Решение по делу № 12-764/2021 от 21.04.2021

УИД 11RS0001-01-2021-006647-86 Дело № 12-764/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

30 июня 2021 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.

С участием должностного лица административного органа Заболотовского В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поляковой ФИО1 на постановление должностного лица ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 11 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ

Постановлением должностного лица ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 11 апреля 2021 №..., Полякова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1500 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Полякова М.В. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления, указав, что положений Правил дорожного движения она не нарушала и помех пешеходу не создавала, кроме того пешеход сотрудниками полиции не был опрошен.

В судебное заседание заявитель Полякова М.В. не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Должностное лицо административного органа полагает постановление законным и обоснованным.

Заслушав участника процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2.1 ч. 1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 12.18 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).

В соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил-сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В пункте 1.2 Правил дорожного движения под понятием уступить дорогу (не создавать помех) понимается требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

В соответствии с пунктом 14.1 указанных Правил водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Такое регулирование направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья наиболее уязвимых участников дорожного движения - пешеходов.

Из оспариваемого постановления следует, что 11.04.2021 в 12 час. 29 мин. водитель Полякова М.В., управлявшая а/м ..., напротив дома ... в нарушении пунктов 14.1 ПДД РФ не уступила дорогу пешеходу, переходившему проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, обозначенному дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Следовательно, в силу п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ, виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Как уже отмечено выше пунктом 14.1 Правил дорожного движения установлена обязанность водителя транспортного средства при проезде нерёгулируемого перекрестка или нерегулируемого пешеходного перехода уступить дорогу пешеходам, пользующимся преимуществом в движении. Содержание требования уступить дорогу определено в пункте 1.2 Правил дорожного движения, в соответствии с которым участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Пунктом 14.1 Правил дорожного движения также предусмотрено, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу; обязан снизить скорость или -остановиться перед переходом, чтобы - пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются). Приведенная норма согласуется с подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающем, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

Таким образом, обязанность водителя транспортного средства уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель транспортного средства своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя транспортного средства не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, в случае, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

Такая же правовая позиция со ссылкой на судебную практику была сформирована и направлена в структурные подразделения ГИБДД МВД России Письмом МВД России от 04 сентября 2020 года N 13/12-П-7618 «О направлении разъяснений».

Как следует из видеозаписи вменяемого Поляковой М.В. правонарушения, проезжая часть около дома ..., где находится нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2, состоит из четырех полос движения; по две в каждом направлении. Также из видеозаписи ясно видно, что водитель Полякова М.В. в момент пересечения данного нерегулируемого пешеходного перехода двигалась по крайней правой полосе движения, а пешеход в это время вступил и переходил крайнюю левую полосу движения. В связи с этим, водитель транспортного средства не создавал помех в движении пешехода, который не изменил ни направление своего движения, ни скорость своего движения.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что действия Поляковой М.В. не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, должностное лицо административного органа не дало оценку всей совокупности имеющихся в деле доказательств, что привело к вынесению незаконного постановления.

В силу ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

С учетом названного, постановление должностного лица не отвечает признакам законности и обоснованности, оно подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ

Постановление должностного лица ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 11 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП РФ в отношении Поляковой ФИО2 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу Поляковой М.В.- удовлетворить.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.П. Леконцев

12-764/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Полякова Мария Владимировна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Статьи

12.18

Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
23.04.2021Материалы переданы в производство судье
23.04.2021Истребованы материалы
17.05.2021Поступили истребованные материалы
30.06.2021Судебное заседание
20.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее