Решение по делу № 2-2797/2022 от 16.05.2022

№ 2-2797/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года                                                               г. Уфа РБ

          Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе

          председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,

при секретаре Кугубаевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манаховой Е. А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании утвердить схему расположения земельного участка и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Манахова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения с целью использования земельного участка «под складские помещения», а также об обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>А, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обосновании искового заявления истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>А, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ В 2022 г. истцом была получена схема расположения земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец обратился в Территориальный орган Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Уфе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью использования земельного участка «под складские помещения», расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>А, с кадастровым номером <данные изъяты> и о заключении Соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>А путем выкупа в размере 25% в соответствии с Постановлением Правительства РБ «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» от 14.06.2022г. Ответа на указанное заявление получено не было. Согласно п. 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и установлены прилагаемые изменения, вносимые в некоторые решения Правительства РБ, а именно: «В постановлении Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (с последующими изменениями). На основании ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с п.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. Согласно схеме расположения земельного участка истец просит заключить соглашение о перераспределении земельного участка, имеющего следующие характеристики: площадь <данные изъяты> кв.м, вид разрешенного использования «под складские помещения», адрес: Российская Федерация, <адрес> на судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, заранее направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования с учетом уточненного заявления поддержал, просил удовлетворить.

    Представитель истца на судебное заседание явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, исковые требования с учетом уточненного заявления поддержала полностью, просит удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации ГО <адрес>, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> на судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом, неявившихся лиц.

Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2022 г. истцом была получена схема расположения земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Истец обратился в Территориальный орган Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Уфе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью использования земельного участка «под складские помещения» и заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>А путем выкупа в размере 25% в соответствии с Постановлением Правительства РБ «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» от 14.06.2022г. Ответа на указанное заявление получено не было.

На основании ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно схеме расположения земельного участка истец просит