2а-479/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Молоновой С.Б.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Кяхтинского района Бадмаева К.Д., представителя ответчика МО «Кяхтинский район» Даниленко Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кяхтинский район» об обязании ответчика принять в собственность бесхозяйные ГТС,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МО «Кяхтинский район», в котором с учетом увеличения исковых требований, просит обязать администрацию муниципального образования «Кяхтинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять в собственность следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории Кяхтинского района: Алтайское водохранилище на ручье Зун-Дунгуй (IV класс); Большелугскую дамбу обвалования (IV класс); дамбу Зыряновскую (IV класс); дамбу Халатуйская (IV класс); Мурочинскую инженерную защиту (IV класс), произвести следующие мероприятия по содержанию и эксплуатации, а также обеспечению безопасности указанных ГТС: обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий; разработать критерии безопасности ГТС; разработать правила эксплуатации ГТС; создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС; внести сведения о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений; произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС; сформировать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы); определить величину финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС; произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС; произвести обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС; организовать прохождение аттестации руководителем и специалистами эксплуатирующей организации. В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Так, проведенной проверкой установлено, на территории Кяхтинского района находится 13 гидротехнических сооружений (далее ГТС), из них в собственности муниципального образования «Кяхтинский район» находится 7 гидротехнических сооружений. Из указанных ГТС 5 предназначены для защиты населения от негативного воздействия вод, остальные ГТС возведены в сельскохозяйственных целях. Забайкальским управлением Ростехнадзора в 2019 году проведены внеплановые выездные проверки в отношении администрации МО «Кяхтинский район» по следующим объектам: защитная дамба у с. Чикой (IV класс), берегоукрепительные работы по р. Чикой у сел Шарагол и Хутор Кяхтинского района (3 класс). В ходе проверок выявлены нарушения обязательных требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. По результатам прокурорской проверки, проведенной в январе 2020 года, в адрес главы администрации муниципального образования «Кяхтинский район» внесено представление, однако до настоящего времени выявленные нарушения законодательства не устранены. Нарушение требований законодательства по содержанию и эксплуатации, обеспечению безопасности ГТС создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц.
В судебном заседании прокурор Бадмаев К.Д. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, просил исковые требования с учетом их увеличения удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Кяхтинский район» Даниленко Я.М. исковые требования не признала, при этом суду пояснила, что бюджет муниципального образования не позволяет принять бесхозяйные ГТС в собственность и принять меры по их эксплуатации, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, указанных прокурорам.
Представитель третьего лица Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.И. Блинов, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.п. 23, 26 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
На основании ч. 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ решение указанных вопросов на территориях сельских поселений относится к компетенции муниципального района.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определены обязанности собственника гидротехнического сооружения, такие как: обеспечивать их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
В соответствии со ст. 15 Закона № 117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В силу ст. 17 Закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации двух и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В силу п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.
В соответствии с п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37, первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
Согласно п. 20 вышеназванного Положения руководители организаций, являющихся собственниками гидротехнических сооружений или эксплуатирующих гидротехнические сооружения, проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Из объяснений ведущего специалиста МО «Кяхтинский район» ФИО5-Д. следует, что на территории Кяхтинского района находится 15 ГТС. Для защиты населения от негативного воздействия вод предназначено 7 ГТС, из которых 2 ГТС находятся в собственности МО «Кяхтинский район». На указанные объекты отсутствуют разрешение на эксплуатацию, отсутствуют договоры на техническое обслуживание объектов, не заключены договоры о финансовом обеспечении гражданской ответственности на объекты, не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию объектов, не внесены сведения о данных объектах в Российский Регистр гидротехнических сооружений. Также 7 объектов ГТС являются бесхозяйными. Согласно перечню гидротехнических сооружений, на территории Кяхтинского района Республики Бурятия расположено 14 гидросооружений, 5 из которых не имеют собственника: Алтайское водохранилище на ручье Зун-Дунгуй; Большелугская дамба обвалования; дамба Зыряновская; дамба Халатуйская, инженерная защита Мурочинская. 16.05.2019г., 17.05.2019 г. Байкальским отделом энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями администрации МО «Кяхтинский район» выписаны предписания об устранении нарушений выявленных в ходе проверки.
Согласно ответу Администрации МО «Кяхтинский район» от 26.02.2020г. на представление прокурора, направлены запросы в проектные организации о предоставлении информации о стоимости разработки расчета вероятного вреда в результате аварии ГТС.
