Дело № 2-330/2022
УИД: 29RS0019-01-2022-000377-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 25 августа 2022 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Казаковой В.С.,
с участием истца Жаринова П.С.,
представителя ответчика ФСИН России Теплухина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Жаринова ... к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» Башарину ..., Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
Жаринов П.С. обратился в суд с иском к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16) Башарину В.И. о взыскании заработной платы за период с 18.01.2021 по 18.03.2021 в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований Жаринов П.С. указал, что с 16 марта 2019 года отбывает наказание в ФКУ ИК-16 на основании приговора Ивановского районного суда Ивановской области от 19 октября 2018 года. С 18 января 2021 года сотрудниками ФКУ ИК-16 он был определен на работу в отряд № 3 на должность ночного дневального и работал с 18 января по 18 марта 2021 года ежедневно и без выходных с 20.00 час. до 08.00 час. 18 марта 2021 года на основании постановления следователя ОМВД этапирован в следственный изолятор г. Архангельска. До настоящего времени ему не выплачена заработная плата.
Определением суда от 05 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16).
Определением суда от 16 июня 2022 года к производству суда принято заявление истца Жаринова П.С. об увеличении исковых требований, в котором он дополнительно просит признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-16, которые выражаются в том, что он не был официально трудоустроен и лишен заработной платы за весь период отработанных часов с 18.01.2021 по 18.03.2021; о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей.
Определением суда от 11 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
В судебном заседании истец Жаринов П.С. просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик Башарин В.И. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, с иском не согласен.
Представитель ответчика ФКУ ИК-16 в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика Сизов Д.О. просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истец в спорный период не был привлечен к оплачиваемому труду, задолженности по заработной плате не имеется, на сложившиеся между сторонами правоотношения не распространяются положения Трудового кодекса РФ. Сотрудники ФКУ ИК-16 Яблочков В.А. и Валекжанин М.А. трудоустройством осужденных не занимались.
Представитель ответчика ФСИН России Теплухин А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика Башарина В.И. и представителя ответчика ФКУ ИК-16.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
В статье 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно части 1 статьи 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 ТК РФ).
Частью 1 статьи 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
В судебном заседании установлено, что Жаринов П.С., осужденный 19 октября 2018 года Ивановским районным судом Ивановской области, в период с 16 марта 2019 года до 18 марта 2021 года отбывал наказание в отряде № 3 ФКУ ИК-16.
Истец, обращаясь с настоящим иском в суд, просит взыскать заработную плату за период с 18 января по 18 марта 2021 года.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Ограничение распространения трудового законодательства в полной мере на осужденного предусмотрено ч. 1 ст. 103 УИК РФ, из которой следует, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
В силу положений ст. 9 УИК РФ труд является одним из основных средств достижения конституционно значимой цели исправления осужденных. С учетом этого ст. 103 УИК РФ предусмотрено право и обязанность осужденных на труд, а также обеспечение администрацией исправительных учреждений их трудоустройства с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, регулируемый нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
По смыслу данных положений гражданин, осужденный к лишению свободы, становится занятым трудом в связи с исполнением приговора суда, а не в силу ст. 15 ТК РФ, согласно которой трудовые отношения между работником и работодателем возникают по соглашению между ними.
Таким образом, между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не на свободном волеизъявлении осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые правоотношения, регулируемые исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ст. 107, ч. 3 ст. 129 УИК РФ, нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, удержания из заработной платы, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков не распространяются на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ, законодательство о труде распространяется на осужденных в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
В соответствии с положениями ст. ст. 103, 104 и 105 УИК РФ отбывающие наказание в виде лишения свободы могут привлекаться к трудовой деятельности; продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж; осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 02 ноября 1992 года N 1-94-У утверждена Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж" (далее Инструкция).
В соответствии с названной Инструкцией, учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (п. 1.2), в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (п. 1.3), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (п. 1.4).
Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения (п. 2.1).
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (п. 3.1).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются суду сторонами (ст. 57 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что в период отбывания наказания с 01 мая по 03 августа 2019 года Жаринов П.С. был привлечен к оплачиваемому труду в центр трудовой адаптации осужденных на должность подсобного рабочего, с 05 ноября 2020 года по 29 января 2021 года привлекался к оплачиваемому труду в центр трудовой адаптации осужденных на должность швеи, трудовое использование прекращено по оперативным соображениям (л.д. 47-48).
