Решение по делу № 33-8697/2019 от 23.09.2019

Судья Широкова М.В.

Судья-докладчик Жилкина Е.М.                                 по делу № 33-8697/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    14 ноября 2019 года                                                                             г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Д.,

    судей Ж. и К.,

    при секретаре Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело № 2-1419/2019 по иску Вологжиной П.В., Мироновой М.А., Савельевой С.Г., Лагеревой Н.В., Сухаревой Н.Г., Зебницкой Г.А., Беспалова Е.А. Валецкой С.А. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Братская городская станция скорой медицинской помощи» об изменении условий трудовых договоров, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, морального вреда

по апелляционной жалобе представителя истцов Ольденбургера В.И. на решение Братского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года,

                                                    установила:

Вологжина П.В., Миронова М.А., Савельева С.Г., Лагерева Н.В., Сухарева Н.Г., Зебницкая Г.А., Беспалов Е.А., Валецкая С.А. обратились в суд с иском к ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» об изменении условий трудовых договоров, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, морального вреда, указав в обоснование иска, что они работают в ОГБУЗ «БГССМП»: Вологжина П.В. фельдшером скорой медицинской помощи с 08.07.2015 по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы - 30 %: Миронова М.А. фельдшером скорой медицинской помощи с мая 1993 года по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы - 80 %; Савельева С.Г. фельдшером скорой медицинской помощи с января 2002 года по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы - 80 %; Лагерева Н.В. фельдшером кабинета подготовки к работе медицинских укладок с 16.03.1993 по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы - 80 %; Сухарева Н.Г. фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам с 21.10.1999 по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы - 80 %; Зебницкая Г.А. фельдшером скорой медицинской помощи с июля 2018 года по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., выплачивается стимулирующая доплата как молодому специалисту - 20 %; Беспалов Е.А. фельдшером скорой медицинской помощи с ноября 2018 года по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., выплачивается стимулирующая доплата как молодому специалисту - 20 %; Валецкая С.А. фельдшером скорой медицинской помощи с 15.07.2018 по настоящее время, должностной оклад в 2018 году составлял 5267 руб., выплачивается стимулирующая доплата как молодому специалисту - 20 %.

Указанные размеры окладов и стимулирующих доплат были установлены в ОГБУЗ «БГССМП» Положением об оплате работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, на 2018 год, согласованным 17.12.2017 профкомом ОГБУЗ «БГССМП» и утвержденным 19.12.2017 главным врачом ОГБУЗ «БГССМП».

Однако приказом главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018 без согласования с профкомом ОГБУЗ «БГССМП» было утверждено новое Положение об оплате работников с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, согласно которому работникам учреждения были установлены новые минимальные должностные оклады, но снижены размеры надбавок стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы.

Так, согласно Положению об оплате труда работников на 2018 год, надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливалась в размере 30% оклада за первые три года работы и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80% оклада (пункт 1.1. приложения № 5 Положения). В новом Положении об оплате труда работников на 2019 год установлено, что надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливается работникам областных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области в размере 15% оклада за первые три года работы и по 15% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 45% оклада (пункт 1.1. приложения № 5 Положения на 2019 год).

Также изменена заработная плата и молодым специалистам – им снижены размеры стимулирующей заработной платы, производимой в соответствии с п. 14 Положения о молодом специалисте и п. 2.9.1 коллективного договора.

В соответствии с п. 43 Положения, выпускникам образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования в возрасте до 35 лет, приступившим к работе по полученной специальности в течение года с момента окончания учебного заведения, не считая отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода времени по уходу неработающего выпускника образовательного учреждения (отца, матери) за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода прохождения военной службы по призыву, времени обучения на очной форме в аспирантуре, времени работы в интернатуре за пределами г. Братска, устанавливается стимулирующая доплата в следующих размерах: - а) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании в размере 20% оклада; - б) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием в размере 30 % оклада.

В новом положении на 2019 год указанные стимулирующие доплаты снижены до 10 % и 15 % соответственно.

Указанные изменения в новом Положении об оплате труда работников на 2019 год мотивированы ссылкой на приказ главного врача № 379-п от 12.12.2018, приказ министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018 и ст. 74 Трудового кодекса РФ.

Приказом министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018 внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, согласно которым были утверждены минимальные размеры окладов работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области (приложение 1 к приказу № 92-мпр от 22.11.2018) и рекомендован новый порядок исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях (приложение 4 к приказу № 92-мпр от 22.11.2018). Если увеличение минимальных размеров окладов работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, связано с увеличением в Иркутской области с 01.01.2018 размера МРОТ до 11163 руб., то рекомендации министерства здравоохранения Иркутской области по двукратному уменьшению стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях в указанном приказе ни чем не обоснован и никак не мотивирован.

При этом в приказе министерства здравоохранения Иркутской области                 № 92-мпр от 22.11.2018 не сказано об уменьшении размеров стимулирующей заработной платы молодым специалистам, производимой в ОГБУЗ «БГССМП» в соответствии с п. 14 Положения о молодом специалисте в ОГБУЗ «БГССМП» и п. 2.9.1 коллективного договора, из чего следует, что данные изменения в п. 2.9.1 коллективного договора внесены главным врачом в нарушение коллективного договора и без достаточных на то оснований.

Согласно п. 1.1 Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.08.2008 № 463н, старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливаются в размере 30% оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80% оклада, из чего следует, что рекомендация министерства здравоохранения Иркутской области о снижении стимулирующих доплат, изложенная в приложении 4 к приказу министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018, нашла своё незаконное развитие в приказе главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.08.2008 №463н до настоящего времени не отменен и является действующим.

При этом, несмотря на то, что, согласно п. 1.1 приказа № 92-мпр от 22.11.2018 (п. 11 Положения об оплате работников на 2019 год), размер месячной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, новые повышенные минимальные размеры окладов работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области в своем большинстве не дотягивают до действующего размера МРОТ в Иркутской области - 11163 руб., который с 01.01.2019 уже составляет 11280 руб.

Так, согласно приложению 1 к приказу № 92-мпр от 22.11.2018, минимальный размер оклада фельдшеру скорой медицинской помощи ОГБУЗ «БГССМП» установлен в размере 8000 руб.

В соответствии с п. 12 Положения об оплате работников на 2019 год, заработная плата работника состоит из: а) оклада; б) выплат компенсационного характера; в) выплат стимулирующего характера. Пунктом 29 Положения об оплате труда работников на 2019 год установлены следующие выплаты компенсационного характера: а) выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, при расширении зон обслуживания, при увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, при простое автомобиля и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Выплатами стимулирующего характера для большинства работников ОГБУЗ «БГССМП» являются стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях (для старослужащих) и стимулирующая доплата для молодых специалистов.

Кроме того, приказ министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018 вступает в силу 01.02.2019, а Положение об оплате работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, на 2019 год, утвержденное приказом главного врача № 379-п от 12.12.2018, вводится в действие с 01.03.2019. Таким образом, утвержденные приказом № 92-мпр от 22.11.2018 минимальные размеры окладов работников главным врачом ОГБУЗ «БГССМП» для своих подчиненных вводятся на месяц позже, что влечет за собой занижение заработной платы работникам в феврале 2019 года.

Полагают, что приказ главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018, утверждающий Положение об оплате труда работников на 2019 год, является незаконным как в части уменьшения размера стимулирующих доплат за продолжительность непрерывной работы и доплаты молодым специалистам, так и в части срока введения в действие Положения, а также по причине его несоответствия приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.08.2008 № 463н.

Исходя из того, что новые оклады при расчете заработной платы работникам ОГБУЗ «БГССМП» согласно приказу № 92-мпр от 22.11.2018, должны были применяться с 01.02.2019, то заработная плата истцам, как работникам ОГБУЗ «БГССМП», за февраль 2019 года подлежит перерасчету по новым минимальным окладам.

Новое Положение об оплате труда работников утверждено приказом главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018 без согласования с профкомом. Конституция РФ предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда работников по тарифной ставке (окладу) первого разряда единой тарифной сетки должна приравниваться к прожиточному минимуму трудоспособного человека. На основании статей 146, 147, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности, квалификации, поручаемой работнику работы). Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, а могут и не быть установлены в порядке, предусмотренном статьей 135 Трудового кодекса РФ, тогда как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия является обязательной формой выражения заработной платы. 10.03.2010 Президиум Верховного Суда РФ своим постановлением подтвердил, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда. Статья 7 Конституции РФ гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из таких условий является выплата заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Применение перечисленных правовых норм не требует принятия отдельного федерального закона. Таким образом, размер минимальных окладов работников ОГБУЗ «БГССМП» в новом Положении об оплате труда работников на 2019 год, утвержденном приказом главного врача № 379-п от 12.12.2018, оказался ниже по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда. Изменение размера оплаты труда относится к изменениям определенных сторонами условий трудового договора - это следует из статьи 57 ТК РФ, согласно которой условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор.

Считают, что приказом № 379-п от 12.12.2018 главного врача ОГБУЗ «БГССМП», утвердившим Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год, которым снижены размеры стимулирующих доплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и стимулирующая доплата молодым специалистам, им причинен моральный вред в виде нравственных страданий, денежную компенсацию которого они оценивают в 5000 руб. каждому.

На основании изложенного, с учетом уточнений иска, истцы просили суд признать незаконным Положение об оплате работников ОГБУЗ «БГССМП» на 2019 год, утвержденное приказом главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018, в части уменьшения размера стимулирующей доплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и стимулирующей доплаты молодым специалистам, а также срока введения в действие Положения об оплате работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда на 2019 год; обязать ОГБУЗ «БГССМП» произвести перерасчет заработной платы истцов за февраль 2019 года по новым минимальным окладам; обязать произвести перерасчет заработной платы Зебницкой Г.А., Беспалову Е.А., Валецкой С.А., исходя из стимулирующей доплаты как молодым специалистам в размере 20% с марта 2019 года; взыскать с ОГБУЗ «БГССМП» в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. каждому.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 23.07.2019 в удовлетворении заявленных исковых требований истцам отказано.

        Не согласившись с решением суда, представитель истцов Ольденбургер В.И. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, указав, что указанные изменения в новом Положении об оплате работников на 2019 год мотивированы ссылкой на приказ министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018 и ст. 74 ТК РФ. Однако приказом № 92-мпр от 22.11.2018 новый порядок исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях был только рекомендован.

        Между тем надбавки стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы были введены п. 1.1 Положения о порядке исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранение, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.08.2008 № 463н. Данный приказ до настоящего времени не отменен и является действующим, однако министерство здравоохранения Иркутской области и главный врач его проигнорировали.

        При этом увеличение минимальных окладов истцам было проведено именно за счет снижения стимулирующих доплат.

        В выданных работникам уведомлениях об изменении структуры оплаты труда указывалось, что новая структура оплаты труда не влияет на уровень заработной платы, а в судебном заседании представитель ответчика наоборот заявлял о ее повышении.

        Главный врач ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» ввел новое Положение об оплате труда с 01.03.2019, в то время как министерство здравоохранения Иркутской области вводило повышение минимальных окладов по области с 01.02.2019.

        Фонд заработной платы не изменился, а само повышение минимальных окладов производилось за счет перераспределения средств из-за снижения стимулирующих доплат.

        Считает, что таким образом приказ главного врача № 379-п от 12.12.2018 является незаконным как в части уменьшения размера стимулирующих доплат, так и в части срока введения в действие Положения об оплате работников на 2019 год, а также по причине его несоответствия приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.08.2008 № 463н.

        Проигнорированы важные положения Единых рекомендаций, в том числе недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

        Новые минимальные размеры окладов работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, явно не дотягивают до действующего с мая 2018 года размера МРОТ в Иркутской области.

        Фактически Положение об оплате работников на 2019 год не было согласовано с профкомом ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи», т.к. формальное согласование произведено только 25.02.2019, т.е. через 2,5 месяца после утверждения положения главным врачом. Кроме того, профсоюзный комитет не давал своему председателю полномочий на согласование нового Положения. В связи с чем указанное Положение не может считаться составной частью коллективного договора. Доводы представителя ответчика о том, что по смыслу ч. 2 ст. 372 ТК РФ работодатель вправе принять локальный акт без учета мнения первичной профсоюзной организации после обсуждения мнения профсоюзной организации, неверны.

        Истцы подписали дополнительные соглашения к трудовым договорам с оговоркой, что не согласны с уменьшением размера стимулирующей доплаты. Доказательством несогласия является обращение в суд соответствующим иском.

        Указывая в решении, что профком не реализовал свое право на своевременное представление возражений на новое Положение об оплате работников, суд проигнорировал доказательства своевременного направления мотивированного мнения профкома еще 04.12.2018, приняв во внимание сфальсифицированное ответчиком доказательство поступления мотивированного мнения профкома только 28.12.2018.

        Полагает, что судом проигнорирована правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в п. 4.1. Определения от 01.01.2016 № 1-О, решение принято судом на основании недопустимых доказательств.

    Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от представителя ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» Красинской З.В., в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

        Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Положениями ст. 74 ТК РФ предусмотрено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Согласно положениям ст. 2 Закона № 131-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» (далее – Закон № 131-ОЗ) системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом специфики видов экономической деятельности государственных учреждений и включают в себя: 1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; 2) выплаты компенсационного характера; 3) выплаты стимулирующего характера. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

В силу положений ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком: Вологжина П.В.- с 08.07.2015, Миронова М.А. – с 1993 года, Савельева С.Г. - с 2002 года, Лагерева Н.В. – с 1993 года, Сухарева Н.Г. – с 1999 года, Зебницкая Г.А. – с 2018 года, Беспалов Е.А. – с 2018 года, Валецкая С.А. – с 2018 года.

Согласно п. 2.1.2 коллективного договора ОГБУЗ «БГССМП», зарегистрированного в Комитете экономического развития администрации МО г. Братска 03.08.2016, работодатель обязуется устанавливать условия оплаты труда или вносить изменения в них по согласованию с профсоюзным комитетом и закреплять их в коллективном договоре.

В соответствии с п. 2.2.3 коллективного договора, оклады, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты регламентируются на основании Положения «Об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда».

Согласно п. 2.4.1 коллективного договора, порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат работникам учреждения утверждается положением «Об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда».

В соответствии с п. 3.5 коллективного договора, изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Как следует из действовавшего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда (далее – Положение), утвержденного главным врачом Ч. 19.12.2017, согласованным и.о. председателя профсоюзного комитета А. 19.12.2017, заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой в соответствии с ранее применяемой системой оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работы той же квалификации (п.10).

В соответствии с п. 12 Положения, заработная плата работника состоит из оклада, выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера.

Согласно пункту 40 Положения, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы и выслугу лет, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы, выплаты за профессиональное развитие, степень самостоятельности работника и важности выполняемых им работ.

В силу п. 43 Положения, в Учреждении производится доплата молодым специалистам (в соответствии с «Положением о молодом специалисте»). Устанавливается выпускникам образовательный учреждений высшего и среднего профессионального образования в возрасте до 35 лет, приступившим к работе по полученной специальности в течение года с момента окончания учебного заведения, не считая отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода времени по уходу неработающего выпускника образовательного учреждения (отца, матери) за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода прохождения военной службы по призыву, времени обучения на очной форме в аспирантуре, времени работы в интернатуре за пределами города Братска в следующих размерах: а) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании в размере 20% оклада по профессиональным квалификационным группам (далее – ПКГ); б) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием в размере 30% оклада по ПКГ.

Согласно п. 1.1 Положения о размерах и порядке исчисления надбавки стимулирующего характера работникам за продолжительность непрерывной работы в ОГБУЗ «БГССМП» (Приложение № 5 к Положению), надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливается работникам областных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области в следующих максимальных размерах: 1) в размере 30% оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80% оклада; а) старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи; б) врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи; 2) размере 20% оклада за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30% оклада всем работникам, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в пункте 1 Положения о размерах и порядке исчисления надбавки стимулирующего характера работникам.

На период действия Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, истцы, в том числе, получали стимулирующие выплаты в виде надбавки за стаж непрерывной работы Миронова М.А., Савельева С.Г., Лагерева Н.В., Сухарева Н.Г. в размере 80 %,    Вологжина П.В. - 30 %. Зебницкая Г.А., Беспалов Е.А., Валецкая С.А.- доплату как молодым специалистам в размере 20%.

Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр (в редакции от 12.12.2017 № 73-мпр) было утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области.

Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 № 92-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр» были внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в том числе, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях. Данный приказ вступал в силу с 01.02.2019.

Согласно пункту 1 Приложения 4 к Примерному положению об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области и приказу от 22.11.2018 № 92-мпр, размеры стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях устанавливаются: 1) в размере 15 % оклада за первые три года и по 15 % за каждые последующие два года непрерывной работы, за семь лет работы и более - 45 % оклада: старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи; врачам, среднему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи; врачам, среднему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (санитарной авиации); врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов, центров (отделений) паллиативной помощи; 2) в размере 15 % оклада за первые три года и по 10 % - за каждые последующие два года непрерывной работы, за семь лет работы и более - 35 % оклада: врачам и средним медицинским работникам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности; средним медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов; заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлинических отделений, участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков; фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях; врачам общей практики (семейным врачам), и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), и медицинским сестрам общей практики (семейных врачей); врачам-фтизиатрам и средним медицинским работникам противотуберкулезных подразделений, работающих на фтизиатрических участках.

С учетом указанных изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 28.11.2018 № 92-мпр, которое согласно Уставу ОГБУЗ «БГССМП», является его Учредителем, ответчиком было разработано новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда» на 2019 год.

Согласно новой редакции указанного Положения, размеры окладов истцов были увеличены, при этом, надбавка стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы снижена и составила следующие максимальные размеры: 1) в размере 15% оклада за первые три года и по 15% за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 45% оклада старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи; 2) в размере 10% оклада за первые три года и 5% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 15% оклада всем работникам, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным п. 1 (Приложение № 5).

Кроме того, согласно п. 39 Положения в новой редакции, в Учреждении также снижена доплата молодым специалистам (в соответствии с «Положением о молодом специалисте»).

Так, выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в возрасте до 35 лет, приступившим к работе по полученной специальности в течение года с момента окончания учебного заведения, не считая отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода времени по уходу неработающего выпускника образовательного учреждения (отца, матери) за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода прохождения военной службы по призыву, времени обучения на очной форме в аспирантуре, времени работы в интернатуре за пределами города Братска установлена стимулирующая доплата в следующих размерах: а) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании в размере 10% оклада по профессиональным квалификационным группам (далее – ПКГ); б) имеющим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием в размере 15% оклада по ПКГ.

Из протокола общего собрания коллектива ОГБУЗ «БГССМП» от 30.11.2018 следует, что в присутствии 107 человек под председательством главного врача Ч., при секретаре К., был обсужден вопрос о принятии нового Положения об оплате труда работников в новой редакции на 2019 год, в связи с изменениями структуры заработной платы, на основании приказа министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018.

Выпиской из журнала входящей корреспонденции первичной профсоюзной организации ОГБУЗ «БГССМП», вх.№ 68 от 30.11.2018 подтверждается, что главным врачом Ч. на имя председателя первичной профсоюзной организации П. подано обращение о даче мотивированного мнения в соответствии со ст. 372 ТК РФ о проекте новой редакции Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП».

Согласно выписке из протокола № 11 заседания профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОГБУЗ «БГССМП» от 04.12.2018, по вопросу дачи мотивированного мнения о положении об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» на 2019 год, в частности, по вопросу снижения предельного размера надбавки за продолжительность непрерывной работы с 80% оклада до 45% оклада, членами профкома принято решение собрать коллектив на общее собрание 25.12.2018, провести консультацию с адвокатом, составить мотивированное мнение на основании Трудового кодекса РФ.

Согласно выписке из журнала исходящей корреспонденции первичной профсоюзной организации ОГБУЗ «БГССМП» за исх. № 37 от 04.12.2018 зарегистрировано направление мотивированного мнения первичной профсоюзной организации по рассмотренному обращению № 1131 от 30.11.2018 по Положению об оплате труда работников.

Общие собрания коллектива ОГБУЗ «БГССМП» по вопросу принятия нового Положения об оплате труда работников в новой редакции на 2019 год, в связи с изменениями структуры заработной платы, также были проведены 05.12.2018 (в присутствии 43 членов коллектива), 06.12.2018 (в присутствии 36 членов коллектива).

Согласно протоколу заседания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ОГБУЗ «БГССМП» от 11.12.2018, под председательством главного врача Ч., с участием представителей комиссии по администрации, а также представителей комиссии от первичной профсоюзной организации, в том числе, председателя П., на заседании был заслушан вопрос о принятии нового Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» в новой редакции на 2019 год в связи с изменением структуры заработной платы, на основании приказа министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018. В ходе заседания выступали главный врач Ч., начальник планово-экономического отдела М., представители комиссии от первичной профсоюзной организации А., П., В., З., С., представители комиссии от администрации Ми., Г., председатель первичной профсоюзной организации П. пояснила, что мотивированное мнение она передала секретарю главного врача 06.12.2018. Профсоюз не выступает против повышения окладной части зарплаты, но категорически против снижения доплаты за непрерывный стаж работы с 80 % до 45%.

Согласно копии книги входящих документов ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи», письмо за исх. № 37 от 04.12.2018 от П. зарегистрировано 28.12.2018 за вх. № 2607, согласно которому председателем первичной профсоюзной организации ОГБУЗ «БГССМП» П. на имя главного врача Ч. подана выписка из решения первичной профсоюзной организации о даче мотивированного мнения профсоюзной организации, в соответствии со ст. 372 ТК РФ, согласно которой Первичной профсоюзной организацией ОГБУЗ «Братская городская станция скорой медицинской помощи» было рассмотрено обращение № 1131 от 30.11.2018 о даче мотивированного мнения о Положении об оплате труда работников ОГБУЗ «БГССМП» на 2019 год.

Уведомлениями об изменении структуры оплаты труда от 12.12.2018 истцы были предупреждены об изменении структуры оплаты труда без изменения трудовой функции с 01.03.2019, в связи с приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 № 92-мпр: Миронова М.А.-28.12.2018, Савельева С.Г.- 29.12.2018, Лагерева Н.В. -20.12.2018, Сухарева Н.Г. – 21. 12.2018,    Вологжина П.В. -18.12.2018, Зебницкая Г.А. - 22.04.2019, Беспалов Е.А.-19.12.2018, Валецкая С.А.-18.12.2018.

Каждому из истцов работодатель предложил заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам от 11.02.2019, в связи с изменением структуры оплаты труда.

Дополнительные соглашения к трудовым договорам были подписаны с выражением не согласия в отношении снижения надбавки за непрерывный стаж Лагеревой Н.В., Вологжиной П.В., Мироновой М.А., Зебницкой Г.А., Савельевой С.Г., Сухаревой Н.Г.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предстоящее изменение структуры оплаты труда работников ОГБУЗ «БГССМП» было доведено главным врачом ОГБУЗ «БГССМП» до сведения коллектива работников и их представительного органа – первичной организации Профсоюза 30.11.2018, с разъяснением конкретных изменений, в том числе, увеличения окладов и снижения стимулирующих доплат за непрерывный стаж и молодым специалистам. Кроме того, работникам было предоставлено право и возможность, при желании, ознакомиться с проектом нового Положения об оплате труда в отделе кадров.

При этом, до утверждения новой редакции Положения об оплате труда на 2019 год ответчик, ознакомив в установленном законом порядке работников с предстоящими изменениями структуры заработной платы, вносимыми на основании приказа министерства здравоохранения Иркутской области № 92-мпр от 22.11.2018, обсудил изменения на общем собрании работников ОГБУЗ «БГССМП» и предоставил проект Положения об оплате труда на 2019 год первичной профсоюзной организации, процедуру утверждения Положения об оплате труда не нарушил.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцами в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Приказ главного врача ОГБУЗ «БГССМП» № 379-п от 12.12.2018, которым утверждено Положение об оплате труда работников на 2019 год, издан в соответствии с положениями статей 135, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок их принятия работодателем соблюден.

Подписание дополнительного соглашения работниками Беспаловым Е.А., Валецкой С.А.    без замечаний свидетельствует о том, что они выразил свое согласие на работу в новых условиях, что не противоречит требованиям ст. 72 Трудового кодекса РФ, коллективному договору ОГБУЗ «БГССМП», а, следовательно, не может признаваться нарушением их трудовых прав по оплате труда.

Подписание иными работниками дополнительных соглашений с оговоркой о несогласии с частью новых условий оплаты труда свидетельствует о том, что данные работники не согласились на работу при новых условиях оплаты труда, следовательно и оплата их труда должна была осуществляться на прежних, ранее согласованных сторонами условиях.

Однако действия работодателя по оплате труда Лагеревой Н.В., Сухаревой Н.Г., Вологжиной П.В., Мироновой М.А., Зебницкой Г.А., Савельевой С.Г. с 01.03.2019 не привели к нарушению прав этих работников на получение заработной платы в полном объеме, поскольку исходя из сравнения размера заработной платы на прежних условиях и на новых условиях, заработная плата данных работников не уменьшилась.

Утверждение истцов о том, что начисление заработной платы должно осуществляться в размере оклада установленного Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 № 92-мпр с даты его вступления в силу – с 01.02.2019, являются ошибочными, поскольку условия по оплате труда изменялись с 01.03.2019 и только в отношении тех работников, которые согласовали измененные условия оплаты труда в полном объеме.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Братского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Судья-председательствующий                                            Д

Судьи                                                    Ж

                                                                                                               К

33-8697/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Савельева Светлана Геннадьевна
Сухарева Наталья Геннадьевна
Зебницкая Галина Андреевна
Валецкая Софья Андреевна
Миронова Марина Алексеевна
Лагерева Наталья Владимировна
Вологжина Полина Викторовна
Беспалов Евгений Александрович
Ответчики
ОГБУЗБратская городская станция скорой помощи
Другие
Ольденбургер В.И.
Профсоюзный комитет ОГБУЗБратская городская станция скорой помощи
Министерство здрвоохранения
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
23.09.2019Передача дела судье
31.10.2019Судебное заседание
14.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Передано в экспедицию
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее