Дело № 2а-5340/2021
64RS0046-01 -2021 -011024-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при секретаре Карягиной Д.В.,
с участием представителя административного истца Томпулиди А.Ф.
с участием помощника прокурора Оборотова К.А.
с участием представителей административного ответчика Ермолаевой О.А., Черкезовой О.В., Нарышкиной И.Ю.,
с участием представителей заинтересованных лиц Гариповой Т.В., Клюстер Н.Ф.
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалова Александра Юрьевича к Участковой избирательной комиссии № 194 о признании итогов голосования недействительными
установил:
кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалов А.Ю. обратился к Участковой избирательной комиссии № 194 с иском, в котором, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ о признании итогов голосования недействительными.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период проведения выборов с 17 по 19 сентября 2021 года ответчиком были допущены нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги голосования и исказили волеизъявление граждан. Среди допущенных ответчиком нарушений истец указал на то, что 19 сентября 2021 года при проверке УИК 194 г. Саратова, был выявлен факт, согласно которому гражданам, прикрепившимся к избирательному участку, выдавались бюллетени для голосования не только за политические партии и объединения, но из кандидатов по одномандатным округам и за кандидатов в Саратовскую городскую Думу. Таким образом, незаконная выдача бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу указывают на искажение волеизъявления народа.
Просил признать недействительными итоги голосования на избирательном участке № 194 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Единому Федеральному избирательному округу, а также Саратовскому одномандатному избирательному округу № 163.
В порядке подготовки к судебному разбирательству стороной ответчика было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском. По делу было назначено предварительное судебное заседание.
В предварительном судебном заседании представители административного ответчика УИК 194 Черкезова О.В., Ермолаева О.А., Нарышкина И.Ю. поддержали свои доводы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с иском, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Представители заинтересованных лиц ТИК Ленинского района г. Саратова Гарипова Т.В. и Избирательной комиссии Саратовской области Клюстер Н.Ф. поддержали доводы о пропуске истцом срока для обращения в суд с административным иском.
Административный истец Анидалов А.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Томпулиди А.Ф. заявил суду, что считает срок не пропущенным, поскольку административный иск был отправлен в последний день срока обжалования почтой, требования закона истцом были соблюдены, заявление ответчика нарушает права истца. Просит доводы ответчика не принимать во внимание.
Суд, заслушав доводы сторон, и исследовав материалы дела в части касающейся вопросов, поставленных для рассмотрения на предварительное заседание, оценив доводы и доказательства в их совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В порядке ч. 5 ст. 138 КАС РФ по делу было назначено проведение предварительного судебного заседания по вопросу уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела и выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением ЦИК РФ от 01 июля 2021 года № 13/103-8 принято Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначаемых на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд 17,18 и 19 сентября 2021 года.
Положения ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают принятие решения об итогах голосования, которое участковая комиссия оформляет протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке (ст. 67 ФЗ) и решение о результатах выборов.
На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов, составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов (ст. 70 ФЗ).
Представителем административного истца Томпулиди А.Ф. в предварительном судебном заседании было уточнено, что административным истцом оспаривается решение принятое УИК № 194 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Саратовская область - Саратовский одномандатный избирательный округ № 163 на соответствующем избирательном участке.
В силу положений п.3 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
На основании ч. 8 ст. 240 КАС РФ пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным … главами 24 … настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм следует, что административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти календарных дней со дня принятия решения об итогах голосования, т.е. с даты принятия решения об итогах голосования УИК 179.
Как следует из материалов дела, протокол участковой избирательной комиссии № 194 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Саратовская область - Саратовский одномандатный избирательный округ № 163 подписан членам УИК № 194 с правом решающего голоса был подписан 19 сентября 2021 года в 23 часа 45 минут.
Таким образом последний день подачи административного иска об отмене указанного решения об итогах голосования приходится на 29 сентября 2021 года.
Однако административное исковое заявление поступило в суд только 01.10.2021 года.
Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года.
Согласно положений ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 КАС РФ.
Согласно штампу организации почтовой связи настоящий административный иск был сдан административным истцом в отделение связи 29 сентября 2021 г. (л.д. 75), административный иск поступил в отделение почтовой связи для вручения адресату – Ленинскому районному суду г. Саратова – 01 октября 2021 года, и в этот же день был им получен, о чем на иске проставлен штамп входящей корреспонденции от 01 октября 2021 года.
Направление указанного в части 4 статьи 240 КАС РФ административного искового заявления посредством почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока не свидетельствует о соблюдении такого срока при обращении с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов. Для соблюдения требований части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление должно быть получено судом до истечения сроков, предусмотренных в указанной норме, т.е. до 29 сентября 2021 года включительно.
Так, направление административного иска в последний день срока на его подачу посредством почтовой связи - 29 сентября 2021 года, не позволило обеспечить его поступление в суд в сроки для подачи указанного административного иска, что в силу положений ч. 2 ст. 244 КАС РФ является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административному истцу в иске.
Согласно ч. 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2-6 статьи 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Исходя из вышеизложенного в удовлетворении административного искового заявления следует откзать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалова А.Ю. к Участковой избирательной комиссии № 194 о признании итогов голосования недействительными отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2021 года.
Судья: