Решение по делу № 33-192/2024 (33-2858/2023;) от 15.11.2023

Судья    ФИО6                                              дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 февраля 2024 года                                             <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

ФИО7,

судей -ФИО21 и    ФИО18,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи - ФИО9,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                           по апелляционной жалобе истцов ФИО4, ФИО1, ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«В иске ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца - отказать.»

Заслушав доклад судьи ФИО18, пояснения истца ФИО4 и ее представителя по ордеру ФИО15, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея по доверенности Цей Нефен, возражавшей против доводов апелляционной жалобы истцов                         и считавшей решение суда первой инстанции законным                                  и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истица ФИО4 обратилась в суд с иском к ответчику                    о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца                             и взыскании недополученной пенсии. В обоснование исковых требований указала, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является                  ее мужем. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе объединенных сил, принимал непосредственное участие в боевых действиях, выполнении задач по разоружению незаконных вооруженных формирований, восстановлению конституционной законности на территории Чеченской Республики. ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей. После гибели мужа она проживает одна, в брак не вступила. Ее супруг участвовал в боевых действиях и с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О несении изменений              и дополнений в ФЗ «О ветеранах» имел право на присвоение статуса «ветеран боевых действий». После гибели ее мужа, она как вдова погибшего, неоднократно обращалась в кадровое подразделение УФСИН РФ по РА с просьбой направить документы на присвоение                 ее мужу статуса «ветеран боевых действий» посмертно, но в приеме документов ей сотрудники кадрового подразделения ответчика отказывали, документы по ее просьбе не направляли. Полагает, что тем самым ее права и права их сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в части невыплаты и занижения размера выплат пенсии по потере кормильца были нарушены. ДД.ММ.ГГГГ после ее обращений на имя директора ФСИН России и руководителя УФСИН по РА ее мужу ФИО2 был присвоен статус «ветеран боевых действий», а ДД.ММ.ГГГГ ей выдано удостоверение о том, что она является членом семьи погибшего ветерана боевых действий, было произведено повышение установленного размера пенсии ежемесячно и перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца за предшествующие 12 месяцев. Полагает, что в связи с занижением размера пенсии по потере кормильца, были нарушены права ее сына ФИО1, т.к. он являлся студентом очной формы обучения и имел право получать выплаты до достижения 23 лет.

Просила суд обязать УФСИН России по <адрес> провести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 ей и сыну ФИО1 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о включении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства, в судебном заседании первой инстанции в порядке ст. 39 ГПК РФ от истицы ФИО4 поступили письменные уточнения к иску, в которых указала, что на иждивении у погибшего ФИО2 также находился ее сын от первого брака - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который до своего совершеннолетия получал пенсию по потере кормильца. Законом на управление кадров УФСИН, в частности, возложена обязанность вести работу с членами семей сотрудников УИС, погибших (умерших) вследствие увечья или повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей. Права истицы и права ее детей из-за халатных действий ответчика, занижением и невыплатой в необходимом размере пенсии по случаю потери кормильца были нарушены.

Просила суд обязать УФСИН России по <адрес> провести ФИО4 перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей; -обязать ответчика провести ФИО1 перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия и периода обучения в очной форме в учебных заведениях; -обязать ответчика провести находившемуся на иждивении ФИО5 перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия.

В судебное заседание первой инстанции истица явилась, исковые требования поддержала по доводам и основаниям иска. Представитель истицы дала пояснения согласно описательной части решения. Истица просила суд удовлетворить иск с учетом уточненных требований.

Определением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве истцов были привлечены ФИО17 и ФИО5

ФИО17 и ФИО5 о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание первой инстанции не явились, обратились к суду с письменными ходатайствами о рассмотрении дел в их отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание первой инстанции явилась, просила суд отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях и отказать в удовлетворении уточненных исковых требований в полном объеме.

    Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

Не согласившись с данным решением, истцами ФИО4, ФИО17, ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой просили:

- решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отменить;

-обязать УФСИН России по <адрес> провести перерасчет пенсии ФИО4 по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2, имевшей право на льготы и выплаты в сторону увеличения за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ;

-обязать УФСИН России по <адрес> провести перерасчет пенсии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2, имевшего право на льготы и выплаты в сторону увеличения за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ                      "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации до его совершеннолетия                      и периода его очного обучения в учебных заведениях;

-обязать УФСИН России по <адрес> провести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2, ей, ФИО4, находящемуся на его иждивении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (имевшему право на льготы и выплаты), в сторону увеличения за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации до его совершеннолетия;

-взыскать с ответчика УФСИН России по <адрес> в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В обоснование жалобы указала, что она как вдова погибшего ФИО2 являясь сотрудником УФСИН России по РА неоднократно лично после гибели мужа обращалась в ГК и РЛС УФСИН РФ по РА (кадровое подразделение) с просьбой направить документы на присвоение ее мужу посмертно статуса «ветеран боевых действий», но никаких действий сотрудники кадрового подразделения в связи с ее к ним обращением о присвоении статуса «ветеран боевых действий» ее мужу посмертно не предпринимались. Ей не разъяснялось о том, что она должна написать какое-либо заявление, бланк для заполнения не выдавался, какие –либо документы у нее не истребованы    и указанный статус присвоен не был. На основании действующего законодательства ею был сделан вывод, что ее права и права их сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и находящегося на иждивении погибшего ФИО5 были нарушены в части не выплаты и занижение размера выплат пенсии по потере кормильца, так как ее мужу УФСИН России по <адрес> должен был присвоить статус «ветеран боевых действий» с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах", которым и введен абзац, в котором указано, что территория Чеченской Республики входит в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации. После этого было очередное обращение в кадровое подразделение с просьбой присвоения ее мужу статуса «ветеран боевых действий», на что сотрудники УФСИН России по <адрес> выдали ей пакет заверенных копий из личного дела ее мужа с рекомендацией обратиться в суд в гражданском порядке с исковым заявлением, хотя именно по вине сотрудников не выполнивших свои должностные обязанности и не направившие документы при вступлении в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах", которым и введен абзац, в котором указано, что территория Чеченской Республики входит в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации. Членам семей погибших (умерших), инвалидов войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» выдается удостоверение в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего), инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий».

После этого, ею ДД.ММ.ГГГГ были направлены письма                         о нарушении ее прав как вдовы ФИО2 начальнику УФСИН России по <адрес> ФИО11            и ДД.ММ.ГГГГ директору Федеральной службы исполнения наказаний России ФИО12 Ей было выдано удостоверение, что она является членом погибшего ветерана боевых действий ДД.ММ.ГГГГ. Факт нарушения ее прав как вдовы погибшего ветерана боевых действий в предоставлении льгот и произведения положенных ей выплат полностью получил свое подтверждение. Согласно, справки из УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ТО-21/1-160 ей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с подп. «г» части 1 статьи 45 Закона , а также перечня лиц, указанных в п.п. 1-4, п. 1 статьи 3 произведено повышение установленного размера пенсии как члену семьи ветерана боевых действий в размере 2 014 рублей 49 копеек с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно. В соответствии с п. «б» части 1 статьи 55 Закона , произведен перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения за предшествующие 12 месяцев в размере 21 022 руб. 88 коп. Вместе с тем, при вынесении решения суд не смотря на то, что указал в описательной части имеющийся факт зафиксированного ею официального обращения ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по <адрес> с просьбой присвоить статус ветерана боевых действий, не учел его при вынесения о перерасчете выплаты пенсии.

Апелляционным определением судебной коллегии                             по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея                           от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

    «Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.

    Принять по делу новое решение.

    Исковые требования ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.

    Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> провести перерасчет пенсии ФИО4 по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> провести перерасчет пенсии ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия и периода обучения в очной форме в учебных заведениях.

    Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> провести находившемуся на иждивении ФИО5 перерасчет пенсии по случаю потери кормильца - ветерана боевых действий ФИО2 за период с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах» о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации и до его совершеннолетия.

    Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> в пользу ФИО4 расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.»

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено, направлено дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Адыгея.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО17 не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом телефонограммой, имеющейся в материалах дела.

                При этом, направил в Верховный суд Республики Адыгея ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что просит рассмотреть гражданское дело по его иску без его участия, в связи с невозможностью принимать участие в судебных заседаниях и нахождения за пределами <адрес>. Свои исковые требования поддерживает в полном объеме.

               В судебное заседание суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом телефонограммой, имеющейся в материалах дела.

          При этом, направил в Верховный суд Республики Адыгея ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что просит рассмотреть гражданское дело по его иску без его участия,              в связи с невозможностью принимать участие в судебных заседаниях                и нахождения за пределами <адрес>. Свои исковые требования поддерживает в полном объеме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Следуя указаниям суда кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью                 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, пояснений ответчика на жалобу, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 21, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", статей 45, 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 519, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763, - исходил из того, что выдача удостоверения ветерана боевых действий, как и перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, и осуществляется на основании заявления членов семьи ветерана боевых действий, получающих пенсии по случаю потери кормильца, к которому прилагаются, в том числе документ о присвоении умершему кормильцу звания "ветеран боевых действий", однако достоверных и допустимых доказательств тому, что ФИО13 до сентября 2021 года, а ФИО17 и ФИО5, как члены семьи погибшего являлись получателем пенсии и также обращались в УФСИН России по <адрес> с заявлениями               о признании погибшего ФИО2 ветераном боевых действий       и о выдаче им удостоверения члена семьи ветерана боевых действий              и о перерасчете пенсии, не представлено.

        Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.

Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).

Частью второй статьи 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб), в частности, во время прохождения службы.

В силу статьи 30 этого же закона супруги лиц, указанных в статье 1 этого закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 названного закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет.

Пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного закона.

Тем самым пункт "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены, в частности, получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не содержит самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 -4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ), в соответствии с которым существенно укреплены гарантии социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях                               и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. В отношении указанных лиц с ДД.ММ.ГГГГ будут действовать дополнительные льготы, гарантии                                и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий.

Так, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ                      "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О                              ветеранах" в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому федеральному закону внесены вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ дополнения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих              к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года,                 а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций                   на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач                в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий                    с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.

Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Исходя из содержания статьи 50 и части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, и членов их семей осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий                          в пенсионные органы Федеральной службой исполнения наказаний.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть третья статьи 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи                 в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии    с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Исходя из изложенного выше, обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных                          со службы в уголовно-исполнительной системе, возложены                            на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, в рамках исполнения которых Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации через свои территориальные органы, в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан,                       а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.

Следовательно, граждане, уволенные со службы в уголовно-исполнительной системе и члены их семей, при обращении                                       в территориальные органы по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии                  в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии                          за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные, в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств,                            с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также                     на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах,        с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

    Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея по доверенности Цей Нефэн в судебное заседание апелляционной инстанции представила письменные пояснения, из которых следует, что ФИО4 является супругой и членом семьи ФИО2, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей на территории Чеченской Республики. ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном ФИО2 ФИО5 находился на иждивении ФИО2 и до своего совершеннолетия получал выплату по случаю потере кормильца. Пенсия по потере кормильца была назначена ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии Б о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих и ветеранов боевых действий, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца.

      Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», были внесены вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ дополнения, согласно которым боевыми действиями на территории РФ признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, в том числе в Чеченской Республике.

       ДД.ММ.ГГГГ (№вх.ОГ-275 от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО4 обратилась в УФСИН с заявлением о признании погибшего супруга ФИО2, ветераном боевых действий, в связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах».

         УФСИН ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ФИО4 соответствующий ответ на указанное заявление (№исх.ог-1/ТО/16-307).

      С аналогичным заявлением ФИО4 обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от 27.21.2021 №ог-1/ТО/16-386 ФИО4 был направлен ответ.

      Кроме двух указанных заявлений со стороны ФИО4 в адрес УФСИН России по <адрес> иные заявления не поступали.

      Статья 45 Закона РФ (Закон о пенсионном обеспечении) - предусматривает право на повышение пенсий, в том числе, и по случаю потери кормильца.

       Следовательно, пенсия по случаю потери кормильца, назначенная и выплачиваемая ФИО4, подлежит повышению в порядке, установленном пунктом «а» ст.45 Закона .

        В силу положений пункта «б» 4.1 ст.55 Закона перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону их увеличения. В данном случае это получение удостоверения ветерана боевых действии.

       Разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера и пенсии, но не более чем на 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

       По смыслу приведенных норм закона, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. В данном случае необходимым документом является документ о присвоении умершему кормильцу звания «Ветерана боевых действий».

       Так как, обстоятельством, влекущим повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 45 Закона является присвоение умершему кормильцу звания «Ветерана боевых действий», такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в соответствующий орган с заявлением о перерасчете пенсии.

       ДД.ММ.ГГГГ /ТО/21-903 в Финансово-экономическое управление ФСИН России направлено письмо с просьбой выдать ФИО4 удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий.

             ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

       Как видно из вышеуказанных доводов, исходящих из норм законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, повышение пенсии по случаю потери кормильца нельзя рассматривать отдельно от обстоятельств, влекущих повышение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 45 Закона . Такое право возникает после получения удостоверения ветерана боевых действий, то есть в силу пункта 1 Инструкции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации , удостоверения ветерана боевых действий, является документом, подтверждающим их права и льготы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой отечественной войны и ветерана боевых действий» меры социальной поддержки, указанные в статье 21 Закона о ветеранах, осуществляется при предъявлении удостоверения членами семьи погибшего ветерана боевых действий.

ФИО4 является получателем пенсии по случаю потери кормильца, и после обращений в УФСИН России по <адрес> было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ФИО4 произведено повышение размера пенсии как члену семьи ветерана боевых действий, а также произведен перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения                                                 за 12 предшествующих месяцев.».

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО4, ФИО1, ФИО5 и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 являлись следующие обстоятельства: имелись ли в пенсионном деле истца при назначении ей пенсии по потере кормильца документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий; своевременно исполнена ли обязанность пенсионного органа УФСИН по <адрес> по направлению документов на получения удостоверения "Ветерана боевых действий" на ФИО2, имелась ли вина ответчика в нарушении права истцов на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере.

По указанию суда кассационной инстанции, для совершения необходимых действий для установления юридически значимых обстоятельств по делу, было истребовано пенсионное дело ФИО4 и исследовано в судебном заседании апелляционной инстанции.

Согласно материалов пенсионного дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике в составе объединенных сил, принимал непосредственное участие в боевых действиях, выполнении задач по разоружению незаконных вооруженных формирований, восстановлению конституционной законности на территории Чеченской Республики.

ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, при исполнении служебных обязанностей, что подтверждается свидетельством о смерти 1-АЗ , выданного 31.01.2000г. Отделом ЗАГС администрации <адрес> Республики Адыгея;

            -заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту гибели младшего лейтенанта внутренней службы ФИО2, начальника отделения обеспечения отдела специального назначения УИН Минюста России по <адрес> подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением ГУИН Минюста России г. ФИО3 прибыл в состав Оперативной группы УИС Минюста России на Северном Кавказе для выполнения служебно-боевых задач по проведению контр террористической операции на территории Чеченской Республики, то есть смерть младшего лейтенанта внутренней службы ФИО2 наступила при исполнении служебных обязанностей в боевой обстановке;

-свидетельство о смерти 1-АЗ , выданное 21.01.2000г. Отделом ЗАГС администрации <адрес> Республики Адыгея, где причиной смерти указано сквозное огнестрельное пулевое ранение живота с повреждением внутренних органов на поле боя, то есть ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, при исполнении служебных обязанностей.

Так, из материалов пенсионного дела (1/30) ФИО4 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО1, ФИО5 назначена пенсия по случаю потери кормильца, что подтверждается заключением от 08.02.2000г. и дополнение к указанному заключению от 16.11.2000г., согласно которого на основании Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб), в частности, во время прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца назначена с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ФИО1, ФИО5;

-ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано удостоверение серии Б о праве на льготы, установленные для родителей                    и жен погибших военнослужащих, то есть удостоверение, единый образец которых утвержден до 01.01.1992г., согласно статьи                             28 Федерального закона «О ветеранах», где указано, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца;

-справка из КСМ-10, подтверждающей факт нахождения                             на иждивении у погибшего при исполнении служебных обязанностей ФИО2 - ФИО4, ФИО1, ФИО5;

-заявление ФИО4, направленной в адрес начальника УФСИН России по <адрес>                                    от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит выдать ей удостоверение члена семьи ветерана боевых действий ФИО2, погибшего 28.01.2000г. в Чечне при исполнении служебных обязанностей;

      Согласно материалов пенсионного дела, ФИО4 обратилась с заявлением в адрес начальника УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (№вх.ОГ-275 от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просит признать погибшего мужа ФИО2 ветераном боевых действий, с момента вступления в силу       Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах», о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действии Российской Федерации.

Как следует из ответа на заявление ФИО4, направленной в адрес начальника УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ей разъяснено, что какие-либо обращения от ее имени о направлении документов для присвоения ФИО2 посмертно статуса «Ветеран боевых действий»                      в УФСИН России по <адрес> не поступали;

             Также, согласно материалов пенсионного дела, ФИО4 обратилась с заявлением в адрес начальника УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просит присвоить статус «Ветеран боевых действий» посмертно сотруднику УФСИН России                   по <адрес> младшему лейтенанту внутренней службы ФИО2, как участнику боевых действий,                   и погибшему 28.01.2000г. в возрасте 31 лет.

    Письмом от 27.21.2021 №ог-1/ТО/16-386 ФИО4 был направлен ответ, в котором указано, что 15.12.2002г. Вам выдано    удостоверение серии Б о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ, исх. /ТО/21-903 в Финансово-экономическое управление ФСИН России направлено письмо                            с просьбой выдать ФИО4 удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий.

             ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» (с изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до ДД.ММ.ГГГГ

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» (с изменениями и дополнениями) выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществлять:

лицам, указанным в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", кроме лиц, упомянутых в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий;

гражданским лицам, участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - исполнительным органам субъектов Российской Федерации;

лицам, принимавшим в соответствии с решениями исполнительных органов Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, - исполнительным органам Республики Дагестан.

В силу пункта 1 Инструкции о порядке, заполнении, выдаче и учета удостоверения ветерана боевых действий (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. ) удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

             Таким образом, выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий – лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, осуществляется на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнении специальных задач.

                Судебной коллегией установлено, что кроме двух указанных заявлений со стороны ФИО4 – от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, иные заявления в адрес УФСИН России по <адрес> о признании погибшего мужа ФИО2 «Ветераном боевых действий» от ФИО4 не поступали. (л.д. ).

           Также в материалах пенсионного дела имеется справка УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ТО 21/1-160, согласно которой истцу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании п.п. «г» ч. 1 статьи 45 Закона произведено повышение установленного размера пенсии как члену семьи ветерана боевых действий в размере 2 014 руб. 49 коп. с    ДД.ММ.ГГГГ.

            Кроме того, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона      произведен перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения за предшествующие 12 месяцев в размере 21 022 руб. 88 копеек, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ года                       /ТО/21/1- 160, имеющейся в материалах дела.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи                  в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии       с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).

       Таким образом, из изложенного следует, что впервые ФИО4 обратилась в УФСИН России по <адрес> с просьбой признать погибшего мужа ФИО2 ветераном боевых действий ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявлением ФИО4 и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ, исх. /ТО/21-903 в Финансово-экономическое управление ФСИН России направлено письмо                           с просьбой выдать ФИО4 удостоверение члена семьи погибшего ветерана боевых действий.

            ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом                        «О ветеранах».

    Таким образом, как следует из норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, повышение пенсии по случаю потери кормильца нельзя рассматривать отдельно от обстоятельств, влекущих повышение пенсии по случаю потери кормильца                             в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 45 Закона . Такое право возникает после получения удостоверения ветерана боевых действий, то есть в силу пункта 1 Инструкции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации , удостоверение ветерана боевых действий, является документом, подтверждающим их права и льготы.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой отечественной войны и ветерана боевых действий» меры социальной поддержки, указанные в статье 21 Закона о ветеранах, осуществляется при предъявлении удостоверения членами семьи погибшего ветерана боевых действий.

ФИО4 является получателем пенсии по случаю потери кормильца, и после обращений в УФСИН России по <адрес> было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ФИО4 произведено повышение размера пенсии как члену семьи ветерана боевых действий, а также произведен перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения                                                 за 12 предшествующих месяцев.

Граждане, уволенные со службы в уголовно-исполнительной системе и члены их семей, при обращении в территориальные органы по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.

      В судебном заседании ответчиком не представлено письменных доказательств, подтверждающих, что ответчиком– УФСИН России по <адрес> с ФИО4 была проведена информационная работа по вопросам правового регулирования ее пенсионного обеспечения, в том числе информации о ее пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства.

Исходя из выше изложенного, судебная коллегия приходит                             к выводу, что имелась вина ответчика в нарушении прав истцов на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере.

При этом, выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий – лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, осуществляется на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнении специальных задач.

               Судебная коллегия отмечает, что в пенсионном деле имелись следующие документы, подтверждающие факт гибели (смерти) ФИО2, также факт его участия в боевых действиях:

             -заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту гибели младшего лейтенанта внутренней службы ФИО2, начальника отделения обеспечения отдела специального назначения УИН Минюста России по <адрес>, согласно которого смерть младшего лейтенанта внутренней службы ФИО2 наступила при исполнении служебных обязанностей в боевой обстановке;

            -свидетельство о смерти 1-АЗ , выданное 31.01.2000г. Отделом ЗАГС администрации <адрес> Республики Адыгея, где причиной смерти указано сквозное огнестрельное пулевое ранение живота с повреждением внутренних органов на поле боя, то есть ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, при исполнении служебных обязанностей.

Выше изложенными доказательствами подтверждается, что                         в пенсионном деле истца ФИО4 имелись при назначении ей пенсии по потере кормильца документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий, вместе с тем, ответчиком - УФСИН России по <адрес> своевременно не исполнена обязанность в направлении документов на погибшего ФИО2 для получения удостоверения "Ветерана боевых действий".

Таким образом, в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому федеральному закону внесены вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ дополнения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач                  в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1.

Согласно ответа на заявление ФИО4 исх. /ТО/23-02-73 от 15.02.2024г. – в ответ на заявление от 12.02.2024г. за подписью начальника УФСИН России по <адрес> предоставлен расчет предполагаемой недоплаченной пенсии членов семьи ветерана боевых действий ФИО2, а именно на - ФИО4, ФИО1, ФИО5.

Так, согласно расчета переплаты (недоплаты) пенсии на ФИО4, выданной главным экономистом УФСИН России по <адрес> и старшим инспектором ГПО ФЭО ФИО14, недоплаченная пенсия члена семьи ветерана боевых действий ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 202 314, 27 руб.

Так, согласно расчета переплаты (недоплаты) пенсии на ФИО1, выданной главным экономистом УФСИН России по <адрес> и старшим инспектором ГПО ФЭО ФИО14, недоплаченная пенсия члена семьи ветерана боевых действий ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 05.05.2021г. составляет 203 293,25 руб.

Так, согласно расчета переплаты (недоплаты) пенсии на ФИО5, выданной главным экономистом УФСИН России по <адрес> и старшим инспектором ГПО ФЭО ФИО14, недоплаченная пенсия члена семьи ветерана боевых действий ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 821,77 руб.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными расчетами задолженности в виде недоплаченной пенсии членам семьи ветерана боевых действий ФИО4, ФИО1, ФИО5, представленным ответчиком, так как расчеты отвечают требованиям действующего законодательства и являются арифметически верными.

Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что она, ФИО4, как вдова погибшего ФИО2, являясь сотрудником УФСИН России по РА неоднократно лично после гибели мужа обращалась в ГК и РЛС УФСИН РФ по РА (кадровое подразделение) с просьбой направить документы на присвоение ее мужу посмертно статуса «ветеран боевых действий», но никаких действий сотрудники кадрового подразделения в связи с ее обращением о присвоении статуса «ветеран боевых действий» ее мужу посмертно не предпринимались, ей не разъяснялось о том, что она должна написать какое-либо заявление, бланк для заполнения не выдавался, какие –либо документы у нее не истребованы    и указанный статус присвоен не был, - нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.

При этом, судебная коллегия также учитывает, что ФИО3 погиб ДД.ММ.ГГГГ, тогда как только ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было выдано удостоверение как члену семьи погибшего ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционную жалобу истцов ФИО4, ФИО1, ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ следует удовлетворить; - решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ следует отменить полностью; - исковые требования ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца следует удовлетворить.

       Следует обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии ФИО4 по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2, имеющую право на льготы и выплаты в сторону увеличения за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действии Российской Федерации) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 202 314 (двести две тысячи триста четырнадцать) рублей 27 копеек.

     Следует обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2, имеющего право на льготы и выплаты в сторону увеличения за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действии Российской Федерации) до его совершеннолетия и периода очного обучения в учебных заведениях до достижения им возраста 23 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 293 (двести три тысячи двести девяносто три) рубля    25 копеек.

      Следует обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2, находящемуся на его иждивении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имевшему право на льготы и выплаты) в сторону увеличения за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в ФЗ «О ветеранах», о введении территорий Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации) до его совершеннолетия, а именно до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 821 (четыре тысячи восемьсот двадцать один) рубль 77 копеек.

         Следует взыскать с ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> в пользу истца ФИО4 расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации    стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

     Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

В пункте 11 указанного Постановления разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).

При этом, ответчиком- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея не представлено доказательств чрезмерности взыскиваемых с него судебных расходов в размере 20 000 рублей.

Как следует из Соглашения (договора) от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридической помощи в гражданском судопроизводстве ФИО4, с одной стороны, и адвокат Майкопской городской коллегии адвокатов «Аргумент» ФИО15, с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

-Предметом Соглашения является участие адвоката в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по делу ФИО4, на стадии суда первой инстанции по иску о признании ее умершего мужа участником боевых действий и признании ее вдовой участника боевых действий и установлении положенных ей законодательством прав.

    В силу пункта 3.1. Соглашения (Договора) Доверитель производит оплату за оказание юридической помощи по Соглашению в размере 20 000 рублей.

При этом, квитанцией, выданной Майкопской городской коллегии адвокатов «Аргумент» к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что от доверителя ФИО16 принято ФИО15 в качестве гонорара 20 000 рублей (л.д. ).

На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Майкопской городской коллегии адвокатов «Аргумент», на основании соглашения от 14.09.2021г. адвокату ФИО15 поручено представлять интересы ФИО4 в Майкопском городском суде Республики Адыгея. (л.д. ).

Представителем истцов ФИО15 в рамках рассмотрения данного дела оказаны следующие юридические услуги:

-составление представителем истцов искового заявления                        (л.д. );

-составление представителем истцов уточненного искового заявления (л.д. );

-принимала участие в судебном заседании Майкопского городского суда ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

            Таким образом, учитывая сложность дела, продолжительность его рассмотрения, объём проделанной представителем истцов работы в суде первой инстанции - Майкопском городском суде Республики Адыгея,    и учитывая, что ответчиком- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея не представлено доказательств чрезмерности взыскиваемых с него судебных расходов в размере 20 000 рублей, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> в пользу истца ФИО4 расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу истцов ФИО4, ФИО1, ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея                    от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО4, ФИО1, ФИО5                к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России               по Республики Адыгея о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.

        Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии ФИО4 по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2,    имеющую право на льготы и выплаты в сторону увеличения                          за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ                          «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон                           «О ветеранах», о введении территории Чеченской Республики                          в перечень территории ведения боевых действии Российской Федерации) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 202 314 (двести две тысячи триста четырнадцать) рублей 27 копеек.

     Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2, имеющего право на льготы и выплаты в сторону увеличения за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон                          от ДД.ММ.ГГГГ №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений                  в Федеральный закон «О ветеранах», о введении территории Чеченской Республики в перечень территории ведения боевых действии Российской Федерации) до его совершеннолетия и периода очного обучения в учебных заведениях до достижения им возраста 23 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,                  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 203 293 (двести три тысячи двести девяносто три) рубля    25 копеек.

      Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Адыгея произвести выплату недоплаченной части пенсии по случаю потери кормильца ветерана боевых действий ФИО2, находящемуся на его иждивении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имевшему право на льготы и выплаты) в сторону увеличения                         за период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в законную силу поправок в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ФЗ                         «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон                        «О ветеранах», о введении территорий Чеченской Республики                           в перечень территории ведения боевых действий Российской Федерации) до его совершеннолетия, а именно до ДД.ММ.ГГГГ года                   в сумме 4 821 (четыре тысячи восемьсот двадцать один) рубль                     77 копеек.

         Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> в пользу истца ФИО4 расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                             ФИО19

Судьи:                                   ФИО22

                                      ФИО18

33-192/2024 (33-2858/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Архипов Александр Валерьевич
Саламатина Валентина Владимировна
САЛАМАТИН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Ответчики
УФСИН России по РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
15.11.2023Передача дела судье
26.12.2023Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Передано в экспедицию
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее