№ 2-59/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2019 года г. Орел
Северный районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.П.,
при секретаре Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шевлякова Виктора Дмитриевича к Публичному акционерному обществу «Московский Индустриальный банк», Лежепекову Сергею Сергеевичу, Абрамковой Тамаре Викторовне об устранении нарушения порядка пользования общедомовым имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Шевляков В.Д. обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Московский Индустриальный банк» (далее ПАО «МИнБ»), индивидуальному предпринимателю Лежепекову С.С., индивидуальному предпринимателю Абрамковой Т.В. об устранении нарушения порядка пользования общедомовым имуществом, указав в обоснование заявленных требований, что он является собственником <адрес>. 15.06.2011 собственниками жилых помещений данного многоквартирного жилого дома на общем собрании было принято решение об обязании собственников нежилых помещений, расположенных в пристройке к дому <адрес>, переключиться с общедомовых приборов учета потребленных коммунальных ресурсов и установке отдельного прибора учета в срок до 01.10.2011. Однако, на сегодняшний день решение собственников не исполнено. Нежилые помещения, расположенные в пристройке к многоквартирному жилому дому принадлежат ответчикам на праве собственности. Кроме того, данная пристройка расположена на земельном участке, который также принадлежит ответчикам на праве долевой собственности и имеет иной вид разрешенного использование, нежели земельный участок под многоквартирным жилым домом. Истец считает, что пристройка, в которой расположены нежилые помещения ответчиков, не является частью многоквартирного жилого <адрес>, в связи с чем, ответчиками осуществляется незаконное пользование коммунальными ресурсами через общедомовые приборы учета. Собственники квартир несут дополнительные расходы по ремонту и содержанию общедомового имущества, к которому нежилые помещения фактически не относятся, дополнительные расходы по оплате отопления, поскольку у части ответчиков имеется задолженность по оплате за отопление, а также в связи с включением площади нежилых помещений в состав общедомового имущества увеличилась плата за отопление в местах общего пользования, то есть собственники квартир оплачивают часть отопления, которое фактически используется собственниками нежилых помещений. Кроме того, подключение нежилых помещений к общедомовым сетям тепло-энергосресурсов осуществлялось без ведома и согласия собственников жилых помещений в нарушение жилищного законодательства, в связи с чем, нарушен температурный режим в квартирах № В связи с изложенным, истец просит суд обязать ПАО «МИнБ», ИП Лежепекова С.С., ИП Абрамкову Т.В. устранить нарушения порядка пользования общедомовым имуществом, путем самостоятельного отключения в 30-ти дневный срок со дня вступления решения в законную силу от общедомовых приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, установленных в доме <адрес>.
В судебном заседании истец Шевляков В.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель истца по заявлению Аратцев Н.А. дополнительно пояснил, что ответ администрации г. Орла от 16.12.2011 подтверждает тот факт, что пристройка ответчиков является отдельным объектом. Ответчиками не представлено доказательств невозможности установить индивидуальные приборы учета тепловой энергии. Считает, что жильцы дома переплачивают за отопление из-за наличия пристройки к дому.
Представители ответчика ПАО «МИнБ» по доверенности Лякишев С.Н., Балясова О.В. заявленные исковые требования не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов. В многоквартирном жилом доме <адрес> находится три пристроенных нежилых помещения, принадлежащих на праве собственности разным лицам. Обособленным объектом ни одно из указанных нежилых помещений быть не может, в виду того, что любое помещение является частью здания или строения, в данном случае многоквартирного жилого дома. Площадь нежилых помещений в данном многоквартирном доме не включается в состав общего имущества и соответственно не влияет на расходы собственников помещений по содержанию и ремонту общего имущества, которые наравне с остальными собственниками несет и ПАО «МИнБанк». Требование отключиться от общедомовых приборов учета нарушает законные права и интересы ответчика как собственника нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, поскольку повлечет невозможность функционирования нежилого помещения, принадлежащего ответчику.
Ответчики Лежепеков С.С., Абрамкова Т.В. заявленные требования не признали в связи с необоснованностью. Поддерживают возражения представителей ПАО «МИнБ».
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования администрация г. Орла, ООО «УК ЖЭУ №16», ПАО «Квадра» - Орловская генерация, ЗАО ЖКХ "Центр – «Единое окно» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно представленным заявлениям представители администрации г. Орла, ЗАО ЖКХ "Центр – «Единое окно» просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, в состав которого входят: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 37 и ст. 38 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39 ЖК РФ).
Из содержания пунктов 5, 6, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) следует, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, внутридомовая система электроснабжения.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2019), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> имеет общую площадь 7424,5 кв.м., из которых площадь жилых помещений составляет 6914,1 кв.м. (120 квартир) и площадь обособленных нежилых помещений - 510,4 кв.м., что подтверждается данными технического паспорта многоквартирного жилого дома от 25.03.1997.
Обособленные нежилые помещения в указанном доме расположены в пристройке к дому и принадлежат на праве собственности ответчикам: ПАО «МИнБ» помещение № 122, площадью 165,2 кв.м. на основании договора купли-продажи от 12.05.2005; Лежепекову С.С. помещение № 121, площадью 150,7 кв.м. на основании договора купли-продажи от 02.02.2005; Абрамковой Т.В. помещение № 123, площадью 144,8 кв.м. на основании договора купли-продажи от 03.12.2015.
Согласно Заданию на проектирование строительства 120 квартирного жилого дома с пристроенным магазином в МР №3 <адрес>, выданным в 1996 году на основании Постановления Администрации г. Орла от 13.12.1995 г. № 1316, многоквартирный жилой дом с пристроенным магазином к нему запроектированы как единое здание. Планируемая общая площадь квартир 7298,64 кв.м., площадь книжного магазина 102,36 кв.м.
Как видно из сводного плана инженерных коммуникаций, строительство многоквартирного жилого дома с надстроенно-пристроенными помещениями магазина запроектировано на едином земельном участке с едиными инженерными сетями и точками подключения.
По окончании строительства многоквартирному жилому дому присвоен адрес: <адрес>, объект недвижимости поставлен на технический учет как единое здание.
Нежилые помещения многоквартирного дома <адрес> также содержатся в электронном паспорте многоквартирного дома, сведения о котором размещены в реестре объектов жилищного фонда в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства «ГИС ЖКХ» в сети «Интернет» по адресу www.dom.gosuslugi.ru.
Земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040308:41, на котором расположены нежилые помещения ответчиков был предоставлен в аренду ЗАО «Торгово-промышленная фирма «Триада-Финанс» после окончания строительства на основании постановления администрации г. Орла от 02.04.2011 № 856 и, при этом, он входит в границы земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040308:14 на котором расположен многоквартирный дом <адрес>.
Таким образом, довод истца о том, что согласно ответу администрации г. Орла от 16.12.2011 пристроенное помещение не связано с жилым домом конструктивными элементами и является обособленным объектом, опровергается материалами дела.
Следовательно, несостоятельным является и довод истца о том, что ответчиками осуществляется незаконное пользование коммунальными ресурсами через общедомовые приборы учета, поскольку в соответствии с положениями ст. 37 и ст. 38 ЖК РФ ответчики как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений в данном доме, имеют долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчиками представлены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, заключенные с управляющей компанией ООО «УК Жилищное эксплуатационное управление № 16». Являясь собственниками нежилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, ответчики на законных основаниях правомерно и добросовестно владеют и пользуются общим имуществом многоквартирного жилого дома, в частности инженерными системами предоставления коммунальных услуг и общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Довод истца о том, что собственники квартир несут дополнительные расходы по ремонту и содержанию общедомового имущества, к которому нежилые помещения фактически не относятся, основан на неправильном толковании норм права, в связи с чем, не принимается судом во внимание.
Проверяя довод истца о необходимости обязания ответчиков отключиться от общедомового прибора учета тепловой энергии, суд приходит к следующему.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что 15.06.2011 собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> на общем собрании было принято решение, в том числе об обязании собственников нежилых помещений, расположенных в пристройке к дому <адрес> в срок до 01.10.2011 переключиться с общедомовых приборов учета потребленных коммунальных ресурсов и установке отдельного прибора учета.
Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 7 ст. 13 указанного закона, здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Таким образом, необходимость оснащения многоквартирных домов индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии поставлена в зависимость от времени ввода таких домов в эксплуатацию после капитального ремонта - после 1 января 2012 года, а также от наличия технической возможности их установки.
Филиалом ПАО «Квадра» - «Орловская генерация», являющимся поставщиком тепловой энергии в многоквартирный жилой дом <адрес> 11.07.2018 составлены акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета в нежилых помещениях ответчиков № 122 и № 123. В результате обследования были выявлены критерии отсутствия возможности установки индивидуального прибора учета коммунального ресурса «тепловая энергия» для данных нежилых помещений.
Допрошенные в судебном заседании представители филиала ПАО «Квадра» - «Орловская генерация» по доверенности Ефимова С.П., Горин А.А. подтвердили указанные обстоятельства.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО14 пояснил, что по обращению жильцов дома в декабре 2017 - январе 2018 проводилась проверка соблюдения требований по отоплению. В ходе проверки было установлено, что прибор по учету тепла введен в эксплуатацию с 01.01.2018 года. С 01.01.2018г. ПАО «Квадра» начисления делались из расчета фактического потребляемой энергии, а до 01.01.2018 начисления производились из среднемесячного потребления тепловой энергии за отопительный период. В ходе проверки стало известно, что технический паспорт имеет пристроенное нежилое помещение, которое включено в общее имущество дома и имеет одну систему отопления, то есть пристройка является частью дома. В ходе проверки нарушений выявлено не было.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> ПАО «МИнБ», Лежепекова С.С., Абрамковой Т.В. отсутствует установленная законом обязанность по установке индивидуального прибора учета коммунального ресурса «тепловая энергия», а требование истца нарушает законные права и интересы ответчиков, как собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных положений закона истцом Шевляковым В.Д. не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение его жилищных прав действиями ответчиков, нарушение ответчиками порядка пользования общедомовым имуществом, а также опровергающих установленные по делу обстоятельства, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 03.02.2019░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░