Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2023 г.
Дело № 2-811/2023
УИД 59RS0001-01-2023-003236-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2023 г. Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Мялицыной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Костылевой Ю.В.,
с участием истца Умпелева Е.Н.,
представителя ответчика Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края Ясыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умпелева Евгения Анатольевича к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края о взыскании невыплаченного пособия по безработице,
У С Т А Н О В И Л:
Умпелев Е.А. обратился в суд с иском к ГКУ ЦЗН Пермского края о взыскании невыплаченного пособия по безработице, после увеличения исковых требований просил взыскать 52 871 рубль 48 копеек.
В обоснование заявленных требований указал, что при начислении пособия по безработице узнал, что не является гражданином предпенсионного возраста. По запросу в Пенсионный фонд от 08.02.2023 получил сведения об отнесении к данной категории граждан с 28.03.2022. В связи с этим обратился к ответчику с заявлением о перерасчете причитающегося пособия по безработице, но ответчик от выплаты уклоняется. В связи с невыплатой пособия в полном объеме за период с 17.06.2022 по 08.02.2023 ответчик должен доплатить пособие в размере 52 871 рубль 48 копеек.
В судебном заседании истец Умпелев Е.А. исковые требования поддержал, пояснил, что, находясь в поиске работы, 17.06.2022 через портал «Работа в России», куда вход осуществляется через сайт «Госуслуги», подал заявление о назначении пособия по безработице, заполнив предложенные графы. В заявлении не отметил, что относится к гражданам предпенсионного возраста, так как не задумывался о необходимости такой отметки и не знал, что относится к данной категории граждан. К заявлению ничего не прикладывал. Было назначено пособие, выплата в размере 14 710 рублей 80 копеек производилась до 16.09.2023, в размере 5 750 рублей с 17.09.2022 по 16.01.2023. От знакомых узнал, что есть закон о гражданах предпенсионного возраста, к которым относятся граждане за 5 лет до выхода на пенсию, могут получать пособие по безработице в полном размере в течение года. В связи с этим, зная о выработанном стаже по Списку № 2 более 12 лет 6 месяцев и о возможности выйти на досрочную пенсию в 55 лет, 08.02.2023 обратился в пенсионный орган. Получив справку об отнесении к указанной категории с 28.03.2022, обратился к ответчику с заявлением. На основании данной справки пособие в размере 14 710 рублей 80 копеек стали выплачивать с 08.02.2023 до 19.04.2023. В июне 2022 г., имея на руках трудовую книжку, обращался в пенсионный орган, где узнал, что стаж по Списку № 2 выработан, вправе обратиться за назначением пенсии в 55 лет.
Представитель ответчика ГКУ ЦЗН Пермского края Ясырева Н.А. с иском не согласна, в судебном заседании пояснила, что через сайт «Госуслуги» истец подал заявление о назначении пособия. Заявление без резюме не берется, о чем истцу было сообщено. После этого Умпелев Е.А. самостоятельно обратился с заявлением в ГКУ ЦЗН Пермского края, заполнил резюме. Заявление подгружено в программу и сразу автоматически направлены запросы, в том числе в пенсионный орган через ЕГИСО (Единая государственная стационарная система социального обеспечения) об отнесении к гражданам предпенсионного возраста, на что поступил ответ об отнесении Умпелева Е.А. к указанной категории с 28.03.2024. Умпелев Е.А. ежемесячно приходил для перерегистрации, об отнесении к гражданам предпенсионного возраста не сообщал. При перерегистрации направление повторных запросов не предусмотрено и не осуществляется. В феврале 2023 г. Умпелев Е.А. принес справку об отнесении его к гражданам предпенсионного возраста с 28.02.2022, в связи с чем выплата пособия стала производиться до 19.04.2023 до трудоустройства.
В отзыве на исковое заявление ответчиком также указано, что 15.06.2022 от истца дистанционно через Единую цифровую платформу «Работа в России» поступило заявление в электронной форме № 001 421 412 101-0002 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и постановке на регистрационный учет в качестве безработного. На основании приказа № 109.2022/ПБ-2 истец с 17.06.2022 был признан безработным гражданином, назначено пособие по безработице, в связи с чем ему оказывались государственные услуги по поиску подходящей работы. Из информации, полученной посредством СМЭВ следует, что Умпелев Е.А. осуществлял трудовую деятельность в течение года, предшествовавшего увольнению в течение 26 недель и более, в соответствии со статьей 33 Закона о занятости ему было назначено максимальное пособие по безработице в размере 14 710 рублей 80 копеек в период с 17.06.2022 по 16.09.2022, в размере 5 750 рублей в период с 17.09.2022 по 16.12.2022. Одновременно по данным СМЭВ установлена дата, с которой Умпелев Е.А. имеет отношение к категории предпенсионер. 09.02.2023 при очередной перерегистрации Умпелев Е.А. предоставил сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста с 28.02.2022, в связи с чем издан приказ № 23.2023/ПБ-6 от 09.02.2023 «Об изменении размеров и сроков выплаты пособия по безработице», которым Умпелеву Е.А. установлен период выплаты пособия по безработице с 17.06.2022 по 16.09.2022 в размере 14 710 рублей 80 копеек, с 17.09.2022 по 16.12.2022 в размере 5 750 рублей, с 09.02.2023 (с момента предоставления справки об отнесении к категории с 08.02.2023) по 16.06.2023 в размере 14 710 рублей 80 копеек. Умпелев Е.А. отказался от подписи в данном приказе. Период выплаты пособия был увеличен с момента предоставления подтверждающего документа, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется (л.д. 63 – 64).
Определением суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, представитель которого о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление пояснил, что Умпелев Е.А. с 28.03.2022 относится к категории граждан предпенсионного возраста. На указанную дату имеет 25 лет страхового стажа и имеет необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Вопрос о взыскании денежных средств с ГКУ ЦЗН Пермского края оставляет на усмотрение суда (л.д. 139 – 140).
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 названного Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Согласно пункту 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1:
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 1).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2).
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 3).
Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 4).
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
В силу пункта 3 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 данной статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 5 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 рублей, максимальная величина – 12 792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5 000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице;
для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальная величина пособия по безработице составляет 1 500 рублей, максимальная величина пособия по безработице – 12 792 рублей. В аналогичном размере установлена величина пособия по безработице на 2023 г. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год».
Как следует из статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 данного Закона;
длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного;
переезда или переселения безработного в другую местность;
попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 данного Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказа от посредничества органов службы занятости;
смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (пункт 2).
Выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины, самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости;
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня получения предложения подходящей работы от органов службы занятости или отказ от проведения таких переговоров (пункт 3).
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
отпуска по беременности и родам;
выезда безработного из места жительства в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;
призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей (пункт 4).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (пункт 6).
Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7).
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утвердило Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Согласно пункту 6 «Правил регистрации безработных граждан» постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:
заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;
документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 «Об исчислении среднего заработка», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о страховом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан, а также представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Как указано в пункте 14 «Правил регистрации безработных граждан», центры занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки явки (не более 2 раз в месяц) для перерегистрации в качестве безработных граждан. Центры занятости населения направляют безработным гражданам уведомление с указанием даты явки на перерегистрацию. Дата первой явки для перерегистрации устанавливается в день постановки безработного гражданина на регистрационный учет безработных граждан, дата каждой следующей явки - в день соответствующей перерегистрации безработного гражданина.
Согласно пункту 15 «Правил регистрации безработных граждан» перерегистрация безработных граждан осуществляется на основании сведений и информации, указанных в пунктах 19 - 21 Правил регистрации граждан, полученных центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также представленных гражданами по собственной инициативе.
Так, согласно пункту 19 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Зарегистрированные граждане вправе по собственной инициативе предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие указанные сведения.
В соответствии с пунктом 20 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» зарегистрированный гражданин лично представляет документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе:
свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданное компетентными органами иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования, а также выданные в 1992 - 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации;
документы об образовании и (или) о квалификации, связанные с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
а также справку о среднем заработке, в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2023 № 1026 «Об исчислении среднего заработка».
В части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечислены документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, среди которых документы об отнесении к гражданам предпенсионного возраста не поименованы.
Согласно пункту 21 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» зарегистрированный гражданин может лично представить документы, подтверждающие:
а) отнесение его к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также содержащие сведения:
об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
об отнесении к категории беженцев или вынужденных переселенцев;
об увольнении с военной службы или о родстве с гражданином, уволенным с военной службы;
об отнесении к категории одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
об отнесении к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
б) сведения об ученых степенях и ученых званиях зарегистрированного гражданина.
В силу пункта 5 Приказа Минтруда России от 22.02.2019 № 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам», основанием принятия решения работником центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице являются сведения, содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Этим же Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н предусмотрено, что пособие по безработице назначается гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 6).
Начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (пункт 7).
Последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения) осуществляются за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного (пункт 8).
Решение работника центра занятости населения о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 9).
При поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Центр занятости населения направляет гражданину уведомление о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице не позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа (пункт 14).
Основанием принятия работником центра занятости населения решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 статьи 34.2 Закона о занятости населения, является наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 лет для мужчин, не достигших возраста 65 лет, и 20 лет для женщин, не достигших возраста 60 лет, либо указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие безработному гражданину право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отнесение граждан к категории предпенсионного возраста в соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» органы службы занятости осуществляют на основании сведений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
1) органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
2) гражданами по своим обращениям способом, указанным ими при обращении, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 29.10.2018 № 464п (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.12.2018, регистрационный № 53099), с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», и (или) на адрес электронной почты, указанный в запросе, включая единый портал, «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 16).
Решение работника центра занятости населения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 18).
Начисление пособия по безработице осуществляется (при отсутствии со стороны безработного гражданина нарушений законодательства о занятости населения) за фактическое количество дней безработицы до дня, с которого выплата пособия по безработице не производится (пункт 41).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.06.2022 Умпелев Е.А. обратился в ГКУ ЦЗН Пермского края с заявлением в электронной форме посредством Единой цифровой платформы «Работа в России» № 001421 412 101-0002 о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в котором не указал сведений об отнесении к гражданам предпенсионного возраста, представил резюме (л.д. 65 – 70), что следует из личного дела безработного (л.д. 65 – 93).
На Умпелева Е.А. направлены запросы, в том числе 17.06.2022 в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации через ЕГИСО (Единая государственная стационарная система социального обеспечения) об отнесении гражданина к категории предпенсионного возраста. Как пояснил представитель ответчика, 19.06.2022 поступил ответ об установлении данного признака – с 28.03.2024 (л.д. 76, 134-оборот).
Ответчиком представлена фотография изображения из личного дела Умпелева Е.А., из которой следует, что данные из ЕГИСО были запрошены 17.06.2023 (л.д. 134 – 134).
Как следует из трудовой книжки Умпелева Е.А., до обращения в центр занятости у него имелась трудовая деятельность в течение года, предшествовавшего увольнению в течение более 26 недель (л.д. 114 – 131).
По приказу от 27.06.2022 № 109.2022/ПБ-2 Умпелев Е.А. признан безработным с 17.06.2022, назначено пособие по безработице в размере 14 710 рублей 80 копеек с 17.06.2022 по 16.09.2022, в размере 5 750 рублей с 17.09.2022 по 16.12.2022. Умпелев Е.А. с приказом ознакомлен (л.д. 14, 85).
Умпелев Е.А. являлся на перерегистрацию по вызовам 11.07.2022, 25.07.2022, 03.08.2022, 17.08.2022, 07.09.2022, 21.09.2022, 05.10.2022, 19.10.2022, 09.11.2022, 23.11.2022, 05.12.2022, 19.12.2022, 16.01.2023, 23.01.2023, 06.02.2023, 20.02.2023, 06.03.2023, 20.03.2023, 03.04.2023 (л.д. 77 – 80).
08.02.2023 Умпелевым Е.А. в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации получены сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста с 28.03.2022 и представлены в ГКУ ЦЗН Пермского края (л.д. 15, 88).
09.02.2023 издан приказ № 23.2023/ПБ-6 об изменении ранее принятого решения о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице, признанному в установленном порядке безработным. Приказом установлен период выплаты пособия по безработице 12 месяцев с 17.06.2022 по 16.06.2023, установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 14 710 рублей 80 копеек с 17.06.2022 по 16.09.2022, в размере 5 750 рублей с 17.09.2022 по 16.12.2022, в размере 14 710 рублей 80 копеек с 09.02.2023 по 16.06.2023 (л.д. 18, 86).
10.02.2023 Умпелев Е.А. обратился в ГКУ ЦЗН Пермского края с заявлением о перерасчете ранее назначенных социальных выплат в связи с наличием статуса гражданина категории предпенсионного возраста с 28.03.2022 (л.д. 16).
В ответе от 17.02.2023 на обращение Умпелева Е.А. ГКУ ЦЗН Пермского края сообщил об отсутствии оснований для перерасчета (л.д. 17).
По приказу от 18.04.2023 выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 13.04.2023 в связи с признанием гражданина занятым (л.д. 87).
Согласно справке, лицевому счету, Умпелеву Е.А. выплачивалось пособие по безработице с 17.06.2022 по 16.12.2022, с 09.02.2023 по 12.04.2023 (л.д. 90 – 92, 94).
Из ответов Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на запрос суда следует, что Умпелев Е.А. 28.06.2022 предоставил в клиентскую службу (на правах группы) в г. Осе документы для проведения заблаговременной работы по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По результатам проведенной заблаговременной работы стаж, учитываемый для целей назначения пенсии Умпелева Е.А., составляет 27 лет 10 месяцев 14 дней, стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 составляет 14 лет 14 дней, что дает право выхода на пенсию мужчинам по достижении возраста 55 лет (л.д. 143);
При направлении Центром занятости населения 19.06.2022 запроса информации о предпенсионном возрасте Умпелева Е.А. в Единую государственную систему социального обеспечения статус предпенсионера был установлен с 28.03.2024 в связи с тем, что индивидуальный лицевой счет Умпелева Е.А. содержал не полную информацию о стаже заявителя на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно содержал сведения о продолжительности указанного стажа 8 лет 3 месяца 23 дня. При обращении Умпелева Е.А. в клиентскую службу (на правах группы) в г. Осе 28.06.2022 для проведения заблаговременной работы по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости специалистами группы оценки были оформлены дополнительные запросы для подтверждения льготного стажа, и после поступления соответствующих ответов в октябре 2022 г. индивидуальный лицевой счет Умпелева Е.А. был пополнен периодами стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ после корректировки составила 14 лет 14 дней. В соответствии с данной продолжительностью стажа на соответствующих видах работ статус предпенсионера Умпелеву Е.А. установлен на 28.06.2022 (л.д. 151).
Таким образом, установлено, что Умпелев Е.А. отнесен к категории граждан предпенсионного возраста с 28.03.2022, статус предпенсионера установлен с 28.06.2022. На момент признания безработным сведения об отнесении к указанной категории отсутствовали в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации из-за непроведения к указанному сроку заблаговременной работы по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем в ГКУ ЦЗН Пермского края были представлены сведения о наличии статуса предпенсионера с 28.03.2024. После завершения заблаговременной работы по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в октябре 2022 г. установлено, что у Умпелева Е.А. имеются необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (более 12 лет 6 месяцев), является предпенсионером с 28.03.2022 и вправе претендовать на назначение досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.03.2027 по достижении 55 лет.
Как установлено из материалов дела и не оспорено ответчиком, Умпелев Е.А. своевременно являлся на перерегистрацию, в том числе с октября 2022 г. по февраль 2023 г. два раза в месяц: 05.10.2022, 19.10.2022, 09.11.2022, 23.11.2022, 05.12.2022, 19.12.2022, 16.01.2023, 23.01.2023, 06.02.2023.
Вместе с тем в нарушение приведенного выше пункта 15 «Правил регистрации безработных граждан» при перерегистрации безработного гражданина сведения и информация, указанные в пункте 19 Правил регистрации граждан, в частности в государственном внебюджетном фонде – Фонде обязательного пенсионного и социального страхования Российской Федерации о предпенсионном возрасте Умпелева Е.А. не запрашивались.
Согласно указанным нормам, данная информация могла быть получена центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а не только при представлении гражданином по собственной инициативе. К перечню документов и сведений, представляемых гражданином лично, справка об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста не относится (пункт 20 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы»).
Поскольку Умпелев Е.А. является предпенсионером с 28.03.2022, он вправе получать пособие по безработице в максимальном размере в течение 12 месяцев – с 17.06.2022 по 16.06.2023, о чем и указано в приказе ответчика от 09.02.2023 № 23.2023/ПБ-6.
Пособие в полном объеме Умпелеву Е.А. не выплачено, с 17.09.2022 по 16.12.2022 оплата производилась в размере 5 750 рублей, с 17.12.2022 по 08.02.2023 оплата пособия не производилась.
Истец просит взыскать невыплаченное пособие в сумме 52 871 рубль 48 копеек, представил расчет, который истцом проверен.
При определении невыплаченного пособия суд считает правильным расчет, представленный ответчиком, от 20.11.2023, согласно которому при установлении ежемесячного пособия в размере 14 710 рублей 80 копеек не доплачено пособие в размере 52 760 рублей 26 копеек. Расчет является арифметически точным и соответствует сведениям о выплатах в материалах дела:
сентябрь 2022 г.: Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 10 529,09 руб. Разница в начислении 4 181,71 руб. (= 14 710,80 – 10 529,09).
октябрь 2022 г. Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 5 750 руб. Разница в начислении 8 960,80 руб. (= 14 710,80 – 5 750).
ноябрь 2022 г. Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 5 750 руб. Разница в начислении 8 960,80 руб. (= 14 710,80 – 5 750).
декабрь 2022 г. Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 2 967,74 руб. Разница в начислении 11 743,06 руб. (= 14 710,80 – 2 967,74).
январь 2023 г. Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 0,00 руб. Разница в начислении 14 710,80 руб. (= 14 710,80 – 0).
февраль 2023 г. Начислено – 14 710,80 руб. Выплачено 10 507,72 руб. Разница в начислении 4 203,08 руб. (= 14 710,80 – 10 507,72).
4 181,71 + 8 960,80 + 8 960,80 + 11 743,06 + 14 710,80 + 4 203,08 = 52 760 рублей 26 копеек.
Суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о виновных действиях Умпелева Е.А. о непредоставлении сведений о предпенсионном возрасте с 28.03.2022, поскольку на момент обращения за назначением пособия по безработице у Умпелева Е.А. отсутствовали указанные сведения, а в дальнейшем при перерегистрации соответствующие запросы в порядке межведомственного взаимодействия ответчиком не производились.
Как установлено приведенным выше Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н, начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (пункт 7); последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения) осуществляются за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного (пункт 8).
Этим же приказом предусмотрено, что при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
При поступлении сведений о предпенсионном возрасте изменения в приказ в части периода выплаты пособия по безработице, размера выплаты, но доплата не произведена. Нарушение законодательства о занятости населения, что является основанием для неначисления пособия по безработице, со стороны Умпелева Е.А. не установлено.
Недоплата пособия Умпелеву Е.А. как лицу, которое относилось в период получения пособия к лицам, имевшим право на его выплату в повышенном размере, ведет к нарушению прав лица на социальное обеспечение. Исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 52 760 рублей 26 копеек, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в размере, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Умпелева Евгения Анатольевича (паспорт №, выдан Отделением УФМС России по Пермскому краю в Осинском районе 01.04.2017) к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края (ИНН №) удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края в пользу Умпелева Евгения Анатольевича невыплаченное пособие по безработице в размере 52 760 рублей 26 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 783 рубля.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья