Решение по делу № 2-166/2024 (2-3377/2023;) от 22.08.2023

Дело № 2-166/2024

56RS0042-01-2023-002327-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2024 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Осиповой А.В.,

с участием представителя УЖКХ администрации г.Оренбурга Бичевник Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга Гайфулина А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриев Д.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев Д.В. первоначально обратился в суд с иском к ответчику УЖКХ администрации г.Оренбурга, указав, что 06 апреля 2023 года по адресу: <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие в виде наезда на коллектор ливневой канализации автомобилем Ауди, государственный регистрационный знак , под управлением Дмитриевой Е.М., принадлежащего на праве собственности истцу. Он обратился в <данные изъяты> для ремонта автомобиля. В результате чего им были оплачены за частичные работы 22330 рублей, при этом также был поврежден топливный бак стоимостью 579200 рублей, и оплачен эвакуатор в размере 3000 рублей для транспортировки транспортного средства в автосервис. Просил суд взыскать с УЖКХ администрации г.Оренбурга в его пользу стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 100000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, почтовые расходы в размере 300 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена водитель Дмитриева Е.М.

Впоследствии истец Дмитриев Д.В. уточнил исковые требования, окончательно просил суд определить надлежащего ответчика и взыскать стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 424 200 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, почтовые расходы в размере 700 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3000 рублей, расходы за составление акта осмотра ФИО13 в размере 1000 рублей.

Истец Дмитриев Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга Бичевник Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, поддержала ранее представленный отзыв, выводы судебной экспертизы не оспаривала, просила суд вынести решение на основании всех имеющихся материалов дела.

Ранее в дело был представлен отзыв на иск, где указано, что УЖКХ администрации г.Оренбурга считает себя ненадлежащим ответчиком, автомобиль истца под управлением Дмитриевой Е.М. совершил наезд на коллектор ливневой канализации, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. Считает, что имущественный вред автомобилю истца причинен вследствие бездействия, а именно, непринятия надлежащих мер по предупреждению наезда автомобиля на препятствие. Следовательно, вина лица выражена в форме бездействия – непринятие мер по содержанию автомобильных дорог местного значения. Соответственно причинителем вреда является лицо, на которое возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения, и которое не исполняло данную обязанность надлежащим образом. В соответствии с п. 9 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения МО город Оренбург, утверждённых постановлением администрации города Оренбурга от 03.07.2015 № 1740-п, УСиДХ выполняются работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Оренбург». В соответствии с п. 16 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского совета от 18.02.2011 № 114, Департамент является правопреемником УСиДХ, в соответствии с передаточным актом. На основании решения Оренбургского городского Совета от 27.10.2022 № 282 ДГиЗО администрации г. Оренбурга реорганизован в форме присоединения к нему Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга. На момент ДТП право оперативного управления за УЖКХ на ливневую канализацию, расположенную по адресу: <адрес>, не закреплено. УЖКХ не является ответственным лицом за содержание указанной ливневой канализации, и, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Просит суд в удовлетворении исковых требований Дмитриева Д.В. к УЖКХ администрации г. Оренбурга полностью отказать.

Представитель ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга Гайфулин А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, выводы судебной экспертизы не оспаривал, просит суд вынести решение на основании всех собранных по делу доказательств.

Третье лицо Дмитриева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку последние в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).

Под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (пункт 2).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 581-О-О от 28.05.2009, положение пункта 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации устанавливает в рамках общих оснований ответственности за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагает на последнего бремя доказывания своей невиновности, что направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего.

Судом установлено, что 06.04.2023 возле дома <адрес> водитель Дмитриева Е.М., управляя транспортным средством Ауди, государственный регистрационный знак , совершила наезд на коллектор ливневой канализации, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.

Собственником автомобиля Ауди Q7, 2016 года выпуска, государственный регистрационный знак , с 07.02.2018 по настоящее время является Дмитриев Д.В., что подтверждается копией паспорта транспортного средства, а также карточкой учета транспортного средства, предоставленной ГИБДД.

По факту произошедшего события 06.04.2023 сотрудниками ГИБДД был оформлен административный материал.

Определением инспектора ГИБДД от 06.04.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения.

