Дело № 2-4226/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Л.А.,
при секретаре Пановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябова Дмитрия Викторовича к администрации города Липецка о признании незаконным постановления администрации города Липецка в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, и восстановлении на учете,
У С Т А Н О В И Л:
Рябов Д.В. обратился с вышеуказанным иском в суд, мотивируя его тем, что он в связи с наличием нуждаемости в жилом помещении Постановлением администрации города Липецка № 2433 от 23.10.2013 года был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областной целевой программе «Ипотечное жилищное кредитование на 2011 – 2015 годы». Нуждаемость истца в жилом помещении на момент обращения с заявлением о принятии на учет была обусловлена тем, что он не имел в собственности жилого помещения, не являлся нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, был зарегистрирован по месту жительства в квартире своей матери Рябовой О.М. по адресу: <адрес>. Членом семьи матери он не являлся, они вели раздельное хозяйство, между ними был заключен договор найма жилого помещения. Ежегодно с момента постановки на учет истец предоставлял ответчику сведения о жилищных условиях и семейном положении. Постановлением администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года он был снят с данного учета, мотивы снятия истцу неизвестны. Полагая данное постановление не соответствующим закону, Рябов Д.В. и просил суд признать незаконным и отменить постановление Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года в части снятия его с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», а также восстановить его на учете с даты первоначального обращения.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Селезнева Д.С., а также представитель третьего лица ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» по доверенности Покачалов Д.В. иск не признали.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка и Управление по учету и распределению жилья Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка своих представителей в суд не направили, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения спора.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Рябова Д.В..
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 г. N 519-пс был принят Закон Липецкой области № 120- ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья", который регулирует правоотношения, возникающие при предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья, и распространяется на граждан Российской Федерации, являющихся участниками и изъявивших желание стать участниками областных целевых жилищных программ, в том числе "Ипотечное жилищное кредитование".
Данный закон устанавливает в числе прочего устанавливает категории граждан, имеющих право стать участниками жилищных программ, а также критерии определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Закона определены понятия участников программ, на которые распространяется действие данного Закона.
В силу абзаца 1 статьи 2 Закона участник подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" – это гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Липецкой области, нуждающийся в улучшении жилищных условий, основным местом работы которого является работа в территориальных органах федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти области, государственных органах области, исполнительных органах государственной власти области, органах местного самоуправления, автономных, бюджетных или казенных учреждениях, государственных фондах, расположенных на территории области, изъявивший желание приобрести (построить) жилье с использованием ипотечного кредита (целевого займа) на условиях подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" государственной программы Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" (далее - подпрограмма "Ипотечное жилищное кредитование"), способный внести первоначальный взнос и текущие платежи по договору ипотечного кредита (целевого займа).
В соответствии с Приложением № 1 к Закону Липецкой области № 120- ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Приложением № 4 к Закону Липецкой области № 120- ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" определен порядок учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Согласно положениям данного Приложения, в редакции, действовавшей по состоянию на 3.10.2013 года, учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, осуществляется областным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства Липецкой области" (далее - Учреждение), органами местного самоуправления, осуществляющим переданные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Для постановки на учет граждане, имеющие право на получение социальной выплаты, представляют в Учреждение (органы местного самоуправления) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с предъявлением документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи, и приложением следующих документов:
- выписки из домовой книги и финансового лицевого счета по месту регистрации;
- справки с места работы гражданина с указанием источника финансирования заработной платы (для граждан, желающих стать участниками программ "Свой Дом", "Свой Дом на 2011 - 2015 годы","Ипотечное жилищное кредитование", "Ипотечное жилищное кредитование на 2011 - 2015 годы");
- справки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности у гражданина и членов его семьи (справка предоставляется на каждого члена семьи) с отметкой о совершенных сделках за пять предшествующих лет;
- справки органа государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на всех членов семьи.
На основании полученных документов (их копий) Учреждение (органы местного самоуправления) в отношении каждого заявителя формируют учетное дело.
В соответствии с пунктом 14 Приложения № 4 к Закону Липецкой области № 120- ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья" граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в случае:
- подачи по месту учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявления о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат;
- утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты;
- выезда на постоянное место жительства за пределы Липецкой области;
- получения в установленном порядке социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения;
- выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также неправомерных действий Учреждения (органов местного самоуправления), органов государственной власти, организаций, финансируемых из федерального и областного бюджетов, при решении вопроса о принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
Из представленного ответчиком администрацией города Липецка учетного дела Рябова Д.В. судом установлено, что Рябов Д.В. 3 октября 2013 года обратился в администрацию города Липецка с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областной целевой программе «Ипотечное жилищное кредитование на 2011 – 2015 годы», для приобретения или строительства жилья в г.Липецке с составом семьи 1 человек.
Совместно с заявлением Рябовым Д.В. были представлены следующие документы:
Копия паспорта с отражением страницы о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, а также страницы о семейном положении со штампом о регистрации брака 3.08.2015 года с Кочергиной Н.И.;
Справка ОБУ «Областной фонд имущества» о том, что Рябов Д.В. является работником данного учреждения;
Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 23.09.2013 года об отсутствии сведений о наличии у Рябова Д.В. объектов недвижимого имущества за период с 20.09.2008 года по 20.09.2013 года;
Справка Липецкого филиала ФГУП «Ростехинвентаризация «Федеральной БТИ» от 19.09.2013 года об отсутствии сведений о наличии у Рябова Д.В. индивидуального дома или квартиры;
Справка ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 12.09.2013 года о том, что его супруге Кочергиной Н.И. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м., на основании договора приватизации от 15.09.1997 года.
Выписки из домовой книги и лицевого счета на квартиру по адресу: <адрес>, по состоянию на 1.10. 2013 года, согласно которым данная квартира принадлежит Рябовой О.М., имеет общую площадь 47,5 в.м., в квартире в качестве постоянно проживающих зарегистрировано 5 человек: Рябова О.М., Рябов Н.В., Арабаждиева К.С., Рябова С.Н., и Рябов Д.В..
Также из материалов данного учетного дела усматривается, что в нем в числе прочих документов находится договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный 18.04.2013 года между Рябовым Д.В., как нанимателем, и Рябовой О.М., как наймодателем.
Постановлением администрации города Липецка № 2433 от 23.10.2013 года Рябов Д.В. с составом семьи 1 человек был принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по областной целевой программе « Ипотечное жилищное кредитование на 2011-2015 годы».
Постановлением Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года в соответствии с абзацем 6 пункта 14 Приложения 4 к Закону Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» Рябов Д.В. был с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
В обоснование законности принятого постановления Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года о снятии Рябова Д.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья представитель администрации города Липецка указывала на то, что в ходе проводимой в 2018 году очередной сверки документов, подтверждающих право истца состоять на данном учете, из представленной выписки из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было установлено, что на момент принятия Рябова Д.В. на учет, в данном жилом помещении фактически проживало не 5 человек, как было указано в выписке из домовой книги от 1.10.2013 года, которая представлялась им при решении вопроса о принятии на учет, а всего 3 человека, так как Арабаджиева К.С. и Рябова С.Н. были сняты с учета 24.07.2013 года. В связи с чем, исходя из размера общей площади данного жилого помещения ( 47,5 кв.м.), на каждого из проживавших в квартире приходилось по 15,8 кв.м. общей площади.
Кроме того, на момент обращения с заявлением о принятии на учет, Рябов Д.В. находился в браке с Рябовой Н.И., у которой на праве собственности имеется ? доля жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м., т.е. на её долю приходится 16 кв.м. общей площади.
Указанные обстоятельства, по мнению представителя ответчика, свидетельствуют о том, что Рябов Д.В. при обращении с заявлением о принятии его на учет, являлся обеспеченным и не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Им были предоставлены сведения о нуждаемости в жилье, не соответствующие действительности, что и послужило основанием для снятия его с учета.
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что на момент обращения с заявлением о принятии его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, он, хотя и был зарегистрирован в <адрес>, принадлежащей его матери Рябовой О.М., однако, фактически в ней не проживал, а жил с супругой Рябовой Н.И. в съемном жилье. Он не являлся членом семьи своей матери, поскольку совместно с ней не жил, они не имели общего бюджета и не вели совместного хозяйства. Его семья состояла из него и его супруги. Поэтому им и был в орган местного самоуправления представлен договор найма квартиры матери, где у него имелась регистрация.
В настоящее время они с женой и малолетней дочерью проживают в <адрес>, однако, его мать Рябова О.М. с ними совместно там не проживает, и по-прежнему не является членом их семьи.
Допрошенная судом свидетель Рябова О.М. дала суду показания, подтверждающие вышеуказанные объяснения истца об отсутствии между ней и Рябовым Д.В. общей семьи как на момент его обращения с заявлением о принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, так и на сегодняшний день.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из установленных фактов, касающихся обеспеченности истца Рябова Д.В. жилым помещением на момент его обращения в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, суд приходит к выводу о необоснованности постановление Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года в части снятия Рябова Дмитрия Викторовича с учета в соответствии с абзацем 6 пункта 14 Приложения 4 к Закону Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья».
Приходя к такому выводу, суд отмечает, что собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что Рябов Д.В. являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий по критериям, установленным Приложением № 1 к Закону Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья», поскольку, как бесспорно установлено в ходе судебного разбирательства, и не опровергнуто ни ответчиком, ни третьими лицами, Рябов Д.В., хотя и зарегистрирован в <адрес>, принадлежащей его матери, однако, не является членом её семьи.
Об этом свидетельствуют не только объяснения самого истца и показания свидетеля, но и нижеследующее.
Как установлено судом, на момент обращения с заявлением о принятии на учет, Рябов Д.В. находился в браке с Рябовой ( Кочергиной) Н.И., данные об этом факте были им представлены одновременно с заявлением, они содержались в копии его паспорта.
Нахождение же в зарегистрированном браке предполагает семейные отношения с супругом, пока не доказано иное.
Следовательно, на момент обращения с заявлением в муниципалитет Рябов Д.В. был членом семьи своей супруги.
Исходя же из смысла действующего законодательства, гражданин может быть членом лишь одной семьи.
Тот факт, что при обращении с просьбой о принятии на учет, истец в соответствующем заявлении не указал мать в качестве члена семьи, по мнению суда, также является косвенным подтверждением отсутствия между ним и его матерью семейных отношений.
Таким же доказательством отсутствия семейных отношений суд находит и заключенный между Рябовым Д.В. и Рябовой О.М. договор найма <адрес> <адрес>.
Тот факт, что фактически этот договор найма на момент обращения истца с заявлением о принятии на учет, не реализовывался, и Рябов не проживал в квартире, где был зарегистрирован, не свидетельствует ни о наличии семейных отношений с матерью, ни об отсутствии у него нуждаемости в жилом помещении.
Ссылка представителя ответчика на то, что данный договор найма квартиры не был представлен при подаче заявления и одновременно с ним, не опровергает вышеуказанный вывод суда, касающийся фактических отношений, сложившихся между истцом и собственником квартиры, в которой он зарегистрирован по месту жительства.
Кроме того, ответчиком не представлено никаких доказательств, свидетельствовавших бы о том, что данный договор был представлен истцом гораздо позже, нежели было издано постановление от 23.10.2013 года о принятии его на учет.
В судебном заседании как истец Рябов Д.В., так и свидетель Рябова О.М., утверждали, что данный договор был представлен в Управление по учету и распределению жилья в период первичного сбора документов для постановки на учет.
Отсутствие же указания на этот договор в расписке от 3.10.2013 года о принятии у Рябова Д.В. документов, на что ссылался представитель ответчика, не исключает возможности его представления истцом в Управление в промежуток между 3.10.2013 года и 23.10.2013 года.
Боле того, следует учитывать, что данный договор имелся в материалах учетного дела Рябова Д.В. на момент издания оспариваемого постановления о снятии его с соответствующего учета, факт его заключения подтвержден обеими сторонами договора, он никем не оспорен и не опорочен, а потому, по мнению суда, он не мог не приниматься ответчиком во внимание при решении вопроса о наличии у истца нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Каких-либо доказательств, опровергающих утверждения истца об отсутствии у него семейных отношений с матерью – собственником жилого помещения, где он был зарегистрирован по месту жительства, ни ответчиком, ни третьими лицами, суду не представлено.
Сама по себе регистрация Рябова Д.В, в квартире в качестве сына Рябовой О.М. – собственника этого жилого помещения, подтверждает лишь наличие между ними родственных отношений, но не семейных в том смысле, который этому понятию придается жилищным законодательством (совместное проживание, наличие единого бюджета, ведение совместного хозяйства и т.п.).
Поэтому для определения уровня обеспеченности Рябова Д.В. на момент постановки его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, общую площадь <адрес>, где он зарегистрирован по месту жительства, не следует учитывать.
Исходя из размера общей площади <адрес>, собственником 1/4 доли которой является супруга истца Рябова Н.И., на принадлежащую ей долю приходится 16 кв.м. общей площади.
Таким образом, уровень обеспеченности Рябова Д.В. жилым помещением соответствует 8 кв.м. общей площади, что свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами Приложения №1 к Закону Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья».
Данный уровень обеспеченности Рябова Д.В. жилым помещением имел место при постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья ( 23.10.2013 года), и не изменился на настоящее время.
Оснований для снятия Рябова Д.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, не имелось.
При таких обстоятельствах постановление Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года в части снятия Рябова Дмитрия Викторовича с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья надлежит признать незаконным, а Рябов Д.В. подлежит восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с даты первоначальной постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Администрации города Липецка № 283 от 2.03.2018 года в части снятия Рябова Дмитрия Викторовича с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Обязать Администрацию города Липецка восстановить Рябова Дмитрия Викторовича на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» с даты первоначальной постановки на учет.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А.Гончарова
Полное мотивированное решение
изготовлено 23 июля 2018 года
( с учетом ст.108 ГПК РФ)