Дело № 2-458/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,
при секретаре О.А. Долговой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми 18 сентября 2017 года дело по иску Давидовской Т. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии № от 17.06.2016; обязании назначить пенсию с 28.04.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков, периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров, периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995; обязании назначить пенсию с 28.04.2016 по п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков, периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров, периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995; признании незаконным решения об отмене установления страховой пенсии по старости с 05.12.2016 и обязании назначить пенсию по возрасту с 12.12.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в страховой и в педагогический стаж периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995,
УСТАНОВИЛ:
Давидовская Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми с требованиями о признании незаконными решения об отмене установления страховой пенсии по старости с 05.12.2016, решения об отказе в установлении страховой пенсии № от 17.06.2016, возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков, периоды прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров, назначить досрочную трудовую пенсию по возрасту с момента возникновения права.
В обоснование иска указывает, что дд.мм.гггг. истец обратилась в УПФР в г. Усинске с заявлением о назначении досрочной пенсии, на момент обращения ее педагогический стаж составлял более 25 лет. 17.06.2016 Управлением в отношении Давидовской Т.Н. было принято решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости № в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 17.06.2016 в досрочном назначении пенсии было отказано, ввиду того, что в педагогический стаж не были включены периоды учебных отпусков (5 месяцев 25 дней): дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., и периоды прохождения курсов по подготовке и переквалификации (16 дней): дд.мм.гггг. – дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг.. В качестве причины исключения указано, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в данный стаж включаются только непосредственно периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
По мнению истца, указанное решение ответчика незаконно, поскольку в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ в период дополнительных учебных отпусков сохраняется средний заработок, с которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 5 Правил № 516 и ст.ст.27,28 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости включаются в том числе периоды дополнительных оплачиваемых отпусков.
Также, согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ место работы и средний заработок с которого производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ, сохраняется за работником и при направлении его работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы.
С учетом включения в специальный педагогический стаж истца указанных периодов, на день обращения истца – 28.04.2016 в УПФР в г. Усинске РК с заявлением о назначении пенсии педагогический стаж Давидовской Т.Н. составил бы 25 лет 20 дней, что являлось бы достаточным для назначения пенсии.
Впоследствии, по заявлению Давидовской Т.Н. от дд.мм.гггг. о назначении пенсии по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 ответчиком было вынесено решение об установлении истцу страховой пенсии по старости. Согласно письму от дд.мм.гггг. ГУ ОПФР по РК была проведена проверка пенсионного дела Давидовской Т.Н. и установлено, что Управлением необоснованно учтен в страховой стаж истца, а также в стаж на соответствующих видах работ, период работы, приобретенный на территории Республики Беларусь с 01.01.1991 по 31.08.1995, поскольку документы, подтверждающие уплату страховых вносов в этот период отсутствуют. С данным решением истец также не согласен поскольку согласно Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
В ходе рассмотрения дела истец уточняла и изменяла исковые требования, окончательно Давидовской Т.Н. предъявлены исковые требования в заявлении от 15.09.2017:
- признать незаконным решение об отказе в установлении страховой пенсии ГУ –УПФР в г. Усинске Республике Коми № 162963 от дд.мм.гггг.;
- обязать ГУ –УПФР в г. Усинске Республике Коми назначить пенсию по возрасту в связи с педагогической деятельностью на основании заявления Давидовской Т.Н. от 28.04.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков (5 месяцев 25 дней), периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров (16 дней), в страховой (трудовой) и в педагогический стаж период работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995;
- обязать ГУ –УПФР в г. Усинске Республике Коми назначить пенсию по возрастув связи с педагогической деятельностью на основании заявления Давидовской Т.Н. от 28.04.2016 по п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 (по принципу пропорциональности) с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков (5 месяцев 25 дней), периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров (16 дней), в страховой (трудовой) и в педагогический стаж период работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995;
-признать незаконным решение об отмене установления страховой пенсии по старости с 05.12.2016 и обязать ГУ –УПФР в г. Усинске Республике Коми назначить пенсию по возрасту на основании заявления от 12.12.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 (по законодательству РФ) с включением в страховой (трудовой) и в педагогический стаж период работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995.
Истец в судебном заседании настаивала на требованиях, изложенных в заявлении от дд.мм.гггг. по доводам, приведенным в обоснование иска, пояснила, что при обращении с заявлением о назначении пенсии 28.04.2016 вопрос о назначении пенсии по п. 1 ст. 23 договора не ставился, так как период с 01.01.1991 по 31.08.1995 был ей зачтен в педагогический стаж, в установлении пенсии было отказано по причине не включения учебных отпусков и курсов повышения квалификации.
Представитель истца – Мокеева И.А., действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала, полагает, что в отношении истца должен применяться договор от 1992 года, в котором указано, что стаж засчитывается без каких-либо взносов.
Представитель ответчика УПФР в г. Усинске Республики Коми – Воскресенская А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что в относительно периода работы в Республике Беларусь пенсия может назначаться либо по положениям Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006, либо по законодательству Российской Федерации, во втором случае периоды работ после 01.01.1991 подлежат включению в страховой стаж при условии оплаты страховых взносов. По периоду работы истца с 01.01.1991 по 31.08.1995 такие взносы не могли платиться, соответственно, этот период не был учтен, заявителю было предложено выбрать другой вариант пенсионного обеспечения, предусмотренный соглашением с Республикой Беларусь (по принципу пропорциональности).
Представитель ответчика Сорокина О.М. в судебном заседании дд.мм.гггг. с исковыми требованиями также не согласилась по доводам, приведенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что на дату судебного заседания стаж истца с 01.01.1991 по 31.08.1995 учтен, так как истец обратилась с заявлением о назначении ей пенсии на основании п. 1 ст. 23 и из Республики Беларусь были получены подтверждающие этот стаж документы. Вместе с тем, если истец перейдет на пенсию на основании законодательства РФ, то этот стаж нельзя будет учитывать. При первоначальном обращении истца (в апреле 2017 года) стаж в Республике Беларусь был учтен ошибочно, так как при расчете специалистом по этому стажу был ошибочно указан код страны РФ и стаж посчитали как стаж в РФ, впоследствии это выявилось при проверке ОПФР РК по заявлению Давидовской Т.Н.
Согласно письменному отзыву ответчика Давидовская Т.Н., дд.мм.гггг. года рождения, дд.мм.гггг. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По данному основанию пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения страхового предусмотрены статьями 11-14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для усш страховых пенсий». Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости; правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, применение которых регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Правила № 516).
По представленным документам на день обращения за пенсией Давидовской Т.Н. установлен педагогический стаж - 24 года 06 месяцев 09 дней. В подсчет педагогического стажа не включены:
- дд.мм.гггг.-06.04.2007 курсы по подготовке и переквалификации кадров
- дд.мм.гггг.-31.12.2007 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-14.05.2008 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-21.09.2008 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-15.02.2009 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-15.09.2009 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-23.02.2010 учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг. учебный отпуск
- дд.мм.гггг.-09.11.2013 курсы по подготовке и переквалификации кадров
В соответствии с пунктами 4-5 Правил № 516 в педагогический стаж включаются только непосредственно периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в педагогический стаж работы включаются периоды временной нетрудоспособности, ежегодных основного и дополнительных отпусков, а также время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении. Для педагогических работников это означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем в течение полного рабочего дня, норма которого устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад). Иные периоды, не связанные с выполнением соответствующей работы, например, курсы повышения квалификации, которые не указаны в Правилах 516, не включаются в стаж педагогической деятельности.
Порядок предоставления и продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков регулируется статьями 114-116 Трудового кодекса РФ. В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учебные отпуска предусмотрены статьями 173-176 Трудового кодекса РФ, предоставляются в рамках гарантий и компенсаций (льгот) работникам, совмещающим работу с получением образования (обучением), с сохранением средней заработной платы не относятся к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам с сохранением заработка, которые предоставляются ежегодно отдельным категориям работников в связи с характером и условиями труда. Законодатель не относит «учебные отпуска» к категории дополнительных отпусков, включаемых в периоды осуществления педагогической деятельности, дающих право на льготы при назначении досрочной трудовой пенсии, так как по смыслу статьи 173 Трудового кодекса РФ предоставление работодателем дополнительного отпуска с сохранением с заработка работникам, совмещающим работу с получением высшего образования само по себе является дополнительными гарантиями и компенсациями, предусмотренными для работников, совмещающим работу с получением образования.
Рассмотрев заявление Давидовской Т.Н. от 28.04.2016 регистрационный №, Управление приняло Решение об отказе в установлении страховой пенсии № 17.06.2016, так как для установления данного вида пенсии истцу было недостаточно педагогического стажа работы (25 лет).
В дальнейшем, 05.12.2016 Давидовская Т.Н. вновь обратилась в Управление с заявлением в соответствии с п. 19 ч. 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ о назначении ей пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, в котором указала, что ее выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. По данному заявлению Давидовской Т.Н. Управление приняло Решение № от 23.12.2016 о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ.
дд.мм.гггг., реализуя свое право на обжалование Решения об отказе в установлении страховой пенсии № от 17.06.2016 Давидовская Т.Н. обратилась с жалобой в Отделение пенсионного фонда Российской Федерации Республики Коми, в которой требовала включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию периоды дополнительных (учебных) отпусков, курсы повышения квалификации.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу Давидовской Т.Н., ОПФР по РК был направлен ответ на жалобу № от дд.мм.гггг., в котором заявительнице разъяснялось, что пенсионное обеспечение граждан, имеющих страховой стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь, регулируется Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Договора за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Пунктом 2 статьи 23 Договора установлено, что по желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству государства, гражданами которого они являются. Такой выбор окончательный и пересмотру не подлежит. Также Давидовской Т.Н. указано на факт необоснованного включения в ее страховой стаж, а также в стаж на соответствующих видах работ, периода работы, приобретенного на территории Республики Беларусь с 01.01.1991 по 31.08.1995, так как документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отсутствуют. Без указанного периода работы право на установление страховой пенсии по старости у Давидовской Т.Н. не определяется. В связи с изложенным ОПФР по РК даны указания Управлению об отмене решения об установлении страховой пенсии по старости Давидовской Т.Н. с дд.мм.гггг..
дд.мм.гггг. Управлением было вынесено Решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии №, Решение о прекращении выплаты страховой пенсии по старости № от дд.мм.гггг. в соответствии с которыми выплата пенсии Давидовской Т.Н. прекращена с дд.мм.гггг..
В соответствии с Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № от дд.мм.гггг. сумма излишне выплаченной Давидовской Т.Н. страховой пенсии по старости за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. составила %.
дд.мм.гггг. Давидовская Т.Н. вновь обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии, Управлением рассмотрены все имеющиеся документы и выявлено, что у истицы имеется стаж работы на территории Республики Беларусь с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в Петриковском РОНО.
дд.мм.гггг. Управлением в адрес истицы направлено письмо № с просьбой направить в Управление заявление об окончательном выборе пункта и статьи Договора между Российской Федерацией и Республики Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения дд.мм.гггг..
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Давидовская Т.Н. дд.мм.гггг. года рождения дд.мм.гггг. обратилась в УПФР в г. Усинске РК с заявлением о назначении пенсии.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от дд.мм.гггг. Давидовской Т.Н. на день обращения за пенсией установлен педагогический стаж – 24 года 6 месяцев 9 дней. В подсчет стажа не включены, в том числе оспариваемые вышеуказанные периоды курсов по подготовке и переквалификации кадров и учебные отпуска. Период с 21.08.1989 по 31.08.1995 зачтен в качестве педагогического стажа.
Решением № 17.06.2016 Давидовской Т.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с. п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью у заявителя педагогического стажа (25 лет).
дд.мм.гггг. Давидовская Т.Н. повторно обратилась в УПФР в г. Усинске РК с заявлением о назначении пенсии. дд.мм.гггг. ею подано заявление о назначении пенсии в соответствии с п. 2 ст. 23 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006.
Решением № от дд.мм.гггг. Давидовской Т.Н. с дд.мм.гггг. назначена страховая пенсия по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. При назначении пенсии в подсчет стажа также не были включены оспариваемые вышеуказанные периоды курсов по подготовке и переквалификации кадров и учебные отпуска. Период с 21.08.1989 по 31.08.1995 зачтен в качестве педагогического стажа.
Согласно решению УПФР в г. Усинске РК № от дд.мм.гггг. выявлена ошибка при установлении Давидовской Т.Н. страховой пенсии по старости, а именно: при назначении страховой пенсии по старости в стаж необоснованно учтен период работы с 01.01.1991 по 31.08.1995 в Фастовичской восьмилетней школе, что привело к необоснованному установлению пенсии.
Решением УПФР в г. Усинске РК № от дд.мм.гггг. выплата пенсии Давидовской Т.Н. прекращена с дд.мм.гггг.. Согласно протоколу № от дд.мм.гггг. установлен факт излишней выплаты пенсии с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в размере %.
С дд.мм.гггг. Давидовской Т.М. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 и пунктом 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 (заявление от дд.мм.гггг. о назначении пенсии на основании п. 1 ст. 23 Договора от 24.01.2006).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который в статье 30 о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии закрепляет, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пункт 19 части 1).
Аналогичные положения были предусмотрены и подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.№ 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела следует, что в период с дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг. истец, работая в должности учителя физической культуры, направлялась работодателем (МОУ СОШ №, МБОУ СОШ №) на курсы повышения квалификации учителей физической культуры с отрывом от производства и сохранением заработной платы. Также истцу, в период ее работы в образовательном учреждении в должности учителя физической культуры, предоставлялись дополнительные (учебные) отпуска с сохранением заработной платы: с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. - дд.мм.гггг. в связи с обучением в Вятском социально-экономическом институте по направлению «физическая культура».
Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в образовательные учреждения высшего профессионального по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Доводы ответчика о том, что периоды нахождения в учебных отпусках и периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как они прямо не указаны в Правилах от 11 июля 2002 года № 516, являются несостоятельными, весь спорный период работы истец считалась педагогическим работником, за ней сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, необходимые отчисления в пенсионный фонд, с учетом изложенного ее статус соответствовал условиям, установленным п.4,5 Правил № 516 и указанные периоды подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.
Относительно исковых требований касающихся основания и даты установления истцу страховой пенсии, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (спорный период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.) Давидовская Т.Н., не имела гражданства и осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, работая в Фастовичской восьмилетней школе Петриковского РОНО в должности учителя физвоспитания, что подтверждается материалами дела.
По сведениям ОМВД РФ по г. Усинску Давидовская Т.Н. решением МВД Республики Коми № от дд.мм.гггг. принята в гражданство Российской Федерации на основании ч. 4 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ранее Давидовская Т.Н. являлась лицом без гражданства, иного гражданства не имела.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24.01.2006 заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор), который вступил в силу и действует на момент рассмотрения спора.
В соответствии со ст. ст. 2, 3 Договора настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (пп. 3 п. 1 ст. 3 Договора).
Пунктом 1 ст. 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Договора по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ Российской Федерации «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Таким образом, анализ приведенных положений закона в их взаимосвязи приводит к выводу, что применительно к спорным правоотношениям период работы истца с 21.08.1989 по 31.08.1995 может быть учтен при подсчете стажа в следующем порядке:
- при условии применения п.1 ст. 23 Договора период с 21.08.1989 по 31.08.1995 засчитывается в полном размере при этом, за период стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Российская Федерация (поскольку истец на момент обращения за пенсией проживает на территории России), за период стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года (до 31.08.1995) исчисляет и выплачивает пенсию Республика Беларусь, поскольку соответствующий страховой (трудовой) стаж, приобретен на территории Республики Беларусь.
- при условии применения п.2 ст. 23 Договора (по законодательству Российской Федерации) период с 21.08.1989 до 01.01.1991 учитывается как период работы на территории бывшего СССР период, с 01.01.1991 по 31.08.1995 не может быть учтен, поскольку в указанный период истец осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Беларусь (то есть за границей) и за нее не уплачивались и не могли уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанное свидетельствует об обоснованности доводов ответчика о невозможности включения периода работы с 01.01.1991 по 31.08.1995 в стаж работы Давидовской Т.Н. при подсчете для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации, а исключение указанного периода влечет невозможность назначения досрочной страховой пенсии Давидовской Т.Н., поскольку в этом случае у нее будет недостаточно стажа для назначения трудовой пенсии.
При установленных обстоятельствах, требование о признании незаконным решения об отмене установления страховой пенсии по старости с 05.12.2016 удовлетворению не подлежит, поскольку назначение Давидовской Т.Н. досрочной пенсии решением № от дд.мм.гггг. на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с включением периода с 21.08.1989 по 31.08.1995 (только по законодательству Российской Федерации) не соответствовало закону.
Позиция ответчика о назначении досрочной трудовой пенсии Давидовской Т.Н. с применением положений п. 1 ст. 23 Договора правомерна и соответствует действующему законодательству. В настоящее время пенсия истцу назначена именно в этом порядке.
Вместе с тем, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о назначении истцу досрочной страховой пенсии по указанному основанию с даты первоначального обращения – 28.04.2016.
В силу части 1 статьи 22 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (часть 2 статьи 22 названного Закона).
Из материалов дела следует, что истец с заявлением о назначении пенсии обратился в пенсионный орган в установленном порядке 28.04.2016., при этом истцу в назначении пенсии было отказано решением № от 17.06.2016 по причине исключения из подсчета стажа периода учебных отпусков и курсов повышения квалификации. Стаж работы в Республике Беларусь был ошибочно учтен специалистом пенсионного органа как стаж работы на территории Российской Федерации, в связи с чем истцу не разъяснялось ее право на назначение пенсии с применением п. 1 ст. 23 Договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Однако, при условии включения в педагогический стаж истца вышеприведенных периодов учебных отпусков и курсов повышения квалификации, с учетом периода работы с 21.08.1989 до 01.01.1991 на территории Республики Беларусь по состоянию на 28.04.2016 Давидовская Т.Н. имела требуемый стаж (25 лет) для назначения ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Давидовской Т. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии № от 17.06.2016; обязании назначить пенсию с 28.04.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков, периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров, периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995; обязании назначить пенсию с 28.04.2016 по п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в педагогический стаж периодов оплачиваемых дополнительных (учебных) отпусков, периодов прохождения курсов по подготовке и переквалификации кадров, периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995; признании незаконным решения об отмене установления страховой пенсии по старости с 05.12.2016 и обязании назначить пенсию по возрасту с 12.12.2016 по п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2016 с включением в страховой и в педагогический стаж периода работы на территории Белорусской ССР (Республики Беларусь) с 01.01.1991 по 31.08.1995 – удовлетворить части.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Давидовской Т.Н. № от 17.06.2016.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми включить в педагогический стаж Давидовской Т. Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., периоды нахождения в учебных отпусках с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми назначить Давидовской Т. Н. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, то есть с 28 апреля 2016 года в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006, с учетом включения в педагогический стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., периоды нахождения в учебных отпусках с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., периода работы с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. на территории Белорусской СССР (Республики Беларусь).
В удовлетворении остальной части исковых требований Давидовской Т. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2017 года.
Председательствующий – С.Г. Волкова