Из объяснений водителя Дмитриевой Е.М., данных инспектору ГАИ 06.04.2023 следует, что она в 18.10 часов, выезжая с парковочного места магазина <данные изъяты> по <адрес> на автомобиле Ауди, двигаясь задним ходом, услышала удар по кузову автомобиля, посмотрела в камеру заднего вида и в зеркало заднего вида - препятствий не обнаружила. Примерно через 200-250 метров движения в сторону дома, автомобиль начал подавать звуковые и световые сигналы на приборной панели, указывающие на ошибки двигателя. После остановки около дома, она вышла из автомобиля и почувствовала запах нефтепродуктов, нагнувшись, увидела, что с днища автомобиля льётся жидкость желтого цвета, шлейф от разлива был хорошо виден на парковке автомобиля и на всём протяжении пути от магазина до дома.

Данные обстоятельства были зафиксированы на фото- и видеоматериалах и просматривались в судебном заседании.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В обоснование своих требований о взыскании ущерба истцом представлен счет на оплату <данные изъяты> от 06.06.2023, составленный <данные изъяты> согласно которому общая стоимость восстановительных работ в отношении транспортного средства истца составляет 579 200 рублей.

В связи с тем, что при рассмотрении спора ответчик был не согласен с заявленным размером ущерба, судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО13

Согласно заключению судебной экспертизы от 09.02.2024, выполненной экспертом ФИО8, повреждения бака топливного, кожуха защитного днища среднего правого, кожуха защитного днища заднего правого, кожуха защитного среднего заднего, лонжерона кузова среднего правого на автомобиле Ауди, государственный регистрационный знак , соответствуют обстоятельствам ДТП от 06.04.2023. Средняя рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля Ауди, государственный регистрационный знак , без учета износа по состоянию на 06.04.2023 составляет 424 200 рублей.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая всю совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании, суд полагает возможным принять в качестве доказательства экспертное заключение эксперта ФИО13, при проведении исследования экспертом были изучены все материалы дела и фотоматериалы.

Заключение эксперта ФИО13 соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Экспертиза проведена в соответствии со ст.ст. 79-84 ГПК РФ, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение мотивировано, обосновано ссылками на методические руководства и специальную литературу, регламентирующую оценочную деятельность. Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта не имеется.

Какие-либо обоснованные доводы и возражения по заключению судебной экспертизы сторонами суду не представлено. Надлежащих доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не имеется. Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы заявлено не было.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора достоверно установлено, что 06.04.2023 года в результате наезда на коллектор ливневой канализации автомобиль Ауди Q7, государственный регистрационный знак , принадлежащий Дмитриеву Д.В. получил механические повреждения, требующие восстановительного ремонта на сумму 424 200 рублей.

Определяя надлежащего ответчика, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 03.07.2015 года №1740-п утверждены Правила содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга, которыми определены порядок организации и проведения работ по восстановлению транспортного-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Оренбург» и определены отраслевые (функциональные) органы администрации г.Оренбурга уполномоченные в соответствии с компетенцией, установленной муниципальными правовыми актами, на организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга - УСДХ администрации города Оренбурга, УЖКХ администрации города Оренбурга, территориальные органы администрации города Оренбурга администрация Северного и Южного округа г.Оренбурга. При этом на функциональные (отраслевые) органы администрации г.Оренбурга возложены обязанности по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург в пределах полномочий, определенных Правилами, являющимися приложением к постановлению администрации г.Оренбурга от 03.07.2015 № 1740-п.

Также решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 года № 416 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Оренбург, которые устанавливают на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Оренбургской области требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург", перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования "город Оренбург", порядок и периодичность их проведения.

В силу п. 4.10.2 Правил благоустройства, утвержденных решением Оренбургского городского совета от 24.10.2017 № 416, смотровые колодцы и дождеприемники, колодцы подземных коммуникаций должны содержаться в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст.

Пунктом 4.16.1. вышеуказанных Правил предусмотрено, что владельцы подземных инженерных коммуникаций: содержат и ремонтируют подземные коммуникации, а также своевременно производят очистку колодцев и коллекторов; обеспечивают содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев и люков, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций; осуществляют контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах и своевременно производят их замену и восстанавливают в случае утраты; в течение суток обеспечивают ликвидацию последствий аварий, связанных с функционированием коммуникаций (снежные валы, наледь, грязь и пр.);

Коммуникационные колодцы, на которых разрушены крышки или решетки, должны быть в течение часа ограждены собственниками сетей, обозначены соответствующими предупреждающими знаками и заменены в минимальные сроки не более трех часов (п.4.16.3 Правил).

По общему правилу, закрепленному в ст.210 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику, который в силу ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания, если законом или договором не предусмотрено иное.

Собственник, в силу п.2 ст.209 ГК РФ вправе, оставаясь собственником, передавать право владения, пользования и распоряжения своим имуществом иным лицам на законных основаниях.

Из представленного постановления администрации г.Оренбурга №144-п от 06.02.2020 «О принятии имущества в собственность муниципального образования «город Оренбург» следует, что УСиДХ администрации г.Оренбурга дано распоряжение принять в собственность МО «город Оренбург» внутриквартальные дороги <адрес> в том числе автодорогу <адрес>, протяженностью 2362,0 п.м., площадью 35430 кв.м., а также местные проезды и подъездные пути, водопропуски, ливневую канализацию ж/б лотки, трубы ф-500 - 1000 мм, переходные мостики из металла, дорожные знаки.

Согласно решению Оренбургского городского совета от 27.10.2022 №282, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга реорганизован в форме присоединения к нему управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга.

Согласно Положению о ДГиЗО администрации г.Оренбурга, Департамент является правопреемником управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга (п. 1.6) и осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург, утвержденными постановлением администрации г.Оренбурга (п.2.2.12 Положения), а также обеспечивает безопасность дорожного движения (п. 2.2.25), реализует мероприятия по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения МО г.Оренбург (п.2.2.13).

Таким образом, поскольку обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории города Оренбурга возложена на ДГиЗО администрации г.Оренбурга, как на отраслевой орган, в пределах Полномочий, закрепленных Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденных Постановлением от 03.07.2015 г. № 1740-п, при этом в рамках рассмотрения спора достоверно установлено и подтверждено представленными доказательствами, что на <адрес> водитель совершил наезд на препятствие в виде коллектора ливневой канализации, в результате чего автомобиль истца получил механические повреждения, в связи с чем, ответственность за причиненный вред возлагается на ДГиЗО администрации города Оренбурга, поскольку допущенное бездействие с их стороны, выразившееся в отсутствие надлежащего содержания ливневой канализации с целью обеспечения безопасности дорожного движения, находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения вреда имуществу.

Оснований для возложения ответственности за причиненный ущерб на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга суд не усматривает, поскольку к их компетенции содержание ливневой канализации в пос. Ростоши г.Оренбурга не относится.

Доказательств вины водителя в наезде на препятствие в виде коллектора ливневой канализации вследствие нарушения Правил дорожного движения РФ, в материалах дела не имеется.

Истцом представлена квитанция и чек об оплате услуг эвакуатора от 12.04.2023 в сумме 3000 рублей, затраченных на транспортировку транспортного средства в автосервис, указанные расходы для истца являлись необходимыми, обоснованными, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга.

Оснований для взыскания расходов на составление акта осмотра ФИО13 в размере 1000 рублей не имеется, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие несение указанных расходов.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд Дмитриев Д.В. просит взыскать почтовые расходы в размере 700 рублей, однако квитанции истцом представлены по оплате почтовых услуг на сумму 514 рублей, которые и подлежат возмещению.

Расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 200 рублей, подтвержденные квитанцией, подлежат взысканию с ответчика в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дмитриев Д.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в пользу Дмитриев Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ) ущерб в размере 424 200 рублей, почтовые расходы в размере 514 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 200 рублей.

В остальной части иска Дмитриев Д.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга отказать.

В удовлетворении исковых требования Дмитриев Д.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29 апреля 2024 года.

Судья А.Р. Андронова

Дело № 2-166/2024

56RS0042-01-2023-002327-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2024 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Осиповой А.В.,

с участием представителя УЖКХ администрации г.Оренбурга Бичевник Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга Гайфулина А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриев Д.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев Д.В. первоначально обратился в суд с иском к ответчику УЖКХ администрации г.Оренбурга, указав, что 06 апреля 2023 года по адресу: <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие в виде наезда на коллектор ливневой канализации автомобилем Ауди, государственный регистрационный знак , под управлением Дмитриевой Е.М., принадлежащего на праве собственности истцу. Он обратился в <данные изъяты> для ремонта автомобиля. В результате чего им были оплачены за частичные работы 22330 рублей, при этом также был поврежден топливный бак стоимостью 579200 рублей, и оплачен эвакуатор в размере 3000 рублей для транспортировки транспортного средства в автосервис. Просил суд взыскать с УЖКХ администрации г.Оренбурга в его пользу стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 100000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, почтовые расходы в размере 300 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена водитель Дмитриева Е.М.

Впоследствии истец Дмитриев Д.В. уточнил исковые требования, окончательно просил суд определить надлежащего ответчика и взыскать стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 424 200 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей, почтовые расходы в размере 700 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3000 рублей, расходы за составление акта осмотра ФИО13 в размере 1000 рублей.

Истец Дмитриев Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга Бичевник Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, поддержала ранее представленный отзыв, выводы судебной экспертизы не оспаривала, просила суд вынести решение на основании всех имеющихся материалов дела.

Ранее в дело был представлен отзыв на иск, где указано, что УЖКХ администрации г.Оренбурга считает себя ненадлежащим ответчиком, автомобиль истца под управлением Дмитриевой Е.М. совершил наезд на коллектор ливневой канализации, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. Считает, что имущественный вред автомобилю истца причинен вследствие бездействия, а именно, непринятия надлежащих мер по предупреждению наезда автомобиля на препятствие. Следовательно, вина лица выражена в форме бездействия – непринятие мер по содержанию автомобильных дорог местного значения. Соответственно причинителем вреда является лицо, на которое возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения, и которое не исполняло данную обязанность надлежащим образом. В соответствии с п. 9 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения МО город Оренбург, утверждённых постановлением администрации города Оренбурга от 03.07.2015 № 1740-п, УСиДХ выполняются работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Оренбург». В соответствии с п. 16 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского совета от 18.02.2011 № 114, Департамент является правопреемником УСиДХ, в соответствии с передаточным актом. На основании решения Оренбургского городского Совета от 27.10.2022 № 282 ДГиЗО администрации г. Оренбурга реорганизован в форме присоединения к нему Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга. На момент ДТП право оперативного управления за УЖКХ на ливневую канализацию, расположенную по адресу: <адрес>, не закреплено. УЖКХ не является ответственным лицом за содержание указанной ливневой канализации, и, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Просит суд в удовлетворении исковых требований Дмитриева Д.В. к УЖКХ администрации г. Оренбурга полностью отказать.

Представитель ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга Гайфулин А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, выводы судебной экспертизы не оспаривал, просит суд вынести решение на основании всех собранных по делу доказательств.

Третье лицо Дмитриева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку последние в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).

Под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (пункт 2).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 581-О-О от 28.05.2009, положение пункта 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации устанавливает в рамках общих оснований ответственности за причинение вреда презумпцию вины причинителя вреда и возлагает на последнего бремя доказывания своей невиновности, что направлено на обеспечение возмещения вреда и тем самым - на реализацию интересов потерпевшего.

Судом установлено, что 06.04.2023 возле дома <адрес> водитель Дмитриева Е.М., управляя транспортным средством Ауди, государственный регистрационный знак , совершила наезд на коллектор ливневой канализации, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.

Собственником автомобиля Ауди Q7, 2016 года выпуска, государственный регистрационный знак , с 07.02.2018 по настоящее время является Дмитриев Д.В., что подтверждается копией паспорта транспортного средства, а также карточкой учета транспортного средства, предоставленной ГИБДД.

По факту произошедшего события 06.04.2023 сотрудниками ГИБДД был оформлен административный материал.

Определением инспектора ГИБДД от 06.04.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения.

Из объяснений водителя Дмитриевой Е.М., данных инспектору ГАИ 06.04.2023 следует, что она в 18.10 часов, выезжая с парковочного места магазина <данные изъяты> по <адрес> на автомобиле Ауди, двигаясь задним ходом, услышала удар по кузову автомобиля, посмотрела в камеру заднего вида и в зеркало заднего вида - препятствий не обнаружила. Примерно через 200-250 метров движения в сторону дома, автомобиль начал подавать звуковые и световые сигналы на приборной панели, указывающие на ошибки двигателя. После остановки около дома, она вышла из автомобиля и почувствовала запах нефтепродуктов, нагнувшись, увидела, что с днища автомобиля льётся жидкость желтого цвета, шлейф от разлива был хорошо виден на парковке автомобиля и на всём протяжении пути от магазина до дома.

Данные обстоятельства были зафиксированы на фото- и видеоматериалах и просматривались в судебном заседании.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В обоснование своих требований о взыскании ущерба истцом представлен счет на оплату <данные изъяты> от 06.06.2023, составленный <данные изъяты> согласно которому общая стоимость восстановительных работ в отношении транспортного средства истца составляет 579 200 рублей.

В связи с тем, что при рассмотрении спора ответчик был не согласен с заявленным размером ущерба, судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО13

Согласно заключению судебной экспертизы от 09.02.2024, выполненной экспертом ФИО8, повреждения бака топливного, кожуха защитного днища среднего правого, кожуха защитного днища заднего правого, кожуха защитного среднего заднего, лонжерона кузова среднего правого на автомобиле Ауди, государственный регистрационный знак , соответствуют обстоятельствам ДТП от 06.04.2023. Средняя рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля Ауди, государственный регистрационный знак , без учета износа по состоянию на 06.04.2023 составляет 424 200 рублей.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая всю совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании, суд полагает возможным принять в качестве доказательства экспертное заключение эксперта ФИО13, при проведении исследования экспертом были изучены все материалы дела и фотоматериалы.

Заключение эксперта ФИО13 соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Экспертиза проведена в соответствии со ст.ст. 79-84 ГПК РФ, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение мотивировано, обосновано ссылками на методические руководства и специальную литературу, регламентирующую оценочную деятельность. Оснований сомневаться в правильности выводов эксперта не имеется.

Какие-либо обоснованные доводы и возражения по заключению судебной экспертизы сторонами суду не представлено. Надлежащих доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не имеется. Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы заявлено не было.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора достоверно установлено, что 06.04.2023 года в результате наезда на коллектор ливневой канализации автомобиль Ауди Q7, государственный регистрационный знак , принадлежащий Дмитриеву Д.В. получил механические повреждения, требующие восстановительного ремонта на сумму 424 200 рублей.

Определяя надлежащего ответчика, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 03.07.2015 года №1740-п утверждены Правила содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга, которыми определены порядок организации и проведения работ по восстановлению транспортного-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «город Оренбург» и определены отраслевые (функциональные) органы администрации г.Оренбурга уполномоченные в соответствии с компетенцией, установленной муниципальными правовыми актами, на организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга - УСДХ администрации города Оренбурга, УЖКХ администрации города Оренбурга, территориальные органы администрации города Оренбурга администрация Северного и Южного округа г.Оренбурга. При этом на функциональные (отраслевые) органы администрации г.Оренбурга возложены обязанности по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург в пределах полномочий, определенных Правилами, являющимися приложением к постановлению администрации г.Оренбурга от 03.07.2015 № 1740-п.

Также решением Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 года № 416 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Оренбург, которые устанавливают на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Оренбургской области требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург", перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования "город Оренбург", порядок и периодичность их проведения.

В силу п. 4.10.2 Правил благоустройства, утвержденных решением Оренбургского городского совета от 24.10.2017 № 416, смотровые колодцы и дождеприемники, колодцы подземных коммуникаций должны содержаться в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст.

Пунктом 4.16.1. вышеуказанных Правил предусмотрено, что владельцы подземных инженерных коммуникаций: содержат и ремонтируют подземные коммуникации, а также своевременно производят очистку колодцев и коллекторов; обеспечивают содержание в исправном состоянии, в одном уровне с полотном дороги, тротуаром, газоном колодцев и люков, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций; осуществляют контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах и своевременно производят их замену и восстанавливают в случае утраты; в течение суток обеспечивают ликвидацию последствий аварий, связанных с функционированием коммуникаций (снежные валы, наледь, грязь и пр.);

Коммуникационные колодцы, на которых разрушены крышки или решетки, должны быть в течение часа ограждены собственниками сетей, обозначены соответствующими предупреждающими знаками и заменены в минимальные сроки не более трех часов (п.4.16.3 Правил).

По общему правилу, закрепленному в ст.210 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику, который в силу ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания, если законом или договором не предусмотрено иное.

Собственник, в силу п.2 ст.209 ГК РФ вправе, оставаясь собственником, передавать право владения, пользования и распоряжения своим имуществом иным лицам на законных основаниях.

Из представленного постановления администрации г.Оренбурга №144-п от 06.02.2020 «О принятии имущества в собственность муниципального образования «город Оренбург» следует, что УСиДХ администрации г.Оренбурга дано распоряжение принять в собственность МО «город Оренбург» внутриквартальные дороги <адрес> в том числе автодорогу <адрес>, протяженностью 2362,0 п.м., площадью 35430 кв.м., а также местные проезды и подъездные пути, водопропуски, ливневую канализацию ж/б лотки, трубы ф-500 - 1000 мм, переходные мостики из металла, дорожные знаки.

Согласно решению Оренбургского городского совета от 27.10.2022 №282, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга реорганизован в форме присоединения к нему управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга.

Согласно Положению о ДГиЗО администрации г.Оренбурга, Департамент является правопреемником управления строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга (п. 1.6) и осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г.Оренбург, утвержденными постановлением администрации г.Оренбурга (п.2.2.12 Положения), а также обеспечивает безопасность дорожного движения (п. 2.2.25), реализует мероприятия по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения МО г.Оренбург (п.2.2.13).

Таким образом, поскольку обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории города Оренбурга возложена на ДГиЗО администрации г.Оренбурга, как на отраслевой орган, в пределах Полномочий, закрепленных Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденных Постановлением от 03.07.2015 г. № 1740-п, при этом в рамках рассмотрения спора достоверно установлено и подтверждено представленными доказательствами, что на <адрес> водитель совершил наезд на препятствие в виде коллектора ливневой канализации, в результате чего автомобиль истца получил механические повреждения, в связи с чем, ответственность за причиненный вред возлагается на ДГиЗО администрации города Оренбурга, поскольку допущенное бездействие с их стороны, выразившееся в отсутствие надлежащего содержания ливневой канализации с целью обеспечения безопасности дорожного движения, находится в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения вреда имуществу.

Оснований для возложения ответственности за причиненный ущерб на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга суд не усматривает, поскольку к их компетенции содержание ливневой канализации в пос. Ростоши г.Оренбурга не относится.

Доказательств вины водителя в наезде на препятствие в виде коллектора ливневой канализации вследствие нарушения Правил дорожного движения РФ, в материалах дела не имеется.

Истцом представлена квитанция и чек об оплате услуг эвакуатора от 12.04.2023 в сумме 3000 рублей, затраченных на транспортировку транспортного средства в автосервис, указанные расходы для истца являлись необходимыми, обоснованными, в связи с чем, подлежат взысканию с ответчика ДГиЗО администрации г.Оренбурга.

Оснований для взыскания расходов на составление акта осмотра ФИО13 в размере 1000 рублей не имеется, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие несение указанных расходов.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд Дмитриев Д.В. просит взыскать почтовые расходы в размере 700 рублей, однако квитанции истцом представлены по оплате почтовых услуг на сумму 514 рублей, которые и подлежат возмещению.

Расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3 200 рублей, подтвержденные квитанцией, подлежат взысканию с ответчика в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дмитриев Д.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в пользу Дмитриев Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ) ущерб в размере 424 200 рублей, почтовые расходы в размере 514 рублей, расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 3000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 200 рублей.

В остальной части иска Дмитриев Д.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга отказать.

В удовлетворении исковых требования Дмитриев Д.В. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о возмещении ущерба полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 29 апреля 2024 года.

Судья А.Р. Андронова

2-166/2024 (2-3377/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев Дмитрий Валерьевич
Ответчики
УЖКХ администрации г. Оренбурга
ДГиЗО администрации г. Оренбурга
Другие
Дмитриева Елена Михайловна
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Андронова А.Р.
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
22.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.08.2023Передача материалов судье
23.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
16.04.2024Производство по делу возобновлено
16.04.2024Судебное заседание
29.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
16.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее