Решение по делу № 33а-15802/2019 от 07.11.2019

УИД 34RS0008-01-2019-004646-67 Административное дело № 2а-4233 /2019

Судья Лемякина В.М. Дело № 33а-15802/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 28 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.

при секретаре Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Изгаршеву Б.Т. о взыскании недоимки по уплате налога и пени

по апелляционной жалобе административного ответчика Изгаршева Б.Т.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 8 августа 2019 года,

которым постановлено:

требования Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Изгаршеву Б.Т. о взыскании недоимки по уплате налога и пени – удовлетворить.

Взыскать с Изгаршева Б.Т. в бюджет недоимку по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы и пени на общую сумму 1469959,37 рублей в соответствии с требованием об уплате налога №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Изгаршева Б.Т. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 15549,80 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что Изгаршев Б.Т. является налогоплательщиком земельного налога. Изгаршеву Б.Т. направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога. Однако обязанность по уплате налогов своевременно не исполнена. Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области в адрес административного ответчика направлено требование № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком в полном объеме не оплачена.

Просила суд взыскать с Изгаршева Б.Т. в соответствии с требованием №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 71799 рублей, пени – 176,88 рублей, недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 725213 рублей, пени – 1813,03 рублей, недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 670328 рублей, пени – 1675,46 рублей. С учетом переплаты в сумме 1046 рублей, взыскать общую сумму задолженности в размере 1469959,37 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Изгаршев Б.Т. оспаривает законность и обоснованность решения суда. Обращает внимание суда, что он не был уведомлен о дате, месте и времени судебного заседания. Указывает, что поскольку 14.12.2016 он признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества, суду необходимо было привлечь финансового управляющего. Просит решение отменить, принять новый судебный акт.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 45 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Из материалов дела следует, что Изгаршев Б.Т. с 2015 по 2017 годы являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>

В адрес административного ответчика в 2018 году направлялось налоговое уведомление №№ <...> с указанием срока для добровольной уплаты земельного налога за период с 2015 по 2017 годы до 03.12.2018.

Уплата налога в установленный законом срок Игаршевым Б.Т. не произведена, в связи с чем начислены пени в размере 3665,73 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование №№ <...> об уплате земельного налога в сумме 1466 294 рублей и пени в размере 3665 рублей 73 копеек. Срок исполнения требования установлен до 01.02.2019.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №№ <...> Волгоградской области выдан судный приказ о взыскании задолженности с Изгаршева Б.Т. в пользу МИ ФНС № 10 по Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка №№ <...> Волгоградской области судебный приказ о взыскании задолженности с Изгаршева Б.Т. в пользу МИ ФНС № 10 по Волгоградской области отменен.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 24.05.2019.

Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате недоимки по земельному налогу за 2015, 2016, 2017 годы и пени нашел свое подтверждение, налоговым органом соблюден порядок взыскания образовавшейся задолженности.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований в полном объеме в силу следующего.

В соответствии с ч. ч. 6 и 4 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Административным ответчиком, не участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции, в подтверждение доводов апелляционной жалобы представлена копия решения Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу о признании его банкротом.

Согласно разъяснениями, данным в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ), при решении на стадии производства по делу в суде апелляционной инстанции вопроса об их приобщении или истребовании не имеет значения, могли ли эти доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции.

Принятое Арбитражным судом Волгоградской области решение имеет юридическое значение при разрешении вопроса о взыскании налоговой задолженности за указанные налоговым органом периоды и в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ.

Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь приведенными разъяснениями Верховного Суда РФ, принимает в качестве нового доказательства решение Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что решением Изгаршев Б.Т. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации его имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

На основании ч. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Из совокупного анализа приведенных правовых положений и разъяснений по их применению, следует, что срок уплаты начисленного Изгаршеву Б.Т. земельного налога за 2015, 2016 годы считается наступившим ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты принятия Арбитражным судом Волгоградской области заявления о признании банкротом и введения процедуры реализации имущества. Следовательно, данные обязательные платежи не относится к текущим платежам. В связи с указанным заявленные налоговым органом требования о взыскании с Изгаршева Б.Т. недоимки и пени по транспортному налогу за 2015, 2016 годы удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, поскольку налоговый период 2017 года заканчивается 31 декабря 2017 года (ч. 1 ст. 360 НК РФ), то обязанность по уплате земельного налога у Изгаршева Б.Т. возникает с 1 января 2018 года, следовательно, данный обязательный платеж относится к текущим платежам, возникшим после подачи заявления о признании банкротом и данное налоговое обязательство подлежало исполнению административным ответчиком на основании направленного налоговым органом уведомления № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

При решении вопроса о взыскании с Изгаршева Б.Т. недоимки по земельному налогу суд первой инстанции, ограничившись указанием на общий размер задолженности, не определил подлежащую взысканию сумму по каждому налоговому периоду. Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание, что правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2015,2016 годы не имеется, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска и взыскании в пользу МИФНС с Изгаршева Б.Т. недоимки по земельному налогу за 2017 год по требованию № № <...> в размере 670 328 рублей и пени в размере 1675 рублей 46 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград государственная пошлина в размере 9920 рублей 03 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 8 августа 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Изгаршеву Б.Т. о взыскании недоимки по уплате налога и пени - удовлетворить частично.

Взыскать с Изгаршева Б.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <.......>, проживающего в <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере

670 328 рублей и пени в размере 1675 рублей 46 копеек, а всего 672003 рубля 46 копеек.

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Изгаршеву Б.Т. о взыскании земельного налога за 2015, 2016 годы - отказать.

Взыскать с Изгаршева Б.Т. в доход бюджета городского округа город – герой Волгоград государственную пошлину в размере 9920 рублей 03 копейки.

Председательствующий судья

Судьи

33а-15802/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области
Ответчики
Изгаршев Борис Тимофеевич
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Тертышная Вероника Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
19.11.2019Передача дела судье
19.11.2019Судебное заседание
04.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2019Передано в экспедицию
28.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее