гр. дело 2-794 /2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2018 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Бардунаевой А.Э.,
при секретаре Доржиевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банзаракцаевой С.П. к АО «Читаэнергосбыт» о защите праве потребителя,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась истец Банзаракцаква С.П. с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что она является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>. Истец указывает, что ежемесячно она производит оплату за электроэнергию, в том числе за электроэнергию по общедомовым нуждам. Согласно финансового лицевого счета № по адресу: <адрес> нее имеется задолженность за электроэнергию по ОДН в сумме 2 900 руб. 73 коп. и задолженность за электроэнергию по ОДН по лицевому счету № по адресу: <адрес> сумме 1100 руб. 80 коп. Истец указывает, что начисление оплаты по ОДН было произведено на основании показаний общедомовых приборов учета электроэнергии, однако указанные ОДПУ были введены в эксплуатацию с нарушениями, так, при его установке и допуске она как собственник квартир не присутствовала и не подписывала соответствующие акты. Её как собственника квартир не уведомляли об установке приборов учета, акты ввода в эксплуатацию ОДПУ она не получала. Считает, что действия ответчика связанные с перерасчетом доначисления оплаты за электроэнергию по ОДН произведены незаконно. В связи с указанным, истец обратилась в суд и просит признать действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на ОДН незаконными, обязать ответчика АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по лицевым счетам № и № по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой № Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и аннулировать имеющуюся задолженность.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечено ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» и ООО УК «Комфорт».
В судебном заседании истец Банзаракцаева С.П. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, пояснив, что она является добросовестным плательщиком за электроэнергию, как по индивидуальному прибору учета, так и за ОДН, оплату производит ежемесячно, однако каким то образом у нее образуются долги за ОДН. О том, что будет производиться установка ОДПУ ее как собственника квартир не извещали, общих собраний жильцов не проводилось, на представление интересов жильцов при установке ОДПУ она также никого не уполномочивала. В многоквартирных домах собственником квартир которых она является выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений. В указанных домах ни разу не проводился капитальный ремонт, в том числе систем электроснабжения, каких-либо актов о том, что проверялась техническая возможность установки ОДПУ, она не получала. При этом сколько бы она не платила за ОДН, все равно у нее образуются долги, при этом каким образом у нее образуется задолженность в «Читаэнергосбыт» никто пояснить не может, при том что она практически одна из всего дома производит оплату за ОДН. Она не отказывается оплачивать за ОДН, однако должна понимать, за что она производит оплату, и почему всегда получается сколько бы она не платила, что все равно остается должна ответчику именно по платежам за ОДН. При этом направленная ею в адрес ответчика претензия, так и осталась без ответа. В связи с чем просила суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Кравченко Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Считает, что поскольку установка ОДПУ в домах, где расположены квартиры истца не была оспорена, начисление платы за электроэнергию по ОДН было произведено в соответствии с общедомовым прибором учета. В ДД.ММ.ГГГГ АО «Читаэнергосбыт» был произведен перерасчет начислений оплаты электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в сторону доначисления. Полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, так как остается непонятным какое право истца нарушено. В связи с чем считает, что оснований для перерасчета и аннулирования задолженности за ОДН не имеется, в связи с чем просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» Сбродова Н.Г. не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ранее направленном в адрес суда отзыве на исковое заявление указала, что просит суд отказать истцу в удовлетворении требований по следующим основаниям. Статья 12 ГК РФ устанавливает исчерпывающий список способов защиты права, однако истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку законом не предусмотрено оспаривания (признания) незаконным действий организаций, не наделенной государственными или иными публичными полномочиями. Общедомовой прибор учета в многоквартирных домах, о которых указывает истец был установлен ПАО «МРСК Сибири» не только для определения количества электрической энергии, поступающей в многоквартирный дом, но и в целях определения количества электрической энергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика для учета потерь и для определения объема оказанных гарантирующему поставщику услуг по передаче электрической энергии. Соответственно, данный прибор учета был установлен и применяется для взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. В связи с чем, установка и введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии не нарушает права собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Оспариваемые истцом финансово-лицевые счета не носит властно –распорядительного характера, не содержат обязательных распоряжений, нарушающих права и законные интересы потребителя, не влекут для истца негативных последствий и не порождают для него обязанностей по оплате. Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны были оснастить дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ. В противном случае, если в указанный период обязанность по оснащению многоквартирных домов ОДПУ не была произведена, то сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны самостоятельно установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета и оплатить за их установку. В связи с чем указанное явилось основанием для установки ОДПУ за счет собственных средств. Также указывает, что соблюдение, либо несоблюдение порядка установки ОДПУ и ввода его в эксплуатацию не может свидетельствовать о неисправности прибора учета, поскольку спорные общедомовые приборы учета были в установленном законом порядке введены в эксплуатацию и допущены к коммерческому учету коммунальных ресурсов. Требования об отмене необоснованно начисленной платы за общедомовые нужды могут быть удовлетворены судом только в том случае, если истцом будет доказано, что прибор учета был неисправен, а показания являются недостоверными. Отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истца каких-либо нарушения прав и законных интересов, поскольку изменение условий расчета для истца происходит только в случае введения общедомового прибора в эксплуатацию, к которому требование об уведомлении потребителя не применяется. При этом при вводе в эксплуатацию ОДПУ присутствовал представитель управляющей организации, который от имени собственников помещений в многоквартирном доме вправе участвовать в правоотношениях по установке, вводе в эксплуатацию ОДПУ. В связи с чем истцом не представлено доказательств проведения проверки ОДПУ и выявлений недостатков в его работе. Указывает, что на сетевую организацию, осуществляющую установку прибора учета на границе своих сетей не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома. В связи с чем просит суд отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «УК «Комфорт» Халбаева С.В., действующая на основании прав по должности, просила суд удовлетворить заявленные истцом требования, поскольку они заявлены законно и обоснованно. Представленные справки с Администрации города содержат недостоверную информацию, поскольку капитальный ремонт в многоквартирных домах по <адрес> <адрес> не проводился, в том числе систем электроснабжения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из п.3 ст.539 Гражданского Кодекса РФ следует, что к отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со ст.544 Гражданского Кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п.4 ст.154 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Из ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Согласно ч.10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из п.36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37 Правил).
Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из п. 45 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. (п.46 Правил).
Ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрен состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
При расчетах учитываются такие данные как, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.
Согласно п.17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 05.08.2014 г. №252 с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Бурятия статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен АО «Читаэнергосбыт».
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Банзаракцаева С.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Представленные суду финансовые лицевые счета оформлены на истца Банзаракцаеву С.П. Таким образом, между истцом и АО «Читаэнергосбыт» заключены договора энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети.
Из выписок из финансовых лицевых счетов потребителя, а также пояснений представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» в судебном заседании следует, что АО «Читаэнергосбыт» был произведен перерасчет начислений платы электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды в сторону доначисления с учетом показаний ОДПУ по формуле № согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Как следует из представленного суду Акта № от ДД.ММ.ГГГГ составленного сотрудниками ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, что в подъезде МКД по <адрес> установлен общедомовой прибор учета № с заводским номером № При составлении указанного акта участвовали представители ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» ФИО1, ФИО2 и представитель «УК» Комфорт» Халбаева С.В.
При этом на неоднократно направленные запросы суда о предоставлении Акта об установке ранее установленного ОДПУ по адресу: <адрес>, соответствующие документы третьим лицом ПАО «МРСК-Сибири» представлены не были.
Согласно Акту № от ДД.ММ.ГГГГ составленного сотрудниками ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, что в подъезде МКД по <адрес> установлен общедомовой прибор учета № с заводским номером №. При составлении указанного акта участвовали представители ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» ФИО1, ФИО2 и представитель «УК» Комфорт» ФИО3
Из п. 152 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 следует, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Исходя из указанной нормы, суду не представлено доказательств о проведении общего собрания собственников жилых помещений, а также извещения собственников вышеуказанных многоквартирных домов о дате и времени допуска прибора учета, при вводе прибора в эксплуатацию присутствовал представитель «УК Комфорт», однако доказательств того, что он был уполномочен на участие в допуске ОДПУ соответствующим образом, материалы дела не содержат.
В связи с чем довод представителя третьего лица ПАО «МРСК-Сибири» о том, что при установке ОДПУ присутствовал представитель управляющей организации, и что он был уполномочен на участие в допуске ОДПУ ничем объективно не подтверждается.
Кроме того, как следует из п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" установлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим Актом, составленным проводящем обследование лицом по утвержденной форме.
Согласно ответу с НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> капитальный ремонт общего имущества не проводился. В многоквартирном доме по адресу: <адрес> капитальный ремонт не проводился. Республиканского программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ гг. предусмотрен капитальный ремонт системы электроснабжения указанного МКД в период ДД.ММ.ГГГГ гг.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 28.02.2014 N 77 "Об утверждении Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, из которой следует, что срок проведения капитального ремонта системы электроснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ г. Капитальный ремонт системы электроснабжения согласно указанной программе в МКД по <адрес> запланирован на ДД.ММ.ГГГГ года.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что на момент установки общедомового прибора учета электроэнергии обследование жилого дома по адресу:. <адрес> жилого дома по адресу: <адрес> не проводилось, не проверялась техническая возможность установки общедомового прибора учета, сведений о составлении Актов обследования на предмет установления общедомового прибора учета, суду не представлено.
В связи с чем довод представителя третьего лица ПАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», что прибор учета был установлен ими, так как не был установлен собственниками помещений в многоквартирном доме, не отменяет необходимость проверки технической возможности установки такого прибора.
Таким образом, исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что многоквартирные дома, в которых были установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, подлежат капитальному ремонту, что вновь указывает о неправомерности их установки, поскольку документов о наличии технической возможности установки приборов учета в указанных выше многоквартирных домах, требующего капитального ремонта системы электроснабжения, не представлено.
При таких условиях, установку ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах по адресу: <адрес> <адрес> нельзя признать соответствующей указанным критериям, произведенной при наличии технической возможности установки данного прибора, что в целом позволяет сделать вывод о том, что общедомовые приборы учета электрической энергии не могут быть использованы при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на общедомовые нужды.
Суд в этой части считает обоснованными доводы истца, что она является добросовестным плательщиком за ОДН, что подтверждается представленными суду квитанциями об оплате за ОДН.
Довод представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт», третьего лица ПАО «МРСК-Сибири», что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, суд считает несостоятельными исходя из следующего. Требования истца Банзаракцаевой С.П. направлены на пресечение действий, нарушающих ее права. Избранный способ защиты предусмотрен ст. 12 ГК РФ, поскольку влечет восстановление нарушенного права потребителя услуги, расчет платы за которую должен производиться на основании законно установленных и введенных в эксплуатацию приборах учета, обеспечивающих правильность и достоверность сведений об объемах фактически потребленной энергии.
С учетом вышеизложенного суд считает, что доводы представителя ответчика, третьего лица не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергнуты вышеуказанными обстоятельствами.
Таким образом, суд считает, что ответчиком, третьим лицом не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о достоверности показаний ОДПУ, сведений, послуживших основанием для расчета по формуле № объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>
При таких обстоятельствах, прийти к бесспорному выводу о достоверности правильности расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанных многоквартирных домах, оснований не имеется, вследствие чего суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №.
Как следует из материалов дела и установлено судом, показания общедомового прибора учета электроэнергии учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды, между тем, с учетом изложенного выше, суд находит действия ответчика, связанные с перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, незаконными. Расчет платы подлежит в соответствии с формулой 15 приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета с ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных истцом финансово лицевых счетов с АО «Читаэнергосбыт» следует, что задолженность за ОДН по электроэнергии потребителя по адресу: <адрес> лицевой счет № составляет 1100 руб. 80 коп., по адресу: <адрес> лицевой счет № составляет 2900 руб. 73 коп.
В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами суд полагает, что указанная задолженность должна быть аннулирована ответчиком (исключена из лицевого счета), и произведен ее перерасчет.
С учетом изложенного выше, суд считает исковые требования Банзаракцаевой С.П. подлежат удовлетворению.
Исходя из ст. 103 ГПК РФ с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 06.05.2011 ░. №354 ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░ 1100 ░░░░░░ 80 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░ 2900 ░░░░░░ 73 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░