Согласно акту проверки № в отношении двух гидротехнических сооружений - берегоукрепительного сооружения на р. Чикой у с. Шарагол и дамбы р. Чикой, установлено, что декларации безопасности на гидротехнические сооружения Кяхтинского района не разработаны, сведения о гидротехнических сооружениях Кяхтинского района в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесены, руководители, специалисты администрации муниципального образования «Кяхтинский район», комитета по развитию инфраструктуры администрации муниципального образования «Кяхтинский район» не аттестованы в области безопасности гидротехнических сооружений.
Из письма Главы МО «Алтайское» от 08.09.2020г. следует, что Алтайское водохранилище на ручье Зун-Дунгуй на данный момент не эксплуатируется, является бесхозяйным объектом, угрозы подтопления населению и сельскохозяйственному назначению не подвергает, в связи с обрушением насыпи вода не скапливается в водохранилище. В настоящее время водохранилище заросло тальником площадью примерно 300 кв.м.
Из письма главы МО «Большелугское» от 09.09.2020г. следует, что на территории МО СП «Большелугское» имеется гидротехническое сооружение Большелугская инженерная защита. Назначение ГТС- защита населения у.Большой Луг от негативного воздействия вод в период паводков, защита от подтопления сельскохозяйственных угодий. ГТС на балансе Администрации МО СП «Большелугское» не состоит (безхозяйный). Используется в данное время по назначению (требуется капитальный ремонт).
Согласно письму Администрации МО «Усть-Киранское» следует, что Зыряновская ГТС была построена с целью оросительно-осушительной мелиорации сельскохозяйственных земель совхоза «Кяхтинский», в настоящее время объект не эксплуатируется, имеются повреждения, документации на данный объект не имеется, сведения о собственнике отсутствуют. Объект для поселения не является необходимым.
Согласно письму Администрации МО «Малокударинское» от 08.09.2020г. в местности «Халатуй» имеется дамба, предназначенная для сельскохозяйственного назначения, данный объект используется населением для орошения покосов, дамба бесхозяйная.
Из письма главы МО СП «Мурочинское» от 07.09.2020г., следует, что Мурочинская заградительная дамба построена с целью загородить от наводнения посевные поля СПК «Мурочинское», дамба не несет функции защиты населенного пункта.
Из справки Администрации МО «Кяхтинский район» от 09.09.2020г., следует, что по состоянию на 01.08.2020г. недостаток средств по первоочередным расходам бюджета МО №Кяхтинский район№ составляет <данные изъяты>руб., муниципальный долг составляет <данные изъяты>.руб. Расходы на мероприятия по гидротехническим сооружениям будут рассмотрены при формировании бюджетной заявки на 2021-2023г.г.
Совокупность исследованных судом доказательств, позволяет сделать вывод, что на территории Кяхтинского района находятся 5 гидротехнических сооружений, являющихся бесхозяйными, и в отношении которых не приняты меры, предусмотренные ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», таким образом, Администрацией МО «Кяхтинский район» вопрос о принятии в собственность бесхозяйных ГТС в целях соблюдения действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений не разрешен, мер по содержанию и эксплуатации, а также обеспечению безопасности указанных ГТС не предпринято, в данном случае доводы прокурора о том, что не выполнение требований закона создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц суд находит обоснованными, при этом стороной ответчика доказательств, свидетельствующих о принятых достаточных и полных мерах о проведении обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении ГТС, наличия расчета вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения, и разработанных критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил его эксплуатации, согласованных с органами Ростехнадзора, доказательств по подготовке и аттестации специалистов администрации не представлено, в связи с чем суд считает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Суд, учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса, а также действия, которые следует совершить ответчику в целях устранения допущенных нарушений, считает, что срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Кяхтинского района – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Кяхтинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- принять в собственность следующие бесхозяйные ГТС, расположенные на территории Кяхтинского района: Алтайское водохранилище на ручье Зун-Дунгуй, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, Большелугская инженерная защита 42, расположенная по адресу: <адрес>, Зыряновская инженерная защита 45 расположенная по адресу: <адрес>, Халатуйская инженерная защита 46, расположенная по адресу: <адрес>, местность Халатуй, инженерная защита Мурочинская, <адрес>.
- произвести мероприятия по содержанию и эксплуатации, а также обеспечению безопасности ГТС, а именно:
- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий;
-разработать критерии безопасности ГТС;
-разработать правила эксплуатации ГТС;
-создать материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
-внести сведения о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений;
-произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;
-сформировать финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств непреодолимой силы);
- определить величину финансового обеспечения ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
-произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу физических лиц в результате аварии ГТС;
-произвести обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС;
-организовать прохождение аттестации руководителем и специалистами эксплуатирующей организации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тахтобина О.П.