Председательствующий Кузнецова А.Ю. Дело № 22-8109/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 25 ноября 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Герасименко Д.А.,
судей Калинина А.В., Михеевой Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Селезнёвой М.А.,
с участием прокурора апелляционного отдела прокуратуры Свердловской области Азанова П.П.,
потерпевшей П.Л.С.,
осужденной СтефановойР.А.,
её защитника – адвоката Шалыгиной В.Г.,
осужденной СтефановойЛ.Г.,
её защитника – адвоката Никифоровой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи уголовное дело по апелляционным жалобам осужденных СтефановойР.А., СтефановойЛ.Г., адвокатов СавельевойЕ.В., КуваевойТ.Н., апелляционному представлению государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г.Екатеринбурга ФастЕ.А. на приговор Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 02сентября 2021 года, которым
Стефанова Раиза Алексеевна,родившаяся <дата> в <адрес>,
осуждена за совершение одиннадцати преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 159 УК РФ (в отношении Д.Л.Н., С.М.И., У.Н.Д., Г.Г.И., Д.Е.В., М.Л.Н., Т.Н.А., Л.Г.П., К.М.В., Ш.Р.Ф., Г.Т.Н.) к 1 году 6 месяцам лишения свободы за каждое преступление,
за совершение пяти преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (преступления в отношении П.Л.С., К.М.М., Д.Г.Н., М.Л.Т., Б.Л.А.) к 2 годам лишения свободы за каждое преступление,
за совершение трех преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ (преступления в отношении П.Е.Ю., А.Г.З. и М.Э.Р., Ш.Г.В.) к 4 годам лишения свободы за каждое преступление.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно СтефановойР.А. назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде запрета определенных действий изменена на заключение под стражу, Стефанова Р.А. взята под стражу в зале суда;
Стефанова Людмила Григорьевна, родившаяся <дата> в <адрес>, ранее не судимая,
осуждена за совершение 6 преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159 УК РФ (в отношении Д.Л.Н., С.М.И., У.Н.Д., Г.Г.И., Д.Е.В., М.Л.Н.) к 1 году 6 месяцам лишения свободы за каждое преступление,
по ч.2 ст.159 УК РФ (в отношении Т.Н.А.) к 1 году лишения свободы,
за совершение трех преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (в отношении П.Л.С., Д.Г.Н., И.Г.Д.) к 2 годам лишения свободы за каждое преступление,
по ч.3 ст.159 УК РФ (в отношении потерпевшей К.М.М.) к 1году 6 месяцам лишения свободы,
по ч.4 ст.159 УК РФ (в отношении потерпевшей П.Е.Ю.) к 4годам лишения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно СтефановойЛ.Г. назначено 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде запрета определенных действий изменена на заключение под стражу. Стефанова Л.Г. взята под стражу в зале суда.
Приговором разрешены гражданские иски потерпевших, а также вопросы о зачете времени содержания под стражей и домашним арестом в срок наказания, о вещественных доказательствах, о сохранении ареста на имущество, о распределении процессуальных издержек.
Заслушав доклад судьи КалининаА.В., выступления сторон, судебная коллегия
установила:
приговором суда Стефанова Р.А. и Стефанова Л.Г. признаны виновными в совместном совершении мошенничеств в отношении Д.Л.Н., С.М.И., У.Н.Д., Г.Г.И., Д.Е.В., М.Л.Н., Т.Н.А., П.Л.С., К.М.М., Д.Г.Н., П.Е.Ю.
Кроме того, Стефанова Р.А. признана виновной в мошенничествах, совершенных совместно с иным лицом, в отношении Л.Г.П., К.М.В., Ш.Р.Ф., Г.Т.Н., М.Л.Т., Б.Л.А., М.Э.Р., А.Г.З., Ш.Г.В.
Этим же приговором Стефанова Л.Г. осуждена за мошенничество, совершенное совместной с иным лицом, в отношении И.Г.Д.
Преступления совершены в период с 28 июля 2012 года по 15 октября 2019 года в г. Екатеринбурге при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе осужденная Стефанова Р.А. просит приговор отменить. Считает, что приговор постановлен на недопустимых и недостоверных доказательствах, в частности, протоколах опознания лица, в том числе по фотографиям, поскольку потерпевшим до проведения следственного действия были продемонстрированы фотографии подозреваемых. Указывает, что в основу приговора суд положил неисследованное в ходе судебного заседания доказательство – видеозаписи с двух оптических дисков. Утверждает, что во время совершения преступления в отношении К.М.В. она находилась в другом городе, а во время совершения преступления в отношении Г.Т.Н. – в больнице. Полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств стороны защиты о проведении сравнительной экспертизы, истребовании детализации телефонных соединений, допросе с использованием полиграфа. Отмечает, что в ходе обыска по месту жительства у неё не было обнаружено какое-либо имущество, принадлежащее потерпевшим. Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства были допрошены только 5 потерпевших.
В апелляционной жалобе осужденная Стефанова Л.Г. просит приговор отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение. Приводит доводы, аналогичные тем, которые изложены в апелляционной жалобе осужденной Стефановой Р.А. Кроме того, указывает, что по преступлениям в отношении Т.Н.А. и К.М.М. она написала явки с повинной, но данные преступления ею совершены не со Стефановой Р.А., а с иным лицом.
В апелляционной жалобе адвокат Савельева Е.В. просит приговор в отношении Стефановой Р.А. отменить, уголовное дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Указывает, что доказательств причастности СтефановойР.А. к совершению преступлений не представлено. Имеющиеся в деле доказательства не могут быть положены в основу приговора, поскольку получены с нарушением требований закона и вызывают сомнения в достоверности. Потерпевшие различным образом описывают лиц, совершивших в отношении них преступления, указывают на признаки, которые не соответствуют внешности Стефановой Р.А. Опознания проведены с нарушением требований закона, в связи с чем результаты опознания не могут являться достоверными. В большинстве случаев опознание проводилось по фотографиям. В иных случаях лица, предъявляемые для опознания вместе со Стефановой Р.А., явно отличались по внешности. До предъявления опознания потерпевшие видели, как Стефанову Р.А. доставляли в отдел полиции, либо потерпевшим органами расследования направлялись фотоизображения Стефановой Р.А. Результаты ОРМ «Отождествление личности» также не могут быть использованы судом, поскольку в деле отсутствуют постановления о представлении результатов ОРД. Судом необоснованно отказано в проведении почерковедческой экспертизы. С достоверностью не установлена сумма ущерба. Оценка стоимости украшений и иных предметов проведена со слов потерпевших. Показания неявившихся потерпевших оглашены в нарушение требований ст.281 УПК РФ вопреки возражениям стороны защиты. В период с 31 октября 2017 года по 10 ноября 2017 года Стефанова Р.А. выезжала в Нижний Новгород, в период с 12 февраля 2018 года по 19 февраля 2018 года, с 5 августа 2019 года по 12 августа 2019 года находилась на лечении в ЦГБ № 7, в период с 19 марта 2019 года по 25 марта 2019 года – в ГКБ № 40, кроме того, в октябре 2019 года проходила лечение в стоматологической клинике.
В апелляционной жалобе адвокат Куваева Т.Н. просит приговор в отношении Стефановой Л.Г. отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение, в части обвинения в совершении преступления в отношении Т.Н.А. уголовное дело прекратить в связи с примирением сторон.
Приводит доводы, аналогичным тем, которые изложены в апелляционной жалобе адвоката Савельевой Е.В. Кроме того, указывает, что потерпевшая И.Г.Д. в ходе опознания показала не на СтефановуЛ.Г., а на иное лицо. Ссылаясь на протокол допроса С.В.И. о совершении в отношении нее мошеннических действий, причастность Стефановых к которым не установлена, делает вывод, что преступления, за которые осуждены Стефановы, совершены иными лицами. Отмечает, что в ходе обыска дома, где проживали Стефановы, не было обнаружено ювелирных изделий и иных вещей, принадлежащих потерпевшим.
Указывает, что Стефанова Л.Г. полностью возместила причиненный Т.Н.А. ущерб, потерпевшая написала заявление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Считает, что в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела в данной части суд отказал необоснованно.
В апелляционном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Фаст Е.А., указывая, что судом в нарушение ст. 299 УПК РФ в приговоре не мотивирован вывод о совершении подсудимыми преступления в отношении У.Н.Д. в составе группы лиц по предварительному сговору, просит изменить описательно-мотивировочную часть приговора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции осужденные Стефанова Р.А., Стефанова Л.Г., их защитники – адвокаты Шалыгина В.Г., Никифорова Е.Ю. поддержали доводы апелляционных жалоб. Кроме того, осужденная Стефанова Л.Г. и адвокат Никифорова Е.Ю. просили прекратить уголовное преследование Стефановой Л.Г. в части обвинения в совершении преступления в отношении Д.Е.В. в связи с примирением сторон, в части обвинения в совершении преступлений в отношении Г.Г.И. и М.Л.Н. – в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Прокурор Азанов П.П. полагал необходимым изменить приговор только по доводам апелляционного представления.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, судебная коллегия считает необходимым отменить приговор по основанию, предусмотренному п. 2 ст.389.15, ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ, то есть в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате должен разрешить вопрос, является ли деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса РФ оно предусмотрено, то есть суд первой инстанции обязан в приговоре мотивировать свои выводы о квалификации преступлений по той или иной статье уголовного закона, его части и пункту, а также обосновать квалификацию преступления в отношении каждого подсудимого и в отношении каждого преступления, о чем указано и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года «О судебном приговоре».
Суд первой инстанции не в полной мере выполнил указанные выше требования процессуального закона. В приговоре указано, какие квалифицирующие признаки преступлений, суд счёл нашедшими свое подтверждение (т. 15, л.д. 261). Вместе с тем, квалифицируя действия осужденных, суд лишь перечислил статьи Уголовного кодекса РФ, по которым признал виновными Стефанову Р.А. и Стефанову Л.Г., но фактически не дал юридической оценки деяний, совершенных подсудимыми.
Так, в приговоре указано, что действия Стефановой Р.А. и СтефановойЛ.Г. в отношении потерпевших Д.Л.Н., С.М.И., У.Н.Д., Г.Г.И., Д.Е.В., М.Л.Н., Т.Н.А. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 159 УК РФ, в отношении потерпевших П.Л.С., К.М.М., Д.Г.Н. – по ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении потерпевшей П.Е.Ю. – по ч. 4 ст. 159 УК РФ, действия Стефановой Р.А. в отношении потерпевших Л.Г.П., К.М.В., Ш.Р.Ф., Г.Т.Н. – по ч. 2 ст. 159 УК РФ, в отношении потерпевших М.Л.Т., Б.Л.А. – по ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении потерпевших Ш.Г.В., А.Г.З. и М.Э.Р. – по ч. 4 ст. 159 УК РФ, действия Стефановой Л.Г. в отношении потерпевшей И.Г.Д. – по ч. 3 ст. 159 УК РФ (т. 15, л.д. 262).
Между тем такая квалификация отражает лишь часть статьи 159 УК РФ, по которой предусмотрено более строгое наказание, и не содержит сведений о способе совершения деяния (обман или злоупотребление доверием); предмете (имущество или право на имущество), всех квалифицирующих признаках, вмененных подсудимым и нашедшими свое подтверждение.
В свою очередь правильная квалификация деяния лежит в основе уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ), влияет на вид и размер назначенного наказания.
В соответствии с принципами непосредственности и устности судебного разбирательства, закрепленными ст. 240 УПК РФ, в судебном разбирательстве все доказательства подлежат непосредственному исследованию; оглашение показаний потерпевших, данных при производстве предварительного расследования, возможно лишь в случаях, предусмотренных ст. 281 УПК РФ.
Как следует из материалов дела, в судебном заседании, несмотря на возражения стороны защиты, были оглашены показания потерпевших Д.Л.Н., Л.Г.П., К.М.В., Ш.Р.Ф., С.М.И., М.Л.Т., Г.Т.Н., У.Н.Д., Г.Г.И., Д.Е.В., М.Л.Н., Д.Г.Н., Т.Н.А., И.Г.Д.
При этом выводы суда о наличии по делу какого-либо основания для оглашения показаний неявившихся потерпевших в соответствии с ч. 2 ст. 281 УПК РФ и о соблюдении условий, предусмотренных ч. 2.1 ст. 281 УПК РФ, в приговоре не мотивированы.
При таких обстоятельствах приговор подлежит отмене, а уголовное дело– передаче в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение.
С учетом ограничений, содержащихся в ч. 4 ст. 389.19 УПК РФ о пределах прав суда апелляционной инстанции в случае отмены судебного решения, судебная коллегия обращает внимание, что при новом рассмотрении уголовного дела по существу судом первой инстанции подлежат разрешению доводы, изложенные в апелляционных жалобах и представлении.
В связи с отменой приговора Стефанова Р.А. и Стефанова Л.Г. подлежат освобождению из-под стражи. Мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана приговором. До постановления приговора в отношении Стефановой Р.А. и Стефановой Л.Г. действовала мера пресечения в виде запрета определенных действий, избранная постановлениями Ленинского районного суда г. Екатеринбурга 17 апреля 2020 года.
Поскольку обстоятельства, в связи с которыми к Стефановой Р.А. и Стефановой Л.Г. применена мера пресечения в виде запрета определенных действий, значительно не изменились и не утратили своей актуальности, избранная указанными постановлениями мера пресечения полежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 389.13, п. 4 ч. 1 ст. 389.20, ст. 389.28 УПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
приговор Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 02 сентября 2021 года в отношении Стефановой Раизы Алексеевны и Стефановой Людмилы Григорьевны отменить,
уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином составе, со стадии судебного разбирательства,
Стефанову Раизу Алексеевну из-под стражи освободить,
меру пресечения в отношении Стефановой Раизы Алексеевны в виде запрета определенных действий, избранную постановлением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 апреля 2020 года, оставить без изменения;
Стефанову Людмилу Григорьевну из-под стражи освободить,
меру пресечения в отношении Стефановой Людмилы Григорьевны в виде запрета определенных действий, избранную постановлением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17 апреля 2020 года, оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, предусмотренном главой 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи