Дело № 2а-1-2263/2017

Решение

Именем Российской Федерации

10.04.2017 г.                                            г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Лаврова Д.А.,

при секретаре Бакиевой Э.Р.,

с участием представителя административного истца Ноак Л.О., представителя административного ответчика Седякина Г.Ю., заинтересованных лиц Ольшанский Н.М., Фуфыгина Н.С., Ольшанвский О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волков В.М. к Администрации Энгельсского муниципального района о признании постановления незаконным,

установил:

Волков В.М. обратился в суд с административным иском к Администрации Энгельсского муниципального района о признании постановления незаконным.

Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> является собственником четырехкомнатной квартиры общей площадью 108,2 кв.м. по адресу: <адрес>. Позднее ему в собственность перешла однокомнатная квартира площадью 27,7 кв.м. по адресу: <адрес> В 2008 г. на основании Постановления главы администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему было дано согласие на перепланировку двух квартир, с объединением в одну. В настоящее время на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии является собственником жилого помещения площадью 168,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями земельного участка расположенного по адресу: <адрес> являются собственники помещений многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Энгельсского муниципального района было вынесено постановление об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Энгельсского муниципального района в связи с признанием расположенного на земельном участке многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. В данном постановлении администрация ЭМР ссылается на то, что жилой дом признан аварийным на основании: постановления Главы Энгельсского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О признании домов непригодными для проживания» и муниципальной программы «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены акты межведомственной комиссии по обследованию жилых домов, признанных непригодными для проживания и требующих отселения жильцов. Однако не данное постановление не акты межведомственной комиссии ему вручены не были. Согласно п. 3.5. Положения по оценки непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент вынесения акта межведомственной комиссии) решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В случае необходимости немедленного расселения граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии или протокола обследования строительных конструкций. Таким образом, в случае если бы многоквартирный дом был признан аварийным, расселение жильцов должно было быть произведено немедленно, однако этого не произошло, что свидетельствует о непризнании дома аварийным. Обращает внимание на то обстоятельство, что с момента отнесения дома к числу непригодного к проживанию, прошло 14 лет. На протяжении 14 лет домовладение не ремонтировалось и расселение из данного домовладения не производилось. Кроме того, в 2008 г. им были произведены перепланировка второго этажа и капитальный ремонт (в том числе крыши) спорного жилого помещения, на что администрацией ЭМР было дано согласие. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процент износа жилого дома составлял - 55%. Согласно рекомендациям Минстроя РФ «ветхое состояние здания» - это состояние жилого помещения, когда конструкция здания составляет износ свыше 70% (для каменного сооружения), свыше 65% (для деревянного со стеной из местного материала и мансард). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (ст. 33 Положения). Указанные обстоятельства исключают возможность эксплуатации данного здания в ином порядке, кроме установленного специальными нормативными актами. То есть невозможно согласование перепланировки или переустройства в домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу. Данный факт свидетельствует о том, что спорное жилое помещение все же не признано аварийным. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.012006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. На основании ч. 10 ст. 32 ЖК РФ 1 признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи. Такого требования мне предъявлено не было, следовательно, процедура изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не была соблюдена. Согласно п. 20 пп. г Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее, чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Поскольку постановление об изъятии было получено только в январе 2017 года, то изъятие имущества должно быть произведено не ранее января 2018 г. На основании приложения 1 к муниципальной программе «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах», планируемая дата окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника не соблюдена. Считает, что жилой дом подлежит реконструкции и находится в исправном техническом состоянии, при этом аналогичного мнения придерживаются и иные жильцы дома.

Административный истец Волков В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца, действующая на доверенности Ноак Л.О., исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам искового заявления.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Седякина Г.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено полномочным должностным лицом, в пределах компетенции, с полным соблюдением процедуры. Основанием для вынесения постановления об изъятии земельного участка явилось постановление Главы Энгельсского муниципального образования «О признании домов непригодными для проживания». Данное постановление является действующим, никем не отменено. То обстоятельство, что проводился ремонт дома, не имеет правового значения, так как никто из собственников помещений в нем не обращался с заявлением о признании дома пригодным для проживания. Кроме того, собственникам направлялось предложение произвести ремонт принадлежащего им имущества. Данное предложение не принято собственниками.

Заинтересованные лица Ольшанский Н.М., Ольшанвский О.Ф., Фуфыгина Н.С. считали требования истца не подлежащими удовлетворению.

Суд, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что В.Н.М. является собственником помещения в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ междуведомственной комиссией составлен акт , согласно которому жилой <адрес> был признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Энгельсского муниципального образования данный акт междуведомственной комиссии утвержден.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п 1.1 статьи 24 Устава Энгельсского муниципального района администрация Энгельсского муниципального района в полном объеме исполняет полномочия администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), установленные федеральными законами, законами Саратовской области, а также муниципальными правовыми актами муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района.

Таким образом, оспариваемое постановление принято надлежащим органом в рамках предоставленной компетенции.

Доводы административного истца о том, что дом является пригодным для проживания, несостоятельны в силу следующего:

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данное Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 47 вступило в законную силу с 18 февраля 2006 года и действует по настоящий момент.

Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией.

Пунктом 53 Положения предусмотрено, что в случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в п. 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц.

Сведений о том, что был произведен ремонт жилого <адрес>, после чего он был признан пригодным для проживания, не имеется.

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд урегулирован ст.32 Жилищного кодекса РФ. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3.5-9 настоящей статьи.

Согласно ч.1 – ч. 3 ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием Земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч.5 – ч. 9 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая Убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочном прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ч. 5 ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В силу части 11 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятий или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Судом установлено, что уведомление о проведение мероприятий по оценке недвижимого имущества и достижению соглашения с собственником земельного участка было направлено Волков В.М. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом за , а также распечаткой с официального сайта Почты России

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствуют действующему жилищному, земельному и гражданскому законодательству, в связи с чем в удовлетворении требований Волков В.М. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 14,62, 175-180, 186 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░.

░░░░░                    ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░

2а-2263/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Волков В.М.
Ответчики
Администрация Энгельсского Муниципального района
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
09.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.03.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2017[Адм.] Судебное заседание
10.04.2017[Адм.] Судебное заседание
17.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2017[Адм.] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее