Дело №2а-3290/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красноярск 16 июля 2018 г.
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Севостьяновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Красноярскому краю к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
УФМС России по Красноярскому краю обратилось в суд с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ( далее МОСП по ИИДНХ), УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на то, что апелляционным определением Красноярского краевого суда УФМС обязано принять для рассмотрения заявления Мамедова А.И. о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ, при условии, что заявление и прилагаемые к нему документы будут оформлены надлежащим образом. С заявлением о приеме в гражданство Мамедов сможет обратиться после получения вида на жительство. Соответственно, на сегодняшний день принять заявление о приеме в гражданство не представляется возможным, так как Мамедов не может представить один из необходимых документов – вид на жительство. Кроме того, суд обязал УФМС принять у Мамедова два заявления: о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ – это два разрешительных документа, которые выдаются последовательно и одновременно на руках у одного лица быть не могут, так как гражданину РФ вид на жительство не требуется. Соответственно, исполнить решение и принять заявление одновременно на выдачу вида на жительство и на гражданство невозможно. Кроме того, подача указанных в решении суда заявлений со всеми документами носит заявительный характер, и обязать гражданина обратиться с такими заявлениями УФМС не имеет права. 30.11.2015г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес судебного пристава-исполнителя было направлено письмо о том, что УФМС России по Красноярскому краю был осуществлен звонок Мамедову А.И.о., в результате которого он был проинформирован о том, какие документы ему необходимо представить вместе с заявлением о выдаче вида на жительство, а также с ним была согласована дата его обращения 30.11.2015г. Кроме того, в адрес Мамедова А.И.о. были направлены заказное письмо с уведомлением и простое письмо. 05.02.2016г. судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 15.02.2016г. Кроме того, 12.02.2016г. в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о том, что 11.02.2016г. УФМС России в адрес Мамедова направлено очередное заказное письмо и простое письмо с указанием перечня необходимых документов для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ. До настоящего времени Мамедов А.И. в УФМС России по Красноярскому краю не являлся, заявление с надлежащим образом оформленными документами не подавал. Судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску вынесено постановление о взыскании с УФМС России по Красноярскому краю исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое получено 04.03.2016г. Считает, что УФМС России по Красноярскому краю были приняты все зависящие от него меры по исполнению решения суда и представлены все документы, подтверждающие намерение должника исполнить исполнительный документ. Просит освободить УФМС России по Красноярскому краю от взыскания исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству №-ИП, постановлением от 05.02.2016г. в размере 50000 рублей.
Определением суда от 20.10.2016г. произведена замена административного истца УФМС России по Красноярскому краю его правопреемником ГУ МВД России по Красноярскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ МВД России по Красноярскому краю Воронова М.В. ( полномочия проверены) административные исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, при этом суду пояснила, что в настоящее время у ГУ МВД России по Красноярскому краю отсутствуют полномочия по рассмотрению вопросов, связанных с принятием к рассмотрению заявления о гражданстве РФ, а также по приему заявлений о выдаче вида на жительство.
Судебный пристав исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Образцов Д.Г. в судебном заседании оставил разрешение административного иска на усмотрение суда, при этом суду пояснил, что 17 апреля 2018 года произведена замена должника по исполнительному производству : УФСМС России по Красноярскому краю его правопреемником МУ МВД России «Красноярское». В ходе совершения исполнительных действий в рамках исполнительного производства был осуществлен выход в ОВМ ОП № 9 МУ МВД России «Красноярское» с целью проверки исполнения решения суда и было установлено, что исполнить решение суда не представляется возможным, в связи с не предоставлением Мамедовым необходимых документов, перечень которых определен нормативными актами. В связи с данными обстоятельствами, 05.07.2018 г. в Центральный районный суд г. Красноярска было подано заявление о прекращении исполнительного производства, в связи с невозможностью исполнения решения суда по основаниям п.4 ч.1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель заинтересованного лица МУ МВД России «Красноярское» Татдаева В.В. ( полномочия проверены) в судебном заседании полагала исковые требования ГУ МВД России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора обоснованными, поддержала доводы, содержащиеся в ответе, направленном 31.05.2018 г. в МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, а также в письменном отзыве на иск, в которых указала что МУ МВД России «Красноярское» было выставлено требование принять для рассмотрения заявления Мамедова Асифа Иса оглы о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ в день его обращения, при условии, что заявления и прилагаемые к ним документы будут оформлены надлежащим образом. Ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Как следует из требования, срок исполнения в нем не указан, кроме этого, требование не содержит сведений о реализации положений ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым, в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Сведений о том, что судебный пристав-исполнитель выносил постановление |о замене стороны исполнительного производства правопреемником, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, была направлена должнику, в требовании не содержится. Кроме этого, 16.05.2018г. судебным приставом исполнителем с участием взыскателя Мамедова Асифа Иса оглы в целях исполнения приведенного в требовании решения суда, осуществлен выход по адресу: пр. Металлургов, д. 22 «а» в ОВМ ОП № 9 МУ МВД России «Красноярское», с целью принятия от взыскателя Мамедова А.И. оглы заявления о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ в день его обращения, при условии, что заявления и прилагаемые к ним документы будут оформлены надлежащим образом, о чем составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что Мамедов Асиф Иса оглы не предоставил документов, удостоверяющих его личность, а именно паспорт гражданина республики Азербайджан. Со слов Мамедова А.И. оглы, паспорт гражданина республики Азербайджан он не получал и получать не желает. В пункте 28 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 09.11.2017 № 846, предусмотрен перечень документов для получения вида на жительство, которые иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя. Документы, удостоверяющие личность иностранного государства или лица без гражданства, определены в ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которой документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина, либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которым являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства. В связи с тем, что взыскателем Мамедовым А.И. оглы не предоставлены документы, необходимые для рассмотрения его заявлений, требование не может быть исполнено МУ МВД России «Красноярское». Полагала, что постановление судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора с ГУ МВД России по Красноярскому краю, исполнению не подлежит.
Представитель административного ответчика УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные положения содержатся в ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из ст.1 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997г. «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).
В силу ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 ФЗ №118, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон), в соответствии с абз. 2 ст.1 которого на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов. Согласно статьям 2, 4 указанного Закона задачей исполнительного производства, помимо прочего, является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; одними из принципов исполнительного производства провозглашены законность и своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
При этом, статья 30 Закона предусматривает, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела судом установлено, что решением Центрального районного суда г.Красноярска от 01.06.2015г., Мамедову А.И.о. отказано в удовлетворении исковых требований об оспаривании действий УФМС России по Красноярскому краю.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.08.2015г., решение Центрального районного суда г.Красноярска от 01.06.2015г., отменено, принято новое решение, которым заявление Мамедова А.И.о. об оспаривании действий УФМС России по Красноярскому краю удовлетворено. Суд признал незаконными действия начальника Отдела УФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г.Красноярска по возврату без рассмотрения заявления Мамедова А.И.О. от 20.02.2015г. о выдаче разрешения на временное проживание, о выдаче вида на жительство и о приеме в гражданство РФ, и обязал УФМС России по Красноярскому краю принять для рассмотрения заявления Мамедова А.И.о. о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ, при условии, что заявления и прилагаемые документы будут оформлены надлежащим образом.
На основании вышеуказанного решения был выдан исполнительный лист серии ФС №.
На основании указанного исполнительного листа, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 01.10.2015г. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника УФМС России по Красноярскому краю в пользу взыскателя Мамедова А.И.о. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
14.10.2016г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес Мамедова А.И.о. было направлено письмо, в котором ему разъяснено, что при его обращении с заявлением о выдаче вида на жительство или о приеме в гражданство в УФМС России по Красноярскому краю данные заявления будут приняты к рассмотрению в случае их соответствия требованиям действующего законодательства, с одновременным предоставлением всех необходимых документов, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для подачи указанных в судебном акте заявлений.
26.11.2016г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес Мамедова А.И.о. направлено письмо, в котором Мамедову А.И.о. предложено обратиться в отдел оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС России по Красноярскому краю с указанием времени работы, а также перечнем документов, которые необходимо представить.
30.11.2015г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю направило письмо за №4/2121, в котором сообщало, что с заявлением о приеме в гражданство Мамедов А.И.о сможет обратиться после получения вида на жительство. Соответственно, на сегодняшний день принять такое заявление не представляется возможным, так как Мамедов не может представить вид на жительство. В целях исполнения решения суда и требований постановления судебного пристава-исполнителя УФМС России по Красноярскому краю со своей стороны предприняло следующие действия: сотрудником УФМС России по красноярскому краю осуществлен звонок Мамедову, в результате которого он проинформирован, какие документы ему необходимо представить вместе с заявлением о выдаче вида на жительство, адрес структурного подразделения, в которое ему необходимо обратиться, а также с ним была согласована дата его обращения – 30.11.2015г. Кроме того, с целью дополнительного информирования Мамедова А.И.о. о времени работы отдела оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС России по Красноярскому краю в адрес Мамедова были направлены заказанное письмо с уведомлением и простое письмо.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в адрес УФМС России по Красноярскому краю вынесено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 15.02.2016г. Указанное требование получено должником 05.02.2015г.
05.02.2016г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю было вынесено постановление о взыскании с УФМС России по Красноярскому краю исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Указанное постановление получено представителем УФМС России по Красноярскому краю 04.03.2016г.
10.02.2016г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес Мамедова А.И.о. направлено письмо, в котором Мамедову А.И.о. предложено незамедлительно обратиться в отдел оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан УФМС России по Красноярскому краю с указанием времени работы, а также перечнем документов, которые необходимо представить.
11.02.2016г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес Мамедова А.И.о. направлено письмо, в котором ему разъяснено о том, какие документы необходимо представить для исполнения апелляционного определения от 10.08.2015г., а также разъяснен срок принятия решения.
12.02.2016г. УФМС России по Красноярскому краю в адрес МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю направлено письмо, из содержания которого следует, что решение суда в отношении Мамедова А.И.о. до настоящего времени не исполнено. Также в письме указано о том, какие действия предпринимались УФМС России по Красноярскому краю.
04.03.2016г. в отношении УФМС России по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в адрес УФМС России по Красноярскому краю вынесено требование о предоставлении в срок до 15.03.2016г. перечня документов, необходимых при подаче заявления о приеме в гражданство РФ. На указанное требование УФМС России по Красноярскому краю был направлен ответ с указанием перечня документов, необходимых при подаче заявления о приеме в гражданство РФ.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в адрес УФМС России по Красноярскому краю вынесено требование о предоставлении в срок до 03.04.2016г. информации о том, какой документ, удостоверяющий личность может быть предоставлен при подаче пакета документов о приеме в гражданство РФ в упрощенной системе и о выдаче вида на жительство, в случае отсутствия у заявителя подлинника паспорта гражданина РФ, паспорта иного иностранного государства. На указанное требование УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва был дан ответ.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в адрес УФМС России по Красноярскому краю вынесено требование о предоставлении в срок до 15.04.2016г. информации о том, возможно ли принятие заявления на вступление в гражданство РФ при наличии документа, в качестве удостоверяющего личность гражданина, свидетельства об установлении личности гражданина. На указанное требование УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва был дан ответ о том, что заключение Управления об установлении личности не является документом, удостоверяющим личность, следовательно, принятие заявления на вступление в гражданство РФ по нему невозможно.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю было подано заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Определением Красноярского краевого суда от 26.10.2016г. в удовлетворении заявления отказано.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю в адрес УФМС России по Красноярскому краю вынесено требование об исполнении в срок до 04.07.2016г. решения суда, а именно: принять для рассмотрения заявления Мамедова А.И.о. о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство РФ, при условии, что заявление и прилагаемые к ним документы будут оформлены надлежащим образом. Указанное требование получено должником 27.06.2016г.
04.07.2016г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю был составлен акт совершения исполнительных действий по адресу: г.Красноярск, ул.Устиновича, 1, из которого следует, что документы Мамедова А.И.о. для оформления гражданства не были приняты в связи с тем, что отсутствовали необходимые документы, а именно: разрешение на временное проживание и вида на жительство.
Согласно письма УФМС России по Красноярскому краю от 06.07.2016г., направленного в адрес МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, 04.07.2016г. судебным приставом-исполнителем в присутствии Мамедова А.И.о. и его представителя был составлен акт о том, что принять у Мамедова А.И.о. документы на гражданство РФ не представляется возможным, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов. Подавать документы на оформление вида на жительство Мамедов А.И.о. и его представитель отказались. Сотрудником УФМС России по Красноярскому краю повторно был обозначен перечень необходимых документов для оформления гражданства, однако Мамедов А.И.о. и его представитель настаивали на своей позиции, что необходимый пакет документов собран, иные документы представлять отказались.
Кроме того, судом установлено, что постановлением судебного пристава исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 17.04.2018 г. по исполнительному производству №-ИП произведена замена должника с УФМС России по Красноярскому краю его правопреемником МУ МВД России «Красноярское».
В силу ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Исходя из положений ч. 4 ст. 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Таким образом, для совершения исполнительных действий в пользу взыскателя по результатам установленного в деле процессуального правопреемства необходимо вступление последнего в исполнительное производство.
При этом, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора настоящий должник МУ МВД России «Красноярское» в исполнительное производство не вступил, в отношении административного истца ГУ МВД России по Красноярскому краю, а также в отношении МУ МВД России «Красноярское» постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках указанного выше исполнительного производства не выносилось.
Поскольку, исполнительский сбор обладает свойствами штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, соответственно, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и его взыскание с правопреемника возможно только в рамках универсального правопреемства, которое в силу ст. 129 ГК РФ предполагает переход прав в порядке наследования либо реорганизации юридического лица.
В данном случае, такое правопреемство отсутствует, поскольку замена должника в исполнительном производстве произведена в связи с изменением законодательного регулирования.
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона, Федеральная миграционная служба упразднена. Функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Приказом ФМС России от 01.06.2016 г. № 266 УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва ликвидировано.
В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В силу п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы) являются: а) на окружном уровне - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне - Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации; г) на районном уровне - управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".
Согласно п. 4 Распоряжения МВД России от 12.09.2016 г. № 1/99209 «Об организации осуществления территориальными органами МВД России функций и полномочий в сфере миграции» начальникам (заместителям начальников) территориальных органов МВД России на районном уровне необходимо обеспечить рассмотрение вопросов, связанных с принятием к рассмотрению заявления о гражданстве РФ, а также приемом заявлений о выдаче вида на жительство.
Территориальным органом МВД России на районном уровне является МУ МВД России «Красноярское», которое в соответствии с Положением о МУ МВД России «Красноярское», утвержденным приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 31.07.2017 г. № 1341, является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время должником по исполнительному производству, в рамках которого исполнялось решение Центрального районного суда г. Красноярска о возложении обязанности на УФМС России по Красноярскому краю принять для рассмотрения заявления Мамедова А.И. оглы о выдаче вида на жительство, о приеме в гражданство при условии, что заявления и прилагаемые к ним документы будут оформлены надлежащим образом, и в рамках которого было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, является МУ МВД России «Красноярское». В связи с чем, суд приходит к выводу, что права и охраняемые законом интересы административного истца в настоящее время не нарушены оспариваемым постановлением от 05.02.2016 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, и обстоятельства административного дела, суд приходит к выводу, что в связи с заменой стороны должника УФМС России по Красноярскому краю его правопреемником МУ МВД России «Красноярское», постановление о взыскании исполнительского сбора от 05.02.2016 г. не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца ГУ МВД России по Красноярскому краю, а поскольку универсальное правопреемство в отношении должника отсутствует, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198 – 199, 194, 225 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по административному делу по административному иску ГУ МВД России по Красноярскому краю к МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий: Л.В. Панченко