Дело № 2-353/2022
УИД 27RS0008-01-2022-000098-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Феоктистовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акимченко О. АнатО. к Потребительскому автокооперативу «Мотор» о признании права собственности на гараж
У С Т А Н О В И Л :
Акимченко О.А. обратилась в суд с иском к Потребительскому автокооперативу «Мотор» (далее ПАК «Мотор») о признании права собственности на гараж, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ она приобрела у Кутурова А.А. гараж № в ПАК «Мотор» в <адрес>. При обращении в ПАК «Мотор» с заявлением о принятии её в члены кооператива она получила ответ, что сведений о членстве Кутурова А.А. не имеется, заявление на выход из членов кооператива Кутуров А.А. также не писал. ДД.ММ.ГГГГ, предположительно руководство кооператива сломало замок на гараже, спилило трубы отопления. При опросе, председатель кооператива ФИО3 и некий ФИО4 пояснили, что Акимченко О.А. не доказала, что является собственником гаража, здания гаражных боксов, согласно Уставу, не принадлежат отдельным лицам, а принадлежат автокооперативу. Ответчик не признает право собственности истца на гараж, что существенно ограничивает её права, как собственника. Полагает, что при смене председателей автокооператива документы не передавались. Кутуров А.А., выплатил взносы (пай) на строительство гаража, являлся членом кооператива. Просит признать за Акимченко О.А, право собственности на гараж №, площадью 144 кв.м., расположенный в ПАК «Мотор» в <адрес>.
В судебном заседании истец Акимченко О.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержала все, что изложено в иске и дополнительно пояснила следующее. Она приобрела у Кутурова А.А. гараж в ПАК «Мотор» за 2000000 рублей. Договор купли-продажи заключен в письменной форме, денежные средства Кутурову А.А. переданы. Оформить регистрацию права собственности в регистрирующем органе она не может, так как Кутуровым право собственности зарегистрировано не было, для государственной регистрации требуется справка о выплате пая, но председатель кооператива отказывает ей в принятии в члены кооператива, соответственно она не может получить необходимую справку. При обращении к бывшему председателю автокооператива, Червоткин подтвердил членство Кутурова в кооперативе, передал ей платежные документы, в том числе о выплате пая Кутуровым, а также предоставил списки членов кооператива в период, когда он являлся председателем.
Представитель Акимченко О.А. – ФИО5, действующий на основании устного ходатайства истца, поддержал доводы Акимченко, считает, что в соответствии с ч.4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ Кутуров А.А. выплатив в полном объеме пай, приобрел право собственности на гараж. В последующем написал заявление о выходе из членов кооператива. Отсутствие данных документов у нового председателя не свидетельствует об отсутствие у истца прав на спорное имущество.
Законный представитель ответчика ПАК «Мотор» - ФИО3 исковые требования не признал, пояснил, что доказательств членства Кутурова А.А. нет, по вступлению в должность председателя кооператива ему были переданы первичные и текущие документы кооператива. Сведений о члене автокооператива – Кутурове А.А. в представленных документах нет. Акимченко О.А. было отказано в принятие в члены кооператива, так как информация о праве собственности Кутурова А.А. на гараж отсутствует. Информация о других членах кооператива имеется. Он не может пояснить, почему именно о Кутурове А.А. нет никакой информации. Кроме того, здания гаражных боксов не принадлежат отдельным лицам, а являются собственностью кооператива. Также считает, что оснований для признания права собственности на гараж не имеется, вне зависимости от наличия квитанций о выплате Кутуровым пая, так как спорный гараж находится за пределами территории, принадлежащей автокооперативу.
Третьи лица - Кутуров А.А. и представитель Управления Федеральной службы государственноц регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Опрошенный в качестве свидетеля ФИО6 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся председателем ПАК «Мотор». Гараж № в ПАК «Мотор» с ДД.ММ.ГГГГ года принадлежал Кутурову А.А., который в полном объеме выплатил паевой взнос. Размер гаража 6х24, стоимость пая для членов кооператива составляла фактические затраты на строительство гаражей. Строительство гаражей было завершено в ДД.ММ.ГГГГ году. В кооперативе было около 400 членов кооператива, при этом, около 200 человек являлись собственниками капитальных гаражей, в том числе, Кутуров А.А. Выплата Кутуровым А.А. пая подтверждается квитанциями о принятии от Кутурова А.А. денежных средств за строительство гаражей. Также пояснил, что Кутуровым А.А. оплачивалось строительство двух гаражей, так как планируемый размер строящихся капитальных гаражей был 6х12, Кутуров А.А. оплачивал строительство двух гаражей, фактически по окончанию строительства это был один гараж, размером 6х24. После того, как он сложил полномочия председателя кооператива, документы по автокооперативу были переданы ревизионной комиссии. Часть квитанций (подлинники) находятся у него, он их не передавал новому председателю, так как данные документы у него не спрашивали.
При обращении Акимченко О.А. он передал ей полный список членов кооператива и предоставил квитанции о выплате Кутуровым А.А. пая.
Суд, заслушав пояснения истца, её представителя, законного представителя ответчика и свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ПАК «Мотор» создан и зарегистрирован в качестве потребительского кооператива ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.116 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года), потребительским кооперативом признавалось добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Аналогичное понятие Потребительского кооператива содержится в ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ.
Согласно уставу потребительского автокоопертаива «Мотор» утвержденному общим собранием учредителей потребительского автокооператива (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), потребительский автокооператив «Мотор» является некоммерческой организацией. Добровольным объединением граждан и юридических лиц, на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в улучшении условий хранения личного авто транспорта, защите своих прав в гаражном комплексе, а также для организации их эксплуатации, дальнейшего управления развития гаражного комплекса на коллективной основе.
Гаражный комплекс, эксплуатацию которого осуществляет кооператив – это комплекс имущества, который состоит из частных металлических и частных капитальных гаражей, принадлежащих гражданам.
В соответствии с п.4.1 - п.4.3 Устава, членом кооператива может быть гражданин, достигший совершеннолетнего возраста, признающий Устав кооператива, принятый в кооператив, являющийся владельцем гаража, расположенного в гаражном комплексе
Прием в члены кооператива производится председателем кооператива. Лицо становится членом кооператива с момента принятия решения о вступлении правлением. В случае, если правление не утвердит решение о приеме лица в члены кооператива, лицо прекращает членство с момента такого решения правления, вопрос о членстве может быть вынесен на обсуждение общего собрания. Прием в член кооператива физических лиц производится на основании письменного заявления.
Правление кооператива по своему усмотрению принимает решение о принятии нового лица в члены кооператива или об отказе в принятии.
Согласно п.5.1 -5.2.3 Устава, кооператив имеет в собственности: здание (сторожка) для охраны, первый этаж; сооружение газовода, узла учета, газовый котел и ГРПШа со всем оборудованием; электрические кабеля, столбы для прокладки кабелей, электрошкафы и электроаппаратура; электрические счетчики, дающие показания по кооперативу, а также дающие показания по блокам гаражей; оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях.
Источниками формирования имущества кооператива в денежных и иных формах являются: вступительный, членский, целевой, дополнительный взносы членов кооператива; добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Органами управления кооператива, в соответствии с п.7.2 Устава, являются: конференция уполномоченных членов кооператива – высший орган управления; правление кооператива- коллегиальный исполнительный орган; председатель кооператива – единоличный исполнительный орган.
Высшим органом управления кооперативом правомочным принимать решения по всем вопросам является конференция уполномоченных членов кооператива (Собрание).
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ переизбран председатель кооператива. Председателем избран ФИО3
Согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Таким образом, момент возникновения права собственности у члена потребительского кооператива на соответствующий объект определен внесением полного паевого взноса за имущество, последующее оформление права в регистрирующем органе, членом кооператива, внесшим паевой взнос, является правом лица и отсутствие государственной регистрации права само по себе не свидетельствует об отсутствие прав на такой объект недвижимости.
В судебном заседании из представленных сторонами доказательств в их совокупности, установлено, что Кутурову А.А. на праве собственности, в соответствии с выплаченным паевым взносом в ПАК «Гараж» принадлежал гараж №, площадью 144 кв.м.(6х24).
Право собственности Кутурова А.А. на гараж подтверждается квитанциями об оплате паевых взносов на строительство капитального гаража (бокс и бокс 2, площадью 6х12 каждый). Из представленных квитанций к приходно-кассовым ордерам от 2011 года следует, что паевые взносы приняты представителем кооператива ФИО6 Всего истцом представлено приходно-кассовых ордеров на сумму 1000000 рублей. Квитанцией к приходно-кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается принятие ПАК «Мотор» от Кутурова А.А, 30000 рублей на покупку газового котла.
Также Кутуровым А.А. оплачивались ПАК «Мотор» членские взносы, платежи за тепло, за оформление земли, что подтверждается представленными приходно-кассовыми ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ПАК «Мотор» ФИО6 и владельцем гаражного бокса Кутуровым А.А., стороны составили акт об отключении от теплоснабжения по заявлению владельца гаража от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО6, прежний председатель кооператива в судебном заседании подтвердил выплату Кутуровым А.А. паевого взноса за гараж и членство Кутурова А.А. в ПАК «Мотор».
У суда отсутствуют основания не доверять пояснениям, данным ФИО6, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
Пояснения ФИО6 подтверждены представленными в судебное заседание подлинниками платежных документов о выплате Кутуровым А.А. пая, членство Кутурова А.А. подтверждается оплатой последним текущих взносов и платежей.
Отсутствие надлежащим образом организованного делопроизводства в кооперативе, в том числе, отсутствие правоустанавливающих документов, а именно сведений о выплате пая и членстве Кутурова А.А. у вновь избранного председателя не свидетельствует об отсутствии у Кутурова А.А. прав на объект недвижимости – капитальный гараж, расположенный в кооперативе и не опровергает установленных в судебном заседании обстоятельств, наличия у Кутурова А.А. на праве собственности гаражного бакса в гаражном комплексе в ПАК «Мотор», площадью 144 кв.м.
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу третьему п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
Представленные доказательств в их совокупности подтверждают право собственности Кутурова А.А. на гаражный бокс, который согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ полностью внес свой паевой взнос за гараж, и приобрел право собственности на указанное имущество.
В силу п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кутуровым А.А. (Продавец) и Акимченко О.А. (Покупатель), Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель обязуется принять и оплатить за капитальный гараж 21-6 площадью 144 кв.м. в ПАК «Мотор» по <адрес>. Гараж продан за 2000000 рублей, оплаченных Покупателем наличными денежными средствами. Договор вступает в силу с момента его подписания.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок в кадастровом квартале: №, с кадастровым номером №, адрес: <адрес> отнесен в категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использовании: с целью эксплуатации капитальных гаражей. Ограничение прав: аренда было зарегистрировано за ПАК «Мотор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Техническим планом помещения, подтверждаются сведения о капитальном гараже, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенном на земельном участке ПАК «Мотор» по <адрес>, а именно: номер кадастрового квартала: 27:22:0040207, номер гаража 21-6, этажность -1, площадь 139,4 кв.м.
Фактическое наличие гаража № не оспаривалось председателем кооператива ФИО3
Доводы ФИО3 о расположении спорного гаража за территорией земельного участка, занимаемого кооперативом опровергается схемой расположения гаражных боксов на территории автокооператива ПАК «Мотор», пояснениями ФИО6, а также обзорной схемой ПАК «Мотор», представленной ФИО3
Доводы ФИО3 о том, что здания гаражных боксов не принадлежат отдельным лицам, а являются собственностью кооператива не соответствуют положениям Устава, утвержденного общим собранием членов кооператива и противоречат действующим положениям гражданского законодательства о праве собственности, в том числе о приобретении права собственности членами гаражного или иного потребительского кооператива.
Акимченко О.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в ПАК «Мотор» о принятии её в члены кооператива в связи с покупкой гаража 21-6. Данное требование соответствует п.п.4.1, 4.3 Устава.
Председателем ПАК «Мотор» ФИО3 на заявление Акимченко О.А. дан ответ, что Кутуров А.А. членом кооператива не значится.
Данное решение принято председателем кооператива в нарушение п.4.2 Устава, так как решение о приеме в члены кооператива или отказе в приеме утверждает правление.
Заявление Акимченко на рассмотрение правления кооператива не выносилось.
В соответствии с п.4.7.1 Устава, членство в кооперативе прекращается в том числе, на основании заявления физического лица – члена кооператива.
Истцом представлено заявление Кутурова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из членов кооператива.
Отсутствие надлежащим образом организованного делопроизводства в кооперативе не свидетельствует об отсутствии у Кутурова А.А. прав на объект недвижимости – капитальный гараж, расположенный в кооперативе.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Договор купли-продажи, заключенный между Кутуровым А.А. и Акимченко О.А. не противоречит положениям гражданского законодательства о совершении сделки по отчуждению принадлежащего собственнику имущества.
Новым собственником гаража № по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кутуровым А.А. и Акимченко О.А. является Акимченко О.А.
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку ПАК «Мотор» не оспорено право собственности Кутурова А.А. на спорный гараж, представленными Акимченко документами подтверждается приобретение у Кутурова А.А. гаража № по <адрес>, расположенного на земельном участке, занимаемым ПАК «Мотор» на основании договора аренды земельного участка, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и находит требования Акимченко О.А. подлежащими удовлетворению.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
До обращения в суд с настоящим иском, истцом оплачена государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в сумме18200 рублей, что подтверждается квитанцией. С ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной истцом при подаче иска государственной пошлины в размере 18200 руб.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Акимченко О. АнатО. к Потребительскому автокооперативу «Мотор» о признании права собственности на гараж – удовлетворить.
Признать за Акимченко О. АнатО.й право собственности на капитальный гараж №, площадью 144 кв.м., расположенный в Потребительском автокооперативе «Мотор» по адресу: <адрес>.
Право собственности подлежит государственной регистрации.
Взыскать с Потребительского автокооператива «Мотор» в пользу Акимченко О. АнатО. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 18200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Судья Е.В. Феоктистова
Мотивированный текст решения изготовлен 21.03.2022