Дело № 2а-941/2020
УИД 21RS0016-01-2020-001066-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2020 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике к Николаеву Вячеславу Васильевичу о взыскании суммы задолженности по обязательным платежам перед бюджетом,
установил:
Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Николаеву В.В., в котором просит взыскать сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в размере 1488,80 руб., в частности, транспортный налог на сумму 952 руб. (за 2014 год - 280 руб., за 2015 год - 336 руб., за 2016 год – 336 руб.), пени по транспортному налогу в сумме 35,67 руб. (за период с 2.12.2016 по 1.03.2017 – 10,08 руб., за период с 2.12.2017 по 14.10.2018 – 25,59 руб.), пени по земельному налогу на сумму 1,13 руб. за период с 2.10.2015 по 26.10.2015, штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в размере 500 руб. В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что в нарушение ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, административным ответчиком до настоящего времени не исполнены. В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, следовательно, неполучение государством денежных средств. Николаев В.В. на основании гл. 28 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст. 38 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» является плательщиком транспортного налога с физических лиц, так как имеет в собственности транспортное средство, признанное объектом налогообложения – мотоцикл <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> и земельный участок по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский район, дер. Большие Карачуры, ул. Октября, д. 22. Ссылаясь на п. 1 ст. 358, п. 1 ст. 239, ст. 357 Налогового кодекса РФ указывает, что объектом налогообложения признаются мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. В соответствии со ст. 36 Закона от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Также указывает, что в соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Далее указывает, что налоговый орган исчислил в отношении транспортного средства сумму транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы в размере 952 руб. и 9.05.2015, 6.08.2016, 23.08.2017 направил в адрес должника (административного ответчика) налоговые уведомления за №, №, №, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму транспортного и земельного налогов в срок не позднее 1.10.2015, 1.12.2016 и 1.12.2107 соответственно, при этом налоги налогоплательщиком не уплачены. В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За неуплату в установленные законодательством о налогах и сборах срок уплаты налогов за 2014-2016 годы налогоплательщику начислены пени по земельному налогу в размере 5,70 руб. за период с 2.10.2015 по 26.10.2015, по транспортному налогу - в размере 10,08 руб. за период с 2.12.2016 по 1.03.2017, в размере 25,59 руб. за период с 2.12.2017 по 14.10.2018. Административным истцом далее указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Николаев В.В. представил налоговую декларацию по форме «3-НДФЛ» за 2015 год 10.10.2016 при сроке представления 4.05.2016, в связи с чем решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 23.03.2017 № Николаев В.В. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб., решение вступило в законную силу. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике предложила налогоплательщику добровольно уплатить задолженность по налогам, пеням и штрафу, направив требования 26.10.2015 № (срок исполнения 25.01.2016), 2.03.2017 № (срок исполнения до 20.04.2017), 24.05.2017 № (срок исполнения до 4.07.2017), 5.10.2018 № (срок исполнения до 27.11.2018), до 7.02.2017. Требования налогоплательщиком не исполнены. 11.11.2019 мировым судьей судебного участка №2 Чебоксарского района Чувашской Республики на основании заявления Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Чувашской Республике № от 8.07.2019 о вынесении судебного приказа в отношении должника Николаева В.В. был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пеням а размере 1578,22 руб. Определением мирового судьи судебного участка №2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 5.12.2019 по делу № 2а-1675/2019 судебный приказ от 11.11.2019 отменен.
На судебное заседание представитель административного истца, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике, надлежаще и своевременно извещённый, не явился.
На судебное заседание административный ответчик Николаев В.В., надлежаще и своевременно извещённый, не явился, о причинах не известил, ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлял.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, явка которых в судебное заседание обязательной не признается.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 14 Налогового кодекса РФ, транспортный налог относится к региональным налогам, и в силу ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Ставки налога на территории Чувашской Республики установлены в ст. 36 Закона Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
В соответствии со ст. 36 Закона Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республики, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, за налогоплательщиком Николаевым В.В. зарегистрировано транспортное средство – мотоцикл <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, а также имеет земельный участок по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский район, <адрес>, являющиеся объектами налогообложения.
Таким образом, ответчик является плательщиком транспортного и земельного налога и обязан уплачивать его в соответствии со ст. 363 Налогового кодекса РФ по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налоговое законодательство, в подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 38 Закона Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» от 23.07.2001 № (в редакции, действующей в 2014 году), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
9.05.2015 административному ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 280 руб. и земельного налога за 2014 год в сумме 828 руб. в срок до 1.10.2015. 6.08.2016 административному ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 336 руб. и земельного налога за 2015 год в сумме 176 руб. в срок до 1.12.2016. Также административному ответчику было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 336 руб. и земельного налога за 2016 год в сумме 1607 руб. в срок до 1.12.2107. Обязанность по уплате транспортного налога на указанное выше транспортное средство, земельного налога на земельный участок Николаевым В.В. не выполнена.
В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно представленному административным истцом расчету, за Николаевым В.В. в связи с несвоевременной уплатой им транспортного налога за период с 2.12.2016 по 1.03.2017 исчислена сумма пени по транспортному налогу в сумме 35,67 руб., за период с 2.12.2016 по 1.03.2017 – 10,08 руб., за период с 2.12.2017 по 14.10.2018 – 25,59 руб. Также за Николаевым В.В. в связи с несвоевременной уплатой им земельного налога за период с 2.10.2015 по 26.10.2015 исчислена сумма пени по земельному налогу в сумме 1,13 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 23.03.2017 № Николаев В.В. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 500 руб., решение не обжаловано и вступило в законную силу. Как следует из данного решения, Николаев В.В. представил налоговую декларацию по форме «3-НДФЛ» за 2015 год 10.10.2016 при сроке представления 4.05.2016.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (п. 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3).
В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика Николаева В.В. налоговым органом 26.10.2015, 2.03.2017, 24.05.2017, 5.10.2018 были направлены требования №, №, №, № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, которые административным ответчиком не были исполнены.
Мировым судьей судебного участка №2 Чебоксарского района Чувашской Республики от 11.11.2019 был вынесен судебный приказ о взыскании с Николаева В.В. задолженности по налогу и пени в сумме 1578,22 руб., который определением от 5.12.2019 отменен.
По состоянию на 25.05.2020 сумма задолженности в бюджет по требованиям составляет 1488,80 руб.
В силу требований ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом представлены соответствующие доказательства наличия обстоятельств, послуживших основанием для взыскания данных обязательных платежей и санкций с административного ответчика Николаева В.В., что также следует из расчета его задолженности, указанно в письменных пояснениях.
Таким образом, судом установлено, что Николаев В.В. является плательщиком транспортного и земельного налога, однако, свою обязанность по уплате налога за транспортное средство и земельный участок в установленном законом порядке не исполнил, и в связи с этим суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и взыскания с административного ответчика задолженности по указанным налогам и пени за просрочку уплаты этого налога, а также штрафа в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что он имеет льготы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
Взыскать с Николаева Вячеслава Васильевича, проживающего по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Чебоксарский район, <адрес>, сумму задолженности по обязательным платежам перед бюджетом в размере 1488 (одна тысяча четыреста восемьдесят восемь) рублей 80 копеек, из них: транспортный налог на сумму 952 (девятьсот пятьдесят два) рубля (за 2014 год - 280 руб., за 2015 год - 336 руб., за 2016 год – 336 руб.), КБК 18210604012021000110, ОКТМО 97644444; пени по транспортному налогу в сумме 35 (тридцать пять) рублей 67 копеек (за период с 2.12.2016 по 1.03.2017 – 10,08 руб., за период с 2.12.2017 по 14.10.2018 – 25,59 руб.), КБК 18210604012022100110, ОКТМО 97644444; пени по земельному налогу на сумму 1 (один) рубль 13 копеек. (за период с 2.10.2015 по 26.10.2015), КБК 18210606043102100110, ОКТМО 97644444, штраф в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в сумме 500 (пятьсот) рублей, КБК 18210102010013000110, ОКТМО 97644444.
Указанные суммы подлежат зачислению на расчетный счет № 40101810900000010005 в Отделении НБ Чувашской Республики (получатель УФК по Чувашской Республике (МИ ФНС России № 5 по ЧР), БИК 049706001, ИНН 2116810181.
Взыскать с Николаева Вячеслава Васильевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.