Дело № 2-5404/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 ноября 2015 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием истца Корнилова В.В., его представителя Васенина В.М.,
представителей ответчика Чувызгалова А.В., Исмагилова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилова В.В. к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о взыскании платы за незаконное пользование земельным участком, понуждении к заключению договора аренды,
установил:
Корнилов В.В, обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о взыскании платы за незаконное пользование земельным участком в размере <данные изъяты>, понуждении заключить договор аренды, взыскании судебных расходов, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 150000 кв.м, по адресу: <Адрес>, кадастровый №. Весной 2012 г. при проверке принадлежащего ему земельного участка, была обнаружена траншея с уложенными в ней трубами. Позднее ему стало известно, что на его участке площадью 1,56 гектара (15600 кв.м) ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» проложен газопровод ДНС-0220-ГСК «Куеда» Гондыревского месторождения Пермского края. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» незаконно пользуется его землей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлена претензия с требованием оплатить арендную плату и заключить договор аренды данного земельного участка, которая была оставлена без ответа.
Истец, представитель истца в судебном заседании поддержали доводы искового заявления. О нарушении прав истца ответчиком ему стало известно в августе 2012г. по результатам проверок, проведенных ОВД по его заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что на территории земельного участка принадлежащего Корнилову В.В. расположен подземный газопровод «ДНС-0220-ГСК «Куеда» который принадлежит ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на праве собственности с 1998г. В соответствии с п. 8 ст. 90 Земельного кодекса РФ оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта, не требуется, следовательно собственники трубопроводов освобождены от необходимости оформления прав (в т.ч. аренды) на земельные участки занятые трубопроводом и соответственно освобождены от арендной платы за соответствующий земельный участок. Кроме того, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
Корнилову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 150000 кв.м, по адресу: <Адрес>, кадастровый № (свидетельство о праве собственности л.д. 6).
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на праве собственности принадлежит газопровод от «ДНС-0220 до ГСК «Куеда» протяженностью 13072 м инв. № по адресу: <Адрес>, кадастровый № (копия свидетельства о права собственности л.д. 27).
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В то же время статьей 261 ГК РФ предусмотрены определенные ограничения прав собственника при использовании земельного участка: собственник вправе использовать по своему усмотрению земельный участок, а также все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом или не нарушает права третьих лиц.
Пункт 3 ст. 56 ЗК РФ содержит перечень ограничений прав на землю, в частности особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Согласно ч. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется, у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее - Правила).
Пунктом 4.2 указанных Правил, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ.
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» с 1998г. является собственником подземного газопровода от «ДНС-0220 до ГСК «Куеда» протяженностью 13072 м инв. № по адресу: <Адрес>. Строительство объекта было осуществлено в соответствии с проектом и учетом строительных норм и правил, действовавших на момент его строительства. Газопровод до настоящего времени функционирует.
Между ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» и СПК «Колхоз им. В.И. Чапаева» заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого арендодатель предоставляет в аренду часть земельного участка от земельного участка с кадастровым номером 59:23:0000000:12 общей площадью 4,0757 га, для производства капитального ремонта газопровода «ДНС-0220 до ГСК «Куеда» (ПК-0-ПК6, ПК70-ПК80, ПК100-ПК110) (Инв. номер Ч2_14805) Гондыревского месторождения.
В соответствии с актом приемки-сдачи рекультивированных земель № от 22.03.2012г. земли возвращены арендодателю - СПК «Колхоз им. В.И. Чапаева».
Таким образом, спорный участок с другими землями передавался ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» для проведения ремонтных работ и работы на земельном участке проводились, однако истец не доказал, что эти работы проводились уже на принадлежащем ему земельном участке, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ.
Из показаний свидетеля З., следует, что последний 10.02.2012г. по заявлению Корнилова В.В. выезжал на земельный участок возле <Адрес>, 2900 метров севернее <Адрес>, с целью вбивания колышков в соответствии с планом межевания земельного участка. Видел, что за рекой <Адрес>, вне границ участка проводились земляные работы. Кем, в связи с чем и какие проводились работы ему не известно. Проводились ли работы на участке Корнилова В.В. ему не известно, участок был покрыт снегом.
Показаниями свидетеля факт работ после 09.02.2012г. не подтверждается, поскольку наличие снега на земельном участке не позволяет сделать достоверный вывод о наличии или отсутствии следов работ под снегом, непосредственно момента проведения работ на земельном участке истца свидетель не видел.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель, подписанный ДД.ММ.ГГГГг., также не свидетельствует о производстве ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» работ на земельном участке истца после ДД.ММ.ГГГГг., а подтверждает лишь то, что до 22.03.2012г. все работы на земельных участках общей площадью 4,0757 га завершены. Учитывая протяженность газопровода и объем выполненных работ, включая рекультивацию по окончании ремонта, суд не находит доказательств фактического проведения работ после приобретения земельного участка истцом. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» факт проведения работ после ДД.ММ.ГГГГг. оспаривает.
Вместе с тем, суд находит обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из иска и пояснений истца следует, что о нарушении своих прав истец узнал не позднее 13 мая 2012г., когда направил ответчику письменную претензию с требованием оплатить арендную плату. С исковым заявлением истец обратился в 17 июля 2015г., т.е. по истечении 3 лет с момента, когда ему стало известно нарушении его права. Период, в который по предположению истца проведены работы на земельном участке, с 9 февраля до 22 марта 2012г. В связи с этим пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования Корнилова В.В. о взыскании арендной платы за февраль и март 2012г.
Требования Корнилова В.В. о взыскании арендной платы за период после марта 2012г. не имеют юридического обоснования, поскольку договор аренды с ООО «ЛУКОИЛ-ПЕРМЬ» у истца отсутствует, фактических работ на земельном участке истца не производилось, наличие подземного газопровода, в силу ч. 8 ст. 90 ЗК РФ, не требует оформления прав (в том числе аренды) на земельный участок собственника объекта трубопроводного транспорта. Земельный участок представляет собой часть земной поверхности (п. 3 ст. 6 ЗК РФ), а на поверхности земельной участка, принадлежащего Корнилову В.В., газопровод не расположен. Какого-либо оформления отношений по использованию земельного участка, подпадающего под охранную зону подземного газопровода, между землепользователям и собственником газопровода после завершения строительства не требуется. В этой части возражения ответчика суд находит обоснованными.
Требование Корнилова В.В. о понуждении ООО «ЛУКОИЛ-ПЕРМЬ» заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 15600 кв.м под газопровод проходящий по его земельному участку противоречат принципу свободы договора, закрепленному в п. 1 ст. 421 ГК РФ (граждане и юридические лица свободны в заключении договора).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Перечисленных в приведенной норме оснований для понуждения ответчика к заключению договора аренды в иске не указано, суд таких оснований не усматривает.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Корнилову В.В. отказано, судебные расходы истца возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований Корнилова В.В. к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» о взыскании платы за незаконное пользование земельным участком в размере <данные изъяты>, понуждении к заключению договора аренды земельного участка площадью 15600 кв.м по адресу <Адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: