более 300-400 гр представляет опасность для воздушного судна. Свалка представляет опасность как источник корма, птицы летают за кормом на расстояние 20-30 км.
Также в ходе рассмотрения дела была назначена судебная орнитологическая экологическая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Два крыла» (т.1 л.д.103-106).
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
-какими показателями характеризуется орнитологическая обстановка на полигоне ТКО (указать виды, количество и самолетоопасность птиц, а также установить привлекаются ли птицы в район полигона)
-возможно ли указанный полигон отнести к категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц- оказывает ли влияние на безопасность полетов воздушных судов функционирование полигона ТКО в текущем состоянии.
Из экспертного заключения, выполненного авиационным орнитологом Рыжовым С.К., следует, что на протяжении ряда лет, предшествующих проведению экспертного исследования, на полигоне ТКО орнитологическая обстановка характеризовалась постоянным присутствием таких видов птиц как:
Грач – максимальная концентрация 153 особи, скворец обыкновенный - максимальная концентрация 200 особей, коршун чёрный - максимальная концентрация 8 особей, а также чайка серебристая, чайка озёрная, ворона серая, полевой воробей - максимальная концентрация 47 особей, сорока - максимальная концентрация 32 особи
В ходе экспертного исследования, проведенного 30.03 и 31.03.2022 года визуальное наблюдение за птицами проводилось на фоне многократного применения персоналом ООО «Водолей» выстрелов из оружия, что затрудняло наблюдения и явилось причиной трансформации орнитологической обстановки в районе исследуемого объекта именно в указанные даты.
По результатам исследования сделан вывод, что в 2022 году в период проведения мероприятий по отпугиванию птиц орнитологическая обстановка характеризовалась присутствием таких видов птиц как: грач – максимальная концентрация – 20 особей, скворец обыкновенный – максимальная концентрация – 40 особей, коршун черный –максимальная концентрация – 5 особей, чайка серебристая, сорока – максимальная концентрация - 6 особей, смешанные стаи врановых (черная и серая вороны, грач) – максимальная концентрация 60 особей
Указанные виды относятся к птицам, способным создавать опасность для полетов воздушных судов, что подтверждается данными анализа информационной системы IBIS Международной организации гражданской авиации о столкновениях птиц с воздушными судами
Для всех наблюдаемых птиц полигон ТКО является объектом, обладающим высоким потенциалом привлекательности, основанным на доступности кормового ресурса вне зависимости от времени года, приобретающий особо важное значение для выживания в зимний период, а в теплое время года, способствующий повышению численности птиц, обитающих на территории, входящей в шестую подзону аэропорта Толмачево.
Высокая степень вероятности столкновения может определяться присутствием на пути воздушного судна:
-скопления стайных птиц мелкого размера (воробей, скворец и т.д.) в количестве 100 особей и более
- скопления стайных птиц среднего размера (грач, галка, серая ворона, озерная чайка и т.д.) в количестве 50 особей и более
- скопления стайных птиц крупного размера (серый гусь, серый журавль и т.д.) в количестве 10 особей и более
- скопления одиночных птиц среднего размера (черный коршун, обыкновенный канюк, ворон и т.д.) в количестве 5 особей и более.
Полигон ТКО Прокудского сельсовета соответствует категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, при рассмотрении его состояния в период до начала деятельности, направленной на снижение присутствия птиц, а также в период после начала проведения мероприятий по защите от присутствия птиц, то есть в текущем состоянии, определенным в ходе проведенного исследования. Например, по наличию скопления одиночных птиц среднего размера в количестве от 8 до 5 особей, а также по наличию скопления стайных птиц среднего размера от 200 до 60 особей, что отвечает выработанным орнитологией критериям «массовости»
При оценке состояния орнитологической обстановки на полигоне ТКО необходимо также учитывать действия по защите от птиц, имеющие низкую эффективность по ряду причин.
Декларированный ООО «Водолей» комплекс мер по противодействию птицам, включающий 10 мероприятий по улучшению орнитологической обстановки (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № т.1 л.д.50)не реализуется.
В частности обследование показало значительное превышение допустимых размеров эксплуатируемой рабочей карты полигона. Большая часть поверхности тела полигона ТКО не имеет окончательной изоляции слоем грунта, что предоставляет птицам возможность кормления на неоправданно большой территории, занятой отходами. Из средств отпугивания применяется лишь единственное – выстрелы из охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, причем лишь в отдельные периоды года, а не круглогодично как того требует ситуация. Наблюдаемые в период исследования действия по отпугиванию птиц с помощью множественных выстрелов носили с одной стороны показательный, а с другой – хаотический характер, что свидетельствует о недостатке необходимых знаний и навыков у персонала ТКО. Также необходимо отметить, что выстрелы производятся работником ТКО, выполняющим обязанности диспетчера, то есть отпугивание птиц является для него второстепенной задачей. Применении других средств отпугивания птиц на полигоне не выявлено и документально не подтверждено. Наблюдаемое поведение врановых птиц (после отпугивания птицы не покидали район расположения полигона, предпринимали повторные попытки проникновения на полигон)можно рассматривать как следствие не постоянного, а лишь эпизодического контроля обстановки на объекте.
С учетом привлечения функционированием полигона ТКО птиц различных видов в район расположения данного полигона, а также с учетом низкой эффективности проводимых на полигоне мероприятий по снижению численности птиц, полигон ТКО в текущем состоянии необходимо отнести к категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Также были зафиксированы в период исследования пролеты воздушных судов, которые проходили в соответствии со стандартными схемами входа\выхода в\из района аэродрома Новосибирск (Толмачево). Указанные пролеты проходили на высотах от 1900 метров до 720 метров и ниже с удалением от 3800 метров до 0 метров от границ полигона ТКО. Сектор расположения полигона ТКО активно используется для визуального ориентирования экипажами воздушных судов при заходе на посадку с возможной высотой пролета около 300-500 метров непосредственно над полигоном. В районе расположения полигона также установлены маршруты полетов на высотах от 15 до 900 метров воздушных судов государственной авиации, базирующейся на аэродроме Толмачево.
Установленная организация воздушного движения обуславливает создание высокой степени опасности столкновений с птицами, привлекаемыми функционированием полигона ТКО на минимально удаленных от полигона отрезках траектории движения воздушных судов в горизонтальной и вертикальной проекциях в связи с нижеследующим:
Для одиночных особей и малых групп (в несколько особей) хищных птиц - парителей, к которым относится, в частности, чёрный коршун, отмеченный на полигоне ТКО, характерен вертикальный подъём с кружением на высоту до нескольких сотен метров, а в отдельных случаях до 1000 и более метров.
Высокая вероятность столкновений может быть обусловлена вертикальным подъёмом на несколько сот метров и кружением скоплений/стай птиц над участком непосредственного расположения полигона ТКО со смещением в любом направлении на 100, 200 и более метров в зависимости от ветра и действия других факторов. Подобное поведение характерно для стайных врановых и чайковых птиц, сизых голубей.
Диаметр зоны кружения при этом может достигать 200-250 и более метров.
Возникновение подобных ситуаций неминуемо сопровождается высоким риском столкновений при пересечении птицами траектории движения воздушных судов всех типов, перемещающихся на малых высотах в районе расположения полигона ТКО.
Из-за недостатка опыта и специальных знаний у персонала полигона ТКО применение средств отпугивания птиц способно привести к возникновению сложных ситуаций и провоцированию столкновений воздушных судов с птицами, т.е. к усилению угроз, создаваемых птицами для полётов авиации.
Негативное влияние функционирования полигона ТКО Прокудского сельсовета на безопасность полётов воздушных судов сохранится и в случае максимального повышения эффективности мероприятий по защите от присутствия птиц за счёт коррекции предпринимаемых мер на основе выявленных замечаний и недостатков
Полное или на приемлемом и допустимом уровне устранение негативного влияния
функционирования полигона ТКО Прокудского сельсовета на безопасность полётов воздушных судов невозможно, поскольку в практике отпугивания птиц абсолютный, т.е. 100%-ный результат не достижим.
Суд принимает в качестве достоверного доказательства заключение судебной экспертизы, выполненное специалисиом ООО «Два крыла», поскольку у суда не имеется оснований сомневаться в правильности выводов эксперта, заключение подготовлено экспертом, имеющим профильное образование, необходимую квалификацию, общий стаж работы по орнитологическому обеспечению безопасности полётов в авиации и вопросам предотвращения столкновений воздушных судов с птицами - 35 лет
Экспертное заключение содержит подробное описание произведенных исследований с указанием примененных методов, сопоставления траекторий полетов воздушных судов с высотами подъема птиц, анализ документов, характеризующий орнитологическую ситуацию на полигоне до проведения экспертного исследования, обоснование выводов по поставленным вопросам, в полной мере отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, ст.25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
Эксперт были предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Вместе с тем, суд не усмотрел оснований для проведения повторной экспертизы по ходатайству ответчика в связи с наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов.
Действительно, первоначально на основании определения Коченевского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная орнитологическая экологическая экспертиза, проведение которой поручено АНО «Центр экологических экспертиз» (т.1 л.д.190-194).
Из заключения эксперта №, выполненного экспертом АНО «Центр экологических экспертиз» Даньшиным А.А., следует, что:
-не было выявлено особой привлекательности территории полигона ТКО для птиц по сравнению с соседними агроландшафтами
-на момент проведения исследований полигон ТКО нельзя отнести к категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Количество, видовое разнообразие и самолетоопасность птиц ничем не отличается от окружающих агро- и урбаноландшафтов.
- на момент проведения исследования видовой состав птиц и их численность оказывают такое же влияние на безопасность полетов воздушных судов в районе аэродрома Толмачево функционирование полигона ТКО в текущем состоянии, как и остальной прилегающий к полигону агро- и урбаноландшафт. Общее влияние данных ландшафтов можно охарактеризовать как низкое.
Акцент в заключении эксперта сделан на аналогичную привлекательность соседних ландшафтов для птиц, на такое же влияние на безопасность полетов, как и остальной прилегающий к полигону ландшафт.
Вместе с тем, необходимо отметить, что судом не ставилась перед экспертом задача исследовать прилегающий к полигону агро ландшафт с точки зрения привлекательности для птиц и влияния на безопасность полетов.
При этом, вывод эксперта о том, что влияние полигона на безопасность полетов воздушных судов невозможно рассматривать в отрыве от соседних территорий не мотивирован. Как не мотивирован и вывод о том, что влияние полигона ТКО наряду с соседними ландшафтами на безопасность полетов воздушных судов можно охарактеризовать как низкое.
Тем не менее, эксперт полагает, что функционирование полигона ТКО в радиусе 15 км от аэродрома, должно сопровождаться шагами по снижению активности орнитофауны на его территории, что противоречит выводу о незначительном влиянии полигона на безопасность полетов.
Ограничившись перечислением и описанием птиц, зафиксированных при непосредственном наблюдении на полигоне, а также на прилегающих агро-ландшафтах, эксперт сформулировал выводы о низкой самолетоопасности птиц общей фразой « данные виды птиц, за исключением ястреба и вороны, обладают низкой самолетоопасностью в силу своих размеров, специфики кормовой базы, высоты полета и особенностей гнездования».
Несмотря на то, что в ходе наблюдения на полигоне был выявлен ястреб-перепелятник (до 5 особей), а также ворона серая (единичные особи от 3 до 10 в зависимости от времени суток), в отношении которых эксперт пришел к выводу, что они могут представлять опасность для авиационного транспорта, эксперт формулирует совершено противоположный вывод, что полигон не является угрозой для воздушных судов, поскольку находится на значительном расстоянии от контрольной точки аэродрома.
Кроме того, экспертиза была проведена экспертом, имеющим квалификацию по специальности «почвовед», что никак не связано со специальными познаниями в области орнитологии, в том числе в узкоспециальной её части – авиационной орнитологии. Документов, подтверждающих обладание экспертом специальными познаниями в области авиационной орнитологии, не представлено.
Вышеприведенные несоответствия (противоречия) в заключении эксперта, немотивированность выводов, а также отсутствие у эксперта квалификации, необходимой для ответа на поставленные вопросы, вызвали сомнения в правильности и обоснованности заключения, в связи с чем истцом было заявлен ходатайство о назначении повторной экспертизы в порядке ч.2 ст.87 ГПК РФ, удовлетворенное судом..
Таким образом, вопрос о проведении повторной экспертизы уже разрешался.
Экспертизу, выполненную экспертом Даньшиным А.А., суд не признает достоверным доказательством, поскольку экспертное заключение содержит противоречивые выводы, не мотивировано, подготовлено лицом, не обладающим специальными познаниями в области авиационной орнитологии.
На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, которые суд признал допустимыми, относимыми и достоверными, суд считает доказанным, что полигон ТКО, эксплуатируемый ООО «Водолей», является объектом, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц, а также создающим высокую степень опасности столкновения воздушных судов с птицами.
При этом, довод ответчика ООО «Водолей» о том, что не представлен расчет «массового скопления птиц» отклоняется. Критерии «массовости» нормативно не закреплены, в связи с чем данное понятие является оценочным, критерии выработаны орнитологами исходя из специальных познаний и практического опыта.
Суд считает также необходимым отметить, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содержали следующую формулировку: «Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц» (п.129).
Аналогичная формулировка содержалась в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из буквального и логического толкования нормативных актов следует, что «места выбросов пищевых отходов» безусловно являются одним из объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Любая повышенная привлекательность объекта для птиц (в рассматриваемом случае с учетом размера полигона доступность, непрерывность и обилие кормовой базы) способствует привлечению и массовому скоплению птиц.
Также отклоняется довод ответчика ООО «Водолей» о предположительности выводов эксперта о некомпетентности сотрудников полигона при проведении мероприятий по отпугиванию птиц.
Заключение эксперта в данной части также подробно мотивировано как на основании непосредственных наблюдений за действиями сотрудников полигона в период проведения исследования, так и на основании представленных документов о декларированных комплексах мер по отпугиванию птиц с учетом отсутствия документов, свидетельствующих о выполнении указанных мер. Также данные выводы сделаны на основании наблюдений за поведением птиц, которые после выстрелов отлетали за границы полигона, затем предпринимали повторные попытки прилета на полигон, что свидетельствует о том, что отпугивание выстрелами носит эпизодический либо непродолжительный характер.
Эксперт также указывает, что в ходе проведения исследования сеансы отпугивания птиц на полигоне ТКО со стороны стрелка проводились абсолютно без учёта и оценки текущей обстановки с точки зрения создания условий для столкновения птиц с воздушным судном, что может привести к созданию сложной и опасной ситуации.
В частности, применение перед пролётом воздушного судна ружейного выстрела способно вызывать взлёт и кружение птиц над полигоном и окрестными участками местности с пересечением траектории движения воздушного судна особями, подвергшимися отпугиванию, соответственно, повышается риск столкновения воздушного судна с птицами.
Как было указано выше, статьей 47 Воздушного кодекса РФ запрещено размещение в шестой подзоне приаэродромной территории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Согласно п.1(4) Положения о приаэродромной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенные в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее - объекты по обращению с отходами), не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее - орнитологическое исследование), содержащего выводы об отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) о достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.
Из буквального толкования редакции пункта 1(4) Положения о приаэродромной территории следует, что объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами по умолчанию являются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц.
Они могут быть исключены из категории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, только в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования, содержащего выводы об отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) о достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.
Вместе с тем, судом, в том числе на основании судебной орнитологической экспертизы, установлено, что:
- полигон ТКО, эксплуатируемый ООО «Водолей», является объектом, способствующим привлечению и массовому скоплению птиц
-на полигоне ТКО не применяются достаточные меры защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, напротив применяемые персоналом ООО «Водолей» меры по отпугиванию птиц в связи с отсутствием достаточной компетенции могут спровоцировать увеличение риска столкновения воздушных судов с птицами
- полигон ТКО создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, ввиду пересечений траекторий полетов воздушных судов и траекторий полета птиц, увеличиваются риски столкновения воздушных судов с птицами, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность полетов, создает угрозу их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, размещение полигона ТКО, эксплуатируемого ООО «Водолей», в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Толмачево) является нарушением воздушного законодательства, создающим угрозу безопасности полетов воздушных судов.
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения – абз.3 ст.12 ГК РФ.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании вышеизложенного, подлежит удовлетворение требование прокурора к ООО «Водолей» о прекращении деятельности по размещению ТКО на полигоне, а также требование к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, как к уполномоченному органу в сфере распоряжения землями неразраниченной собственности, запретить предоставлять земельный участок площадью 50 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для размещения твердых коммунальных отходов.
При этом суд отклоняет доводы ответчика ООО «Водолей» о необходимости применения в данном деле ч.2 ст.1065 ГК РФ в связи с угрозой возникновения экологической катастрофы после ликвидации полигона. Наличие в Коченевском районе лишь одного полигона ТКО не означает невозможность организации вывоза мусора на иные площадки, в том числе и в другие районы.
Также подлежит удовлетворению требование прокурора к ООО «Водолей» о ликвидации полигона ТКО.
В соответствии с п.7.9 СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов» эксплуатация полигонов ТКО должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
Досрочное закрытие полигона с последующей консервацией объекта возможно по инициативе оператора полигона или контролирующих организаций (п.9.1 СП 320.1325800.2017).
Поскольку судом установлено, что размещение полигона ТКО в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Толмачево является незаконным и создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, то требование прокурора о его ликвидации является законным и обоснованным.
Согласно п.36 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) ликвидация объекта размещения твердых коммунальных отходов включает в себя мероприятия по демонтажу установленного на объекте размещения твердых коммунальных отходов оборудования, удалению и (или) изоляции захороненных на нем отходов, восстановлению природной среды, восстановлению нарушенных при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта размещения твердых коммунальных отходов земель в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Так как ООО «Водолей» согласно условиям договора использовал земельный участок для размещения полигона ТКО, эксплуатировал полигон в течении длительного времени, то обязанность по ликвидации полигона возложена на владельца полигона ТКО – эксплуатирующую организацию ООО «Водолей».
Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. №?792. утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313).
Согласно п.3 указанного порядка ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
Поскольку судом установлено, что размещение полигона ТКО в шестой подзоне приаэродромной территории является незаконным и полигон подлежит ликвидации, то вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения полигона из государственного реестра объектов размещения отходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Уточненные исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Водолей» осуществить мероприятия по ликвидации полигона твердых бытовых отходов площадью 50000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Водолей» прекратить деятельность по размещению отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов площадью 50 000кв.м., с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу решения суда.
Запретить Департаменту Новосибирской области предоставлять земельный участок площадью 50 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для размещения твердых коммунальных отходов.
Решение суда является основанием для исключения полигона твердых бытовых отходов площадью 50 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> из государственного реестра объектов размещения отходов (включен за№).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Коченевский районный суд Новосибирской области.
Судья Полева М.Н.
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 10.03.2023 г.