ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2674/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А
2-1615/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Тимохина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Синани А.М., Чистяковой Т.И. |
при секретаре: |
Андрейченко М.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Платоновой Оксаны Владимировны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года,
УСТТАНОВИЛА:
Платонова О.В., уточнив свои требования в ходе рассмотрения дела, предъявила к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосия Республики Крым иск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги в виде выдачи сертификата на единовременную выплату, оформленное в виде протокола № от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности выдать сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; о признании права на распоряжение сертификатом на единовременную выплату для улучшения жилищных условий на основании заявлений, поступивших в орган труда и социальной защиты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1, 62).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Госкомрегистр РК (л.д. 53).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года исковые требования Платоновой Оксаны Владимировны удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) № об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
Обязано Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» принять решение о выдаче Платоновой Оксане Владимировне сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленного иска в полном объеме. Ссылается на то, что в юридически значимый период времени – со дня рождения ребенка и до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, истец совершила действия, а именно отчуждение принадлежащего ей жилого помещения, повлекшие снижение обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений менее 18 кв м на каждого члена семьи. Данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика Филоненко М.С. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить. Истец Платонова О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации гор. Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Платоновой О.В. отказано в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в связи с установленным фактом искусственного ухудшения жилищных условий (л.д. 3).
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019, "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги, то есть на 16.07.2020 года, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Согласно части 4 ст. 7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019, в редакции на момент обращения истца с соответствующим заявлением, основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются:
1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;
2) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;
3) гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574, в редакции от 28.05.2020, с изм. от 16.10.2020, "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 631-ЗРК/2019.
Под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Положении понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 656 "приостановлено до 1 января 2024 года действие постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574 "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". Также, Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Согласно п. 1 Постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 (ред. от 13.12.2021) "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым"
Настоящий Порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым, по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020.
То есть, Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.
Согласно пункта 2 Порядка, для целей его применения, члены семьи заявителя признаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем (подпункт 5);
намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров;
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей (подпункт 6).
Согласно п. 3 Порядка, по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.
Согласно п. 4 Порядка, право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым на год, предшествующий году обращения за получением сертификата, а также распоряжением единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Согласно ст. 10 Порядка, решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:
1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки;
3) в собственности родителей (одинокого родителя) имеется более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
4) установлен факт намеренного ухудшения заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи жилищных условий и имущественного положения;
5) наличия в заявлении о выдаче сертификата или в представленных документах недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Платонова О.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, указав в качестве членов своей семьи, проживающих совместно по адресу <адрес>, ФИО9 (супруг), ФИО10 (мать супруга), ФИО11 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 83,84).
Указанная <адрес>, принадлежит на праве собственности на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ Платоновой О.В.; государственная регистрация права ДД.ММ.ГГГГ; общая жилая площадь квартиры, указанная в соответствии с пунктом 5 статьи 15 ЖК РФ - <данные изъяты>. (л.д.36, 39-40).
ДД.ММ.ГГГГ Платонова О.В. по договору купли – продажи произвела отчуждение принадлежавшей ей <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью 30,6 кв.м.; дата государственной регистрации перехода права собственности на покупателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 28, 57-59).
В указанной <адрес>, были зарегистрированы помимо Платоновой (Кайдашевой) О.В. семь человек; из них только ФИО10 указана в качестве члена семьи в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, поданном в орган социальной защиты (л.д. 64).
Принимая во внимание положения пункта 4 Порядка № 659, размер обеспеченности жилой площадью в данном случае должен определятся как отношение площади жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности Платоновой О.В. (<данные изъяты>) и количеством совместно проживающих и зарегистрированных с ней членов семьи – 2 человека - ФИО10 и ФИО1 (то есть независимо от количества лиц, зарегистрированных в квартире, принадлежащей Платоновой О.В. на праве собственности, но не являющихся членами ее семьи), что составит <данные изъяты> на одного человека.
В юридически значимый период времени, то есть после рождения ребенка и до обращения в Департамент с заявлением, Платонова О.В. произвела отчуждение данной квартиры; обеспеченность ФИО10, как члена ее семьи, после регистрации во вновь приобретенной <адрес> РК, уменьшена до <данные изъяты>
Таким образом, отказ ответчика в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату, соответствует положениям нормативно – правовых актов.
Доводы истца, о том, что на момент ее обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги, ЗРК №631 действовал в редакции, не предусматривавшей понятие намеренного ухудшения жилищных условий и возможность отказа в выдаче сертификата по данному основанию, судебной коллегий отклоняются пол следующим мотивам.
Независимо от различных редакций ЗРК от 14.08.2019 года № 631 –ЗРК/2019 года, после приостановления этого закона, для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, был разработан Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий, которым предусмотрены определенные условия их предоставления либо отказа.
Также, независимо от различных редакций ЗРК от 14.08.2019 года № 631 –ЗРК/2019 года, действует общегражданский принцип недопустимости злоупотребления правом (10 ГК РФ).
Что касается доводов истца, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что момент отчуждения жилого помещения следует связывать не с датой регистрации перехода права собственности на жилое помещение, а с датой заключения договора купли-продажи и акта приема-передачи объекта недвижимости, то данные суждения противоречат положениям статьи 223 ГК РФ, предусматривающим, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом; недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.
Также, коллегия судей принимает во внимание, что договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ (об отчуждении имущества) заключен позже договора от ДД.ММ.ГГГГ (о приобретении имущества). В том случае, если бы одна из квартир не была отчуждена, на состав семьи 4 человека истец имела бы в собственности две квартиры, общей площадью <данные изъяты>
С учетом изложенного на основании ст. 328, 330 ГПК РФ, решение суда в части удовлетворения заявленных истцом требований подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска сторонами не обжаловано. Исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, законность и обоснованность решения суда проверяется судебной коллегией только в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 08 декабря 2021 года отменить в части признания незаконным решения Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) № об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий и возложения обязанности принять решение о выдаче Платоновой Оксане Владимировне сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий и в этой части постановить новое решение об отказе Платоновой Оксане Владимировне в удовлетворении иска.
Председательствующий:
Судьи: