Решение по делу № 3а-460/2020 от 24.12.2019

                                                                             Дело № 3а-460/2020 (3а-1543/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года                                                   г. Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего                            Цуканова Д.А.

при секретаре                                                    Кондрашовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петросовой Натальи Петровны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Правительству Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Петросова Н.П., действуя через своего представителя Соловей А.П., обратилась в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежат:

- ? доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимости – нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 664,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, 2, подвальный, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 13 434 833 руб. 18 коп. по состоянию на 09.02.2015 года;

- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 58,4 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, пом. I, кадастровой стоимостью 2 402 832 руб. 38 коп. по состоянию на 01.01.2015 года.

Согласно отчету об оценке № 218 от 11.12.2019 года, выполненному            ООО «Навигатор Права и Оценки», рыночная стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости составляет:

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 09.02.2015 года – 9 396 643 руб. 44 коп.;

- нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2015 года – 1 201 264 руб. 03 коп.

Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных нежилых помещений превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются ее права и законные интересы как плательщика налога на имущество, административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 664,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, 2, подвальный, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости – 9 396 643 руб. 44 коп. по состоянию на 09.02.2015 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 58,4 кв. м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости – 1 201 264 руб. 03 коп. по состоянию на 01.01.2015 года.

Определением Брянского областного суда от 14.02.2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Брянской области.

          Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области - Семилёнковой Е.В. представлен отзыв, согласно которому Управление возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В отзыве представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. указывает, что Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, при этом, считает, что исковые требования сводятся к реализации права административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, представленный Петросовой Н.П. отчет не оспаривает. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

В возражениях представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области                  Жензирова О.В. не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Считает, отчет об определении рыночной стоимости достоверным доказательством, ввиду чего указывает на отсутствие оснований для назначения судебной оценочной экспертизы. Указывает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, поэтому просит отказать в удовлетворении заявленных требований в отношении административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области и заменить его на надлежащего административного ответчика – Правительство Брянской области.

В соответствии с отзывом представителя административного ответчика – Правительства Брянской области – Партненко С.И. Правительство Брянской области не признает исковые требования. В случае установления кадастровой стоимости постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 г. № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» истцом пропущен срок подачи искового заявления. При установлении стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости будет снижена налоговая база.

Согласно отзыву представителя заинтересованного лица Брянской городской администрации Кожанова А.А. уменьшение размера кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Административный истец Петросова Н.П., ее представитель            Соловей А.П., представители административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительства Брянской области, представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации, заинтересованные лица – Изотова С.В. и Коршунова О.В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца Петросовой Н.П. -                 Соловей А.П., представители административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Правительства Брянской области представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайства представителя административного истца Петросовой Н.П. - Соловей А.П., представителей административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Правительства Брянской области и рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Петросова Н.П. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 664,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, 2, подвальный, с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>.

Собственниками по 1/8 доли в праве общей долевой собственности на данный объект недвижимости являются Изотова С.В. и Коршунова О.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.11.2019 г., кадастровая стоимость данного нежилого помещения, определенная по состоянию на 09.02.2015 г., составляет 13 434 833 руб. 18 коп.

Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № 32/101/15-3449 от 09.02.2015 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09.02.2015 года.

Также Петросова Н.П. является собственником нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 58,4 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18.11.2019 г., кадастровая стоимость данного нежилого помещения, определенная по состоянию на 01.01.2015 г., составляет 2 402 832 руб. 38 коп.

Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» № 1890 от 27.11.2015 года.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.12.2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Поскольку пятилетний срок со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости не истек, то срок обращения административного истца с данным административным иском не нарушен.

Ссылка представителя административного ответчика – Правительства Брянской области – Партненко С.И. на постановление администрации Брянской области от 30.11.2012 г. № 1112 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» в обоснование пропуска административным истцом срока на обращение в суд является несостоятельной, т.к. кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости указанным постановлением не утверждалась.

В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.

Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, принадлежащих административному истцу на праве общей долевой и единоличной собственности, влияют на его права и обязанности как плательщика налога на имущество, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.

При этом, в соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ лежит на административном истце.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 218 от 11.12.2019 г., выполненный                 ООО «Навигатор Права и Оценки», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 664,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, 2, подвальный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на дату оценки – 09.02.2015 года составляет 9 396 643 руб. 44 коп.

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 58,4 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на дату оценки – 01.01.2015 года составляет 1 201 264 руб. 03 коп.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что данный отчет, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, в том числе и по своему оформлению, содержанию и достоверности. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано оценщиком на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, по уровню своего образования, квалификации отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.

Правильность отчета и рыночная стоимость нежилых помещений представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривались, ими не предоставлено доказательств, подтверждающих недостоверность выводов оценщика относительно величины рыночной стоимости объектов оценки, неправильность произведенных расчетов, а также недостоверность использованной оценщиком информации. Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административного ответчика бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отчет об оценке № 218 от 11.12.2019 г., выполненный ООО «Навигатор Права и Оценки», является надлежащим доказательством, подтверждающим величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

С учетом совокупности собранных по делу доказательств, а также принимая во внимание правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Петросовой Н.П. и необходимости установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № 218 от              11.12.2019 г., выполненном ООО «Навигатор Права и Оценки».

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Материалами дела установлено, что административный иск подан Петросовой Н.П. в суд через своего представителя 24 декабря 2019 года.

С учетом изложенного, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости следует считать 24 декабря 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Петросовой Натальи Петровны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, Правительству Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

– нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 664,2 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, 2, подвальный, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 9 396 643 руб. 44 коп. по состоянию на 09.02.2015 года;

- нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 58,4 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 1 201 264 руб. 03 коп. по состоянию на 01.01.2015 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать             24 декабря 2019 года – дату обращения Петросовой Н.П. с настоящим административным иском в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.

Судья                                                                Д.А. Цуканов

3а-460/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петросова Наталья Петровна
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Брянская городская администрация
Изотова Светлана Владимировна
Коршунова Ольга Владимировна
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Подготовка дела (собеседование)
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
05.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Дело оформлено
04.08.2020Дело передано в архив
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее