Дело № 2-438/2024
34RS0017-01-2024-000461-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ольховка Волгоградская область 17 июля 2024 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пичугиной О.А.,
с участием: помощника прокурора Ольховского района Волгоградской области Лимониной С.А.,
представителя ответчика – Пенкина А.В.,
при секретаре судебного заседания – Коротоковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения в сфере жилищного законодательства.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, в котором просит обязать в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность устранить нарушения жилищного законодательства путём сноса многоквартирных домов № 26 и № 28, расположенных на ул. Рабоче-Крестьянская в с.Ягодное Ольховского района Волгоградской области.
В обоснование своих доводов указано, что прокуратурой Ольховского района проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района. Так проверкой установлено, что ответчиком не предприняты меры к сносу аварийных домов, также денежные средства в бюджете поселения на снос аварийных домов на 2024 год не предусмотрены, в связи с чем, вынужден обратиться с данным иском в суд.
Помощник прокурора Ольховского района Волгоградской области Лимонина С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения в основном по тексту искового заявления.
Представитель ответчика администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района в лице главы Пенкин А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Также пояснил, что в виду трудного материального положения в срок до 31.12.2023 года администрация Ягодновского сельского поселения не смогла произвести снос многоквартирных домов. В настоящее время также отсутствуют денежные средства для осуществления сноса МКД.
Протокольным определением суда от 07.05.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области.
Протокольным определением суда от 25.06.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечён Комитет строительства Волгоградской области.
Представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области, в судебное заседание не явились, судом надлежащим образом извещены, причины не явки не известны, каких либо заявлений, в том числе, об отложении рассмотрения дела не представили.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно п. 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции предоставляются жилые помещения маневренного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - Сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
Пунктом 49 Положения установлено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу вышеуказанных правовых актов установление срока сноса (реконструкции) многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения людей из него, относится к компетенции органа местного самоуправления, при этом срок отселения и сноса (реконструкции) многоквартирного дома должен быть разумным.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-Ф3) при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Федеральным законом №384-Ф3 определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2019 №141-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах» (далее - Программа), в соответствии с которой в 2022-2023 годах предусмотрены мероприятия по расселению авариных многоквартирных домов № 26 и № 28 по ул.Рабоче - Крестьянская в с. Ягодное Ольховского района Волгоградской области.
05.04.2019 года между администрацией Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и Комитетом строительства Волгоградской области заключено соглашение о реализации на территории муниципального образования Волгоградской области регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» № 9/2019, которым установлено, что срок расселения аварийных домов - 31.12.2023 года, а срок проведения работ по сносу - 31.12.2024 года.
Администрацией Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области мероприятия по расселению указанных авариных многоквартирных домов окончены в сентябре 2022 года.
29.12.2022 года между администрацией Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и Комитетом строительства Волгоградской области заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению от 18.05.2022 № 19-ПС/2023 о реализации на территории Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области V этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, в соответствии с которым срок сноса авариных многоквартирных домов № 26 и № 28 по ул. Рабоче-Крестьянская с. Ягодное Ольховского района Волгоградской области перенесен на 31.12.2023 года.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что администрацией Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области до настоящего времени меры к сносу аварийных домов не приняты, более того денежные средства в бюджете поселения на снос аварийных домов на 2024 год не предусмотрены.
В адрес администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушение требований законодательства в сфере жилищного законодательства с требованиями об устранении выявленных нарушений, которое оставлено ответчиком без рассмотрения.
При этом суд исходит, что непринятие администрацией поселения надлежащих мер по сносу аварийных многоквартирных домов создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории населенного пункта.
Доказательств обратному стороной ответчика не предоставлено и материалы дела таких доказательств не содержат.
Доводы представителя ответчика о трудном материальном положении администрации Ягодновского сельского поселения не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, суд соглашается с мнением прокурора, о предоставлении срока для исполнения решения суда, и полагает возможным, с учётом конкретных обстоятельств дела, определить данный срок в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а также учитывая, что ответчик финансируется из средств муниципального бюджета, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения в сфере жилищного законодательства - удовлетворить.
Возложить на администрацию Ягодновского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность устранить нарушения жилищного законодательства путём сноса многоквартирных домов № 26 и № 28, расположенных на ул. Рабоче-Крестьянская в с.Ягодное Ольховского района Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области постоянного судебного присутствия в с.Ольховка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2024 года.
Судья: О.А. Пичугина