В период с 18 января по 18 марта 2021 года истец не привлекался к оплачиваемому труду на должность ночного дневального, приказы о привлечении к оплачиваемому труду не издавались, в штатном расписании обслуживающего персонала ФКУ ИК-16, задействованного на выполнении работ по хозяйственному обеспечению учреждения в 2021 году, отсутствовала должность ночного дневального, имелась только должность дневального, находящегося на повременной форме оплаты труда осужденных.
Свидетель Андронов М.С. в судебном заседании показал, что он отбывал наказание в отряде № 3 ФКУ ИК-16 в период с января по март 2021 года, работал в должности старшего дневального в отряде № 3. У него в подчинении находился Жаринов П.С., работавший каждый день с 21.20 час. до 06.25 час. в должности ночного дневального, в обязанности которого входило осуществлять подсчет и подъем осужденных. Жаринов П.С. был привлечен к труду по устному распоряжению сотрудников ФКУ ИК-16.
Свидетель Шалимов М.С. в судебном заседании показал, что он отбывал наказание в отряде № 3 ФКУ ИК-16 в период с января по март 2021 года. Жаринов П.С. работал в должности ночного дневального, в обязанности которого входило будить осужденных.
Свидетель Орлов И.А. в судебном заседании показал, что он отбывал наказание в отряде № 3 ФКУ ИК-16 в период с января по март 2021 года. В феврале-марте 2021 года осужденный Жаринов П.С. работал в должности ночного дневального, он «стоял на посту», считал осужденных вместе с сотрудниками администрации, осуществлял подъем осужденных на зарядку и отправлял их на режимные мероприятия. В настоящее время также имеется должность ночного дневального.
Вместе с тем из показаний свидетелей не следует, что между истцом и ответчиками сложились в спорный период фактически трудовые отношения.
В соответствии с названной Инструкцией, время работы осужденных в местах лишения свободы свидетельскими показаниями не подтверждается (пункт 2.2).
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, вопреки доводам истца, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей не может быть подтвержден факт осуществления им трудовой деятельности в спорный период.
В данной ситуации показаниями свидетелей Яблочкова В.А., Валекжанина М.А. и Анфимова С.В., в допросе которых судом отказано, аналогично невозможно было бы установить факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорный период, поскольку показания данных свидетелей не отвечали бы требованиям допустимости доказательств (ст. 60 ГПК РФ). Кроме того, указанные сотрудники ФКУ ИК-16 трудоустройством осужденных не занимались.
Обстоятельств того, что ответчики принимали меры к сокрытию фактов нарушений трудовых прав истца, уничтожению или фальсификации доказательств, судом не установлено.
Письменные обязанности дневального по общежитию, утвержденные приказом начальника ФКУ ИК-16 от 24.06.2022, на которые ссылался в судебном заседании Жаринов П.С., не подтверждают факт осуществления истцом трудовой деятельности в должности ночного дневального в спорный период, поскольку обязанности размещены на стене в отряде № 3 ФКУ ИК-16 для всеобщего обозрения и носят общий характер.
Один лишь факт исполнения истцом обязанностей дневального по поручению должностных лиц исправительного учреждения не является достаточным основанием для признания отношений между ним и ФКУ ИК-16 в период с 18 января по 18 марта 2021 года трудовыми, если работодатель или его уполномоченный представитель это не признает. Общественно полезный труд (часть вторая ст. 9 УИК РФ) как одно из средств исправления осужденных (часть вторая ст. 2 этого же Кодекса), не имеет основной целью получение трудового дохода (заработка). По изложенным основаниям доводы истца о том, что в рассматриваемом случае имели место трудовые отношения с ФКУ ИК-16, которые не были законно оформлены, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных и достаточных данных, подтверждающих наличие трудовых отношений между ним и ответчиками в период с 18 января по 18 марта 2021 года, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что он фактически был допущен к работе в спорный период (в рамках трудовых отношений) уполномоченными лицами ФКУ ИК-16.
Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-16, что, по мнению истца, выражается в том, что он не был официально трудоустроен и лишен заработной платы за весь период отработанных часов с 18.01.2021 по 18.03.2021, в судебном заседании не установлено, поскольку истец не привлекался к оплачиваемому труду на должность ночного дневального.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что Жаринов П.С., отбывая наказание в ФКУ ИК-16, в период с 18 января по 18 марта 2021 года не был трудоустроен в исправительном учреждении, к оплачиваемому труду не привлекался, задолженности по заработной плате не имеется, трудовые права истца ответчиками не нарушены, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных Жариновым П.С. к ответчикам исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Жаринова ... к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» Башарину ..., Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...