Дело № 2а-2266/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимова А.В.,

при секретаре Проценко Т.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Лещенко А.И., представителя ответчика Степановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию домов аварийными и непригодными для дальнейшего проживания,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» в связи с неосуществлением контроля за использованием и сохранностью собственности, а именно дома 3 по ул. Измайловой в г. Саратове, а также в не обращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания дома аварийным и подлежащим сносу, возложить на ответчика обязанность инициировать процедуру установленную Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», для признания жилого дома 3 по ул. Измайловой в г. Саратове аварийным и подлежащим сносу, также возложить на ответчика обязанность подготовить документы на межведомственную комиссию для рассмотрения на заседании комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу вопроса о признании жилого многоквартирного дома 3 по ул. Измайловой в г. Саратове аварийным и подлежащим сносу. В обосновании своих требований указывает, что на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» расположен дом дома 3 по ул. Измайловой г. Саратова. Одним из собственников жилья в данном доме является муниципальное образование «Город Саратов». Несмотря на предоставленное право, администрация муниципального образования «Город Саратов» меры, направленные на признание вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, не принимает. Дальнейшее проживание в нем неопределенного круга лиц создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Администрация муниципального образования «Город Саратов» как собственник вышеуказанного жилого помещения, вправе обратиться с заявлением о признании жилого помещения указанного многоквартирного жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания граждан. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1961 г. и имеет процент износа по состоянию на 2006 г. – 38%, в связи с чем, имеется значительный износ строительных конструкций.

Помощник прокурора Ленинского района г. Саратова Лещенко А.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила в иске отказать.

Заинтересованное лицо администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца – помощника прокурора, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в связи с обеспечением права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В силу ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. ст. 2, 14, 57, 87, 89 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Правительством РФ Постановлением от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение).

В соответствии с п 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер, в соответствии с которым заявление о признании многоквартирного дома аварийным с приложенными к нему документами подает собственник или наниматель жилого помещения.

В соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (п. п. 42-48 Положения).

Согласно п. п. 7, 49 Положения, к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с п. 45 Положения, для признания многоквартирного дома аварийным необходимо представление в комиссию ряда документов, в том числе, заключения специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В случае, если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений. Комиссия признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

Статьями 32, 86, 134 ЖК РФ предусмотрен порядок сноса жилых домов при признании их аварийными, с обеспечением отселяемых граждан жилыми помещениями за счет муниципального образования. Следовательно, при рассмотрении обращений заявителя, данную обязанность следует возложить на соответствующий орган.

В соответствии со ст. 14, 49, 51, 57 ЖК РФ, ст. 13 п. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39 «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», п. п. 46, 47, 48, 49 Положения, предусмотрено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ст. ст. 2, 14 ЖК РФ ответственность за сохранность жилого фонда муниципального образования возлагается на администрацию города. Данная сторона создает условия для сохранности и содержанию муниципального жилищного фонда, исполнение подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», областной целевой программы по обеспечению населения Саратовской области жильем и развитию жилищного строительства. Согласно ст. 6 п. 1 пп. 3, 6, 8 Устава г. Саратова, муниципальным образованием решаются вопросы по обеспечению жильем граждан, в том числе, в случае отселения из ветхого и аварийного жилого фонда.

Кроме того, согласно ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

В судебном заседании установлено, что собственником доли в спорном жилом доме является администрация муниципального образования «Город Саратов». Согласно акту о проверке соблюдения жилищного законодательства, составленному прокуратурой Ленинского района г. Саратова совместно с государственной жилищной инспекцией по Саратовской области, ОНД по г. Саратову УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области, ТО по г. Саратову Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 22.03.2018 г. в доме дома 3 по ул. Измайловой г. Саратова выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, СанПин 2.1.2.2801-10, Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №39 «О противопожарном режиме» а именно: в местах общего пользования видны следы протекания, разводы желтого цвета, наличие разрушений штукатурного слоя наружных стен, наличие неисправностей внутридомовых электросетей в местах общего пользования, наличие повреждений отделочных стен в помещениях общего пользования.

Бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу для людей, постоянно проживающих и временно находящихся в жилом доме № 3 по ул. Измайлова г. Саратова.

На основании изложенного суд полагает, что административный ответчик, как собственник жилого фонда и части помещений многоквартирного доме № 3 по ул. Измайлова г. Саратова несет ответственность за его сохранность и ремонт.

Суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни, здоровью граждан. Обращение в межведомственную комиссию иных лиц помимо ответчика невозможно, ввиду отсутствия у данных лиц необходимого объема документов. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения – проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования «Город Саратов» местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с указанными правовыми актами на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий осуществления местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности решения населением города вопросов местного значения, сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед населением города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления города отдельных государственных полномочий.

На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту, капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения в соответствии со ст. 681 ГК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выраженное в неосуществлении контроля за использованием и сохранностью собственности, а именно доме № 3 по ул. Измайлова г. Саратова, а также в не обращении с заявлением в межведомственную комиссию для признания дома аварийным и подлежащим сносу является незаконным, а заявление заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Город Саратов» до настоящего времени не предпринимало надлежащих мер к устранению выявленных нарушений эксплуатации данного жилого доме № 3 по ул. Измайлова г. Саратова и признания его аварийным.

В связи с чем, суд считает, что на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по инициированию процедуры, установленной «Положением по подготовке и представлению документов на межведомственную комиссию» для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

В связи с чем, при определении срока исполнения обязательств, исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, суд считает возможным определить срок проведения указанных мероприятий в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 3 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ №3 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2006 ░. № 47 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 3 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 3 ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░:

2а-2266/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Василиадис Д.А.
Ответчики
АМО Город Саратов
Другие
Администрация Ленинского района МО Город саратов
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
leninsky.sar.sudrf.ru
10.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
13.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018[Адм.] Судебное заседание
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее