Дело № 2-1761/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2013 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №» возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения учебного заведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лазаревского района г. Сочи обратился в суд с требованием к ответчикам о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения учебного заведения МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №», расположенных по <адрес> и возложении обязанности на администрацию г.Сочи и МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» получить паспорта с положительными заключениями о доступности данного учебного заведения для инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Сочи Нино К.С. заявленные исковые требования поддержал и мотивировал их тем, что проведенной прокуратурой Лазаревского района г.Сочи с привлечением специалистов Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Лазаревском районе г. Сочи проверкой деятельности МБОУ ДОД «Детская школа искусств №» выявлены нарушения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 4 данного Положения к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений. Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Статьей 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Управлением социальной защиты населения в Лазаревском районе г. Сочи в ходе совместной проверки в деятельности МБОУ ДОД г. С. «Детская школа искусств №», расположенной по адресу г. <адрес> выявлены следующие нарушения: не обустроен согласно нормам вход в учреждение (отсутствует пандус, не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери, не соответствует нормам ширина прохода в помещении) - п. 5.2.9, 5.1.4, 5.1.7 СП 59.13330.2012 года, не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). Кроме того, установлено, что согласно договорам о передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, заключенным между Департаментом имущественных отношений Администрации города Сочи и МБОУ ДОД «Детская школа искусств№», указанное образовательное учреждение также осуществляет свою деятельность в помещениях, расположенных по адресам: г. <адрес> - в ходе проверки по указанному адресу выявлены следующие нарушения: не обустроен согласно нормам вход в учреждение (не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери, не соответствует нормам размер тамбура) - п. 5.1.4, 5.1.7 СП 59.13330.2012; не соответствует нормам внутренняя лестница в помещении отсутствует пандус или подъемное устройство, отсутствуют поручни по обеим сторонам лестницы (п. 5.2.9, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012). Отсутствует контрастная окраска краевых ступеней лестницы (п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012); не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). В помещениях данного учебного заведения, расположенных по <адрес> г.С., не обустроен в соответствии с нормами вход в учреждение (не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери) - п.5.1.4 СП 59.13330.2012 года, не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). В помещениях данного учебного заведения, расположенных по <адрес>, не обустроен согласно нормам вход в учреждение (отсутствует пандус или подъемное устройство) - п. 5.2.9 СП 59.13330.2012 года; не соответствует нормам лестница при входе в учреждении, не соответствует нормам ширина прохода на пути движения в помещении - п. 5.1.4,5.2.1 СП 59.13330.2012 года, не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). Указанные нарушения СП 59.13330.2012 свидетельствуют об уклонении ответчиков от исполнения требований ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.5 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае». В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов. На основании Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются органами местного самоуправления самостоятельно. На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи. Согласно п. 1.2 устава МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №», учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи. Установлено, что МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №» является объектом социальной инфраструктуры. Согласно информации заместителя руководителя Управления социальной защиты населения в Лазаревском районе г. Сочи, МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №» для маломобильных групп граждан не доступна. Таким образом, администрация города Сочи и МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №» не приняли меры по оборудованию образовательного учреждения для обеспечения доступа инвалидов, бездействие администрации г. Сочи и МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №» по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан является незаконным, что свидетельствует о нарушении прав инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников, по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры. По эти основаниям просит суд обязать ответчиков создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения учебного заведения МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» и получить паспорта с положительным заключением о доступности данного учебного заведения для инвалидов и иных маломобильных граждан.
В судебном заседании представить ответчика администрации г.Сочи по доверенности Довгаль И.М. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Лазаревского района г. Сочи.
В судебное заседание представить ответчика МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие, исковые требования прокурора Центрального района г.Сочи признал, указал что в настоящее время принимаются меры к устранению нарушений законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры, в частности получено техническое заключение о приспособлении МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» для нужд маломобильных слоев населения.
В судебное заседание представитель третьего лица, Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Лазаревском районе г.Сочи не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении данного дела не заявил, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Лазаревского района г.Сочи с привлечением специалистов Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Лазаревском районе г. Сочи проверкой деятельности Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №» выявлены нарушения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной и экономической инфраструктуры.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 № 192.
Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения, содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей г. С. «Детская школа искусств №» является объектом социальной инфраструктуры.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проверкой в помещениях Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №» выявлены нарушения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
Управлением социальной защиты населения в Лазаревском районе г. Сочи в ходе совместной проверки в деятельности МБОУ ДОД г. Сочи «Детская школа искусств №», расположенной по <адрес> г.Сочи выявлены следующие нарушения: не обустроен согласно нормам вход в учреждение (отсутствует пандус, не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери, не соответствует нормам ширина прохода в помещении) - п. 5.2.9, 5.1.4, 5.1.7 СП 59.13330.2012 года; не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012).
Согласно договорам о передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества, заключенным между Департаментом имущественных отношений Администрации города Сочи и МБОУ ДОД «Детская школа искусств№», указанное образовательное учреждение также осуществляет свою деятельность в помещениях, расположенных по пе<адрес> - в ходе проверки по указанному адресу выявлены следующие нарушения: не обустроен согласно нормам вход в учреждение (не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери, не соответствует нормам размер тамбура) - п. 5.1.4, 5.1.7 СП 59.13330.2012 года; не соответствует нормам внутренняя лестница в помещении отсутствует пандус или подъемное устройство, отсутствуют поручни по обеим сторонам лестницы (п. 5.2.9, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012); отсутствует контрастная окраска краевых ступеней лестницы (п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012); не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). В помещениях данного учебного заведения, расположенных по <адрес> г.С., не обустроен согласно нормам вход в учреждение (не соответствует нормам ширина проема одной створки входной двери) - п.5.1.4 СП 59.13330.2012 года; не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012). В помещениях данного учебного заведения, расположенных по <адрес>, не обустроен согласно нормам вход в учреждение (отсутствует пандус или подъемное устройство) - п. 5.2.9 СП 59.13330.2012 года; не соответствует нормам лестница при входе в учреждении, не соответствует нормам ширина прохода на пути движения в помещении - п. 5.1.4,5.2.1 СП 59.13330.2012 года, не оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов (п.п. 5.3.1- 5.3.6 СП 59.13330.2012).
На основании Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта Сочи и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Сочи наделено статусом городского округа.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются органами местного самоуправления самостоятельно. На территории Муниципального образования город-курорт Сочи органом местного самоуправления является администрация города Сочи.
Согласно пункту 1.2. Устава МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №», учредителем указанного образовательного учреждения является администрация города Сочи, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации города Сочи.
Согласно п. 4 данного Положения к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты образовательных учреждений.
Таким образом, обязанность по финансированию создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение учебного заведения МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» возложена на администрацию г.Сочи.
Суд принимает во внимание довод истца о том, что бездействие ответчиков по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, в связи с чем требования прокурора Лазаревского района г.Сочи подлежат удовлетворению и на администрацию г.Сочи и МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №» должна быть возложена обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения учебного заведения МБОУ ДОД г.Сочи «Детская школа искусств №», расположенные по <адрес> и по получению паспорта с положительным заключением о доступности данного учебного заведения для инвалидов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение данного учебного заведения удовлетворить.
Обязать администрацию г.Сочи и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан в помещения Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Сочи «Детская школа искусств №», расположенные по <адрес>, и получить соответствующие паспорта с положительным заключением о доступности данного учебного заведения указанной категории граждан.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в
Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано 28.05.2013
Судья Курин Ю.В.