Дело №2-6909/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
07 ноября 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Г.,
с участием:
представителя истца, - помощника прокурора Свердловского района г.Перми Поносова А.В.,
представителя ответчика, - Мицкевич Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Седининой Ю.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Хасановой Р. Т. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах
Хасановой Р.Т. с требованиями к ГУ-Пермскому региональному отделению
Фонда социального страхования РФ об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение. В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения Государственным учреждением - Пермские региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ ПРО ФСС РФ) законодательства о социальной защите <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что Хасанова Р.Т. является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением о предоставление санаторно-курортной путевки по медицинским показаниям, приложив справку о получении путевки по форме № ГУ ПРО ФСС РФ Хасанова Р.Т. была поставлена на очередь для получения путевки. До настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение Хасанова Р.Т. не обеспечена. В обоснование отказа в предоставлении путевки ГУ ПРО ФСС РФ ссылается на недостаточность объема финансирования на указанные цели из средств федерального бюджета и соблюдение срока очередности при предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам соответственно дате обращения ими с заявлениями. Вместе с тем, отказ в предоставлении санаторно-курортной путевки <данные изъяты> по приведенным основаниям является незаконным. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно - профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или в органы социальной защиты, с которыми орган Фонд заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3. Порядка). Хасановой Р.Т. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Установленные Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению <данные изъяты> путевками на санаторно - курортное лечение подлежат фактическому их исполнению. Данному праву <данные изъяты> корреспондирует обязанность Российской Федерации по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Принимая во внимание положения ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов указанного лица.
В судебном заседании представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме; доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Указал, что на сегодняшний день ситуация каким-либо образом не изменилась, в связи с чем просит исковые требования просит удовлетворить.
Хасанова Р.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена.
Представитель ответчика исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» <данные изъяты> имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав данного набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (статья 6.2 Закона № 178-ФЗ). Согласно пунктам 3.1, 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения осуществляют организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение за счет выделенных из федерального бюджета средств. В соответствии с пунктом 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г № 864, финансирование расходов Фонду социального страхования РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно п. 4 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 г № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на ДД.ММ.ГГГГ г и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» Фонд в ДД.ММ.ГГГГ осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно - курортные учреждения, расположенные на территории РФ, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. В ДД.ММ.ГГГГ аналогичная норма предусмотрена п.4 ст.5 Федерального закона от 03.12.2012г №219-ФЗ. Соответственно, осуществляя организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан отделения Фонда действуют в рамках выделенных им бюджетных ассигнований и закупить путевок больше, чем позволяет сумма выделенных ассигнований, не имеют возможности. Сумма бюджетных ассигнований по статье расходов «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» на ДД.ММ.ГГГГ составила -СУММА1- рублей, исходя из указанных объемов по результатам конкурсов было приобретено и выдано <данные изъяты> путевок, что позволило обеспечить путевками на санаторно-курортное лечение граждан обратившихся с заявлениями до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ сумма бюджетных ассигнований по статье расходов «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан» составляет ФИО7 рублей, исходя из объемов ассигнований, было приобретено <данные изъяты> путевок, что позволило обеспечить путевками на санаторно-курортное лечение граждан, обратившихся с заявлениями до ДД.ММ.ГГГГ г.. В связи с недостатком объема финансирования из федерального бюджета и в целях соблюдения прав граждан получение набора социальных услуг в соответствии с п.3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека и гражданина, нарушающие права и свободы других лиц, выдача путевок производится в порядке очередности подачи гражданами заявлений. Таким образом, возможности отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан льготных категорий ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Указанная мера социальной поддержки гарантирована государством, а не отделением Фонда, на которое возложены только полномочия по организации приобретения путевок за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Хасанова Р.Т., с заявлением и справкой ф№ для получения путевки на санаторно-курортное лечение обратилась ДД.ММ.ГГГГ и сведения по ней были включены в базу данных лиц, имеющих право и нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном лечении, за счет средств федерального бюджета. Одновременно с приемом заявления Хасановой Р.Т. было выдано уведомление о том, что она поставлена на учет в отделении Фонда для обеспечения путевкой на санаторно - курортное лечение.
На ДД.ММ.ГГГГ количество граждан, подавших заявления ранее Хасановой Р.Т. (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ г.) и не обеспеченных путевками, составляет <данные изъяты> человек, в т.ч. <данные изъяты>
Таким образом, в настоящее время отделение Фонда не имеет возможности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение Хасановой Р.Т., не нарушая прав других граждан.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора <адрес>, действующего в интересах Хасановой Р.Т., с нарушением очередности и прав других инвалидов, отделение Фонда не находит.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы дела, находит заявленные прокурором <адрес> исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
В соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка путевок на санаторно-курортное лечение производится централизованно региональным отделением ФСС РФ на основании проведения открытого конкурса.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2012 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право инвалидов на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п. 1.1 ст. 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включены социальные услуги по предоставлению санаторно-курортного лечения, осуществляемого в целях профилактики основных заболеваний при наличии медицинских показаний путевки.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
В целях реализации статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктами 3.1, 3.3, 3.6 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок и санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии Противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты, с которыми орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
В соответствии с п. 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Хасанова Р.Т. является <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г., имея справку установленной формы, Хасанова Р.Т. обратилась в ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, (л.д. 7).
Одновременно ею получено уведомление, согласно которого она была поставлена на учет для обеспечения путевкой на санаторно – курортное лечение.
Однако, до настоящего времени указанной путевкой Хасанова Р.Т. не обеспечена.
Данные обстоятельства понудили прокурора <адрес>, действующего в интересах Хасановой Р.Т., обратиться в суд с настоящим иском.
Суд считает, что обязанность по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение <данные изъяты> возложена на ответчика, поэтому необеспечение путевкой лица, которое должно быть обеспечено путевкой, является бездействием, поскольку обязанность действовать установлена законом. Отсутствие финансирования не может быть причиной неисполнения обязанности.
Доводы ответчика о том, что путевка Хасановой Р.Т. не была предоставлена ввиду ограниченного финансирования, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку реализация прав, принадлежащих гражданам РФ, в том числе прав инвалидов, не может быть поставлена в зависимость от деятельности соответствующего государственного, либо муниципального органа, либо иного государственного, либо муниципального образования.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих соответствующие действия по увеличению объемов финансирования санаторно-курортного лечения инвалидов на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ путем включения в статьи расходов федерального бюджета дополнительного объема обязательств, также не представлено доказательств отказа в совершении указанных действий.
Суд считает, что Хасановой Р.Т. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Установленные Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению <данные изъяты> путевками на санаторно-курортное лечение, подлежат фактическому их исполнению. Данному праву <данные изъяты> корреспондирует обязанность Российской Федерации по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению, поскольку они подтверждаются материалами дела и обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение Хасановой Р.Т. представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению. При этом, решение подлежит исполнению по представлению Хасановой Р.Т. новых медицинских показаний санаторно-курортного лечения. Очередное отложение настоящего судебного разбирательства в целях возложения на Хасанову Р.Т. обязанности по предоставлению свежих данных по медицинским показаниям суд находит нецелесообразным, что приведет к необоснованному затягиванию судебного разбирательства и нарушению прав <данные изъяты>.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исковые требования прокурора <адрес> заявлены о возложении на ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Хасанову Р.Т. путевкой на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель ответчика просил уточнить суд срок исполнения возложенной обязанности, продлив его на ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая вступление настоящего решения в законную силу в конце 2014 года, что предполагает его неисполнимость, а также интересы социально-незащищенного лица (<данные изъяты> Хасановой Р.Т.) и согласие стороны истца в этой части, суд считает возможным выйти за пределы настоящих исковых требований и возложить на ответчика обязанность по исполнению рассматриваемого решения в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Хасановой Р. Т. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению санаторно-курортной путевкой Хасанову Р. Т..
Обязать ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Хасанову Р. Т. путевкой на санаторно-курортное лечение по вновь представленным медицинским показаниям в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Г.Черепанова