Решение по делу № 33-285/2020 от 15.01.2020

Судья Нетеса С.С. Дело № 33-285/2020

Дело № 2-4235/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

13 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Литвиненко Е.З.,

судей Нечунаевой М.В., Миронова А.А.,

при секретаре Пушкарь О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Камчатского края «Спецтранс» о возложении обязанности организовать обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Усть-Большерецкого района,

по апелляционной жалобе ГУП Камчатского края «Спецтранс» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 сентября 2019 года (дело № 2-4235/2019, судья Нетеса С.С.), которым постановлено:

Иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» в срок до1 сентября 2020 г. обеспечить осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Нечунаевой М.В., объяснения представителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Новоселовой Е.В., поддержавшей исковые требования, объяснения представителя ГУП Камчатского края «Спецтранс» Гордейчук Р.П., полагавшего исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камчатский межрайонный природоохранный прокурор (далее – истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Государственному Унитарному Предприятию Камчатского края «Спецтранс» (далее – ответчик, ГУП «Спецтранс») о возложении обязанности организовать обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Усть-Большерецкого района Камчатского края.

В обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что ГУП «Спецтранс», являющееся региональным оператором, обязанным обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, в установленный распоряжением Правительства Камчатского края от№ 345-П от 18 августа 2017 года срок деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края не организовало, что влечет нарушение прав неопределенного количества граждан, постоянно либо временно находящихся на территорииУсть-Большерецкого района, на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным, прокурор с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства исковых требований, просил возложить на ГУП «Спецтранс» обязанность обеспечить осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края в срок до 1 сентября 2020 года.

В судебном заседании представитель истца Красильникова Е.Н. по основаниям, изложенным в исковом заявлении, требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора поддержала с учетом их уточнения.

Представители ГУП «Спецтранс» Титова Е.В. и Гордейчук Р.П. против удовлетворения исковых требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора возражали, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагали, что истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком природоохранного законодательства. Указали, что на регионального оператора обязанность организации сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов никем не возложена. Конкретных нарушений региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами истцом не приведено. Распоряжение Правительства Камчатского края № 345-П от 18 апреля 2017 года не предусматривает какие-либо нормы по поведению природоохранных мероприятий, проведению работ по использованию природных ресурсов и иному воздействию на окружающую среду, и никак не влияет на осуществление прав граждан на благоприятную окружающую среду. ГУП «Спецтранс» не осуществляет никакой хозяйственной деятельности вУсть-Камчатском районе Камчатского края, в результате которой могли бы образоваться отходы, поэтому деятельность предприятия не может нарушать права граждан на благоприятную окружающую среду.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУП «Спецтранс», не соглашаясь с вынесенным решением суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным без определения всех обстоятельств по делу, просит решение отменить. Указывает, что судом не учтено, что ни Государственной программой Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае», ни Территориальной схемой, на регионального оператора не возложена обязанность по организации сбора, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе на территории Усть-Большерецкого района, а выводы суда основаны на неверном толковании Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, полагает, что исковые требования не содержат сведений о том, какое право неопределенного круга лиц нарушено действиями или бездействием ГУП «Спецтранс», какой причинен этим вред. На основании изложенного, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, участия в судебном заседании не принимало, представителей не направило, в связи с чем на основании статей 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, установив, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле Агентство по обращению с отходами Камчатского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в области обращения с отходами производства и потребления, а также радиационной безопасности в Камчатском крае, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем постановлено соответствующее определение.

Поскольку судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, учитывая существенные нарушения судом норм процессуального права, решение в этом случае подлежит безусловной отмене (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

Рассматривая дело по существу заявленных исковых требований по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. ст. 55, 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

при этом сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Как следует из содержания искового заявления, Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в рамках проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды пришел к выводу, что региональный оператор должен организовать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Усть-Большерецкого района. По этим основаниям, прокурор и обратился с настоящим иском в суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГК РФ с целью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По мнению прокурора, ГУП «Спецтранс» не организовало деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Усть-Большерецкого района Камчатского края.

Как указано в исковом заявлении, бездействие ГУП «Спецтранс» на территории Усть-Большерецкого района нарушает права неопределенного количества граждан, постоянно либо временно находящихся на территории Усть-Большерецкого района, на благоприятную окружающую среду (л.д. 7-10).

В качестве доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых основаны исковые требования, к исковому заявлению прокурор приложил копию выписки из ЕГРЮЛ в отношении ГУП «Спецтранс» (л.д. 11-31) и два экземпляра копии ответа ГУП «Спецтранс» на запрос прокурора (л.д. 32-35).

Никаких иных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований, не приложено истцом к исковому заявлению, не представлено суду первой инстанции, не представлено суду апелляционной инстанции. И о наличии таких доказательств представитель истца не заявлял при рассмотрении дела ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.

Анализируя обстоятельства дела, принимая во внимание полное отсутствие доказательств, обосновывающих заявленный прокурором иск, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 4 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее также - территориальная схема).

В силу пункта 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

Несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 25 октября 2019 года № 454-П «О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае, утвержденнуюпостановлением Правительства Камчатского края от 08 ноября 2016 года № 444-П».

В общем доступе - на официальном сайте в сети «Интернет» Агентства по обращению с отходами Камчатского края https://agothod.kamgov.ru опубликована территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае» (территориальная схема).

Как следует из территориальной схемы, выполненной ООО «Джи Динамика» по заданию Агентства по обращению с отходами Камчатского края (государственный контракт №0138500000118000009 от 21 января 2019 года) на территории Усть-Большерецкого района эксплуатируются три свалки для размещения ТКО: в п.Озерновский (эксплуатирующая организация - ИП Краевская Лариса Михайловна); в с.Апача (эксплуатирующая организация - МУП «Надежда» Усть-Большерецкого района); полигон, расположенный около с.Усть-Большерецк (эксплуатирующая организация - ГУП Камчатского края «Спецтранс»).

На территории поселения расположены рыбодобывающие предприятия и организации, осуществляющие вылов и переработку речных и морских ресурсов. Свою деятельность они осуществляют на основе договора о переработке рыбных отходов с туковым заводом п.Октябрьский.

На основании ст. 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Согласно статье 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила).

Пункт 17 Правил предусматривает, что, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Согласно пункту 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

При несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность заключения договора, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, у них не возникает.

Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» (государственная программа), участником которой является Агентство по обращению с отходами камчатского края.

Разделом 2 государственной программы предусмотрено участие муниципальных образований в Камчатском крае в реализации основного мероприятия 1.8 «Выявление случаев причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, и ликвидация последствий такого вреда» Подпрограммы 1, предусмотренного приложением 2 к Программе. Субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию основного мероприятия, предоставляются в соответствии с приложением 4 к Программе.

В рамках государственной программы разработан порядок предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятия 1.8 «Выявление случаев причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, и ликвидация последствий такого вреда» подпрограммы 1 «Развитие комплексной системы обращения твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» в части ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования в Камчатском крае, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Камчатского края от 28 декабря 2016 года № 528-П утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.

В соответствии с п. 1.2 названных Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края (Правил деятельности) региональный оператор является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае (далее – Территориальная схема) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно разделу 2 Правил деятельности основной целью деятельности Регионального оператора является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой.

Основными задачами Регионального оператора являются: реализация Территориальной схемы; планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности; организация деятельности по созданию на территориях муниципальных образований в Камчатском крае комплексов (полигонов, площадок временного накопления отходов) по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и контроль их запуска на производственную мощность, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том чис­ле в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; участие в разработке и реализации инвестиционных проектов (на основе концессионных соглашений, соглашений государственно-частного партнерства, соглашений муниципально-частного партнерства) в области обращения отходов на территории деятельности Регионального оператора; внедрение системы раздельного сбора ТКО на территории Камчатского края.

Функции регионального оператора перечислены в разделе 3 Правил деятельности.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19 декабря 2016 года № 738 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края присвоен Муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» (л.д. 44).

Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края (уполномоченный орган) и МУП «Спецтранс» (региональный оператор) 30 декабря 2016 года заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Камчатского края № 273 (Соглашение) сроком на 10 лет до 2026 года, по условиям которого региональный оператор обязуется осуществить деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Камчатского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами в том числе с ТКО.

Пунктом 1.3 Соглашения предусмотрено, что деятельность по созданию на территории муниципальных образований Камчатского края комплексов полигонов площадок по обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов обеспечивается региональным оператором за счет средств бюджета РФ, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также за счет собственных и заемных средств.

30 декабря 2016 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (сторона 1), МУП «Спецтранс» (сторона 2) и Агентством по обращению с отходами Камчатского края (сторона 3) заключено соглашение№ 274 о замене уполномоченного органа по соглашению от30 декабря 2016 года за № 273об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, согласно которому с01 января 2017 года все права и обязанности уполномоченного органа по соглашению № 273переходят к стороне 3 – Агентству по обращению с отходами Камчатского края.

Письмом от 18 марта 2019 года № 753 ответчик сообщил истцу, что услуга регионального оператора предоставляется в трех муниципальных образованиях Камчатского края: Петропавловск-Камчатский городской округ, Вилючинский и Елизовский городские округа. По техническим причинам региональный оператор не оказывает услуги по обращению с ТКО в Усть-Большерецком муниципальном районе, в том числе в связи с невозможностью определения операторов по обращению с отходами, отсутствия объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения ТКО на территории Камчатского края и в территориальную схему обращения с отходами в том числе с ТКО. Предоставление услуг в муниципальных образованиях возможно только после утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края перечня объектов размещения ТКО, утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (л.д. 32-35).

В декабре 2018 года ГУП «Спецтранс» предприняло попытку внести 30 действующих полигонов на территории Камчатского края в государственный реестр объектов размещения отходов, но Росприроднадзор отказал в рассмотрении заявки, так как объекты размещения не имеют утвержденной проектной документации, а часть расположена на территориях, на которых размещение подобных объектов запрещено.

Возможность эксплуатировать в рамках закона действующие объекты размещения отходов дает пункт 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ, согласно которому до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Камчатском крае порядок формирования и изменения Перечня до сих пор не разработан.

ГУП «Спецтранс» неоднократно обращалось в Агентство по обращению с отходами Камчатского края с предложениями установить краевым планом мероприятий этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами и установить, что на время исполнения плана мероприятий деятельность по обращению с отходами осуществляется в прежнем режиме. Предоставление услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории муниципальных образований возможно после утверждения Агентством по обращению с отходами Камчатского края перечня объектов размещения ТКО на территории Камчатского края, затем включения в перечень объектов размещения в муниципалитетах, утверждения региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей каждого муниципалитета, определения в конкретном населенном пункте потенциального оператора по обращению с ТКО.

Данное обстоятельство подтверждается приложенным истцом к исковому заявлению доказательством (л.д. 32-35). И истцом же не опровергнуто.

Как указано выше, в соответствии со ст. ст. 55, 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В нарушение положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ истец не представил никаких доказательств наличия свалок, не указаны их координаты, отсутствует информация о собственниках земельных участков, не представлены документы, подтверждающие, что ответчик обязан обеспечить осуществление сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края, не указаны нормы права, которые нарушил ответчик.

Не представлено также никаких правовых обоснований, в связи с чем истец просит суд обязать ответчика обеспечить осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в срок до 1 сентября 2020 года, а не до 2026 года – срок, установленный вышеупомянутым Соглашением, заключенным 30 декабря 2016 года между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (уполномоченный орган) и МУП «Спецтранс» (региональный оператор), по условиям которого региональный оператор обязуется осуществить деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Камчатского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, либо в иной срок.

Как указано выше, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, основанных лишь на изложенных в исковом заявлении обстоятельствах, и не подтвержденных какими-либо доказательствами. Выписка из ЕГРЮЛ документом, подтверждающим обоснованность иска, по мнению судебной коллегии, не является.

На основании вышеизложенного, а также в связи с непредставлением истцом каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» в срок до 1 сентября 2020 года обеспечить осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 сентября 2019 года отменить.

В удовлетворении требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» в срок до1 сентября 2020 года обеспечить осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территорииУсть-Большерецкого районаКамчатского края – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в мотивированной форме составлено 18 марта 2020 года

33-285/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Государственное унитарное предприятие "Спецтранс"
Суд
Камчатский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.kam.sudrf.ru
16.01.2020Передача дела судье
20.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
13.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Передано в экспедицию
13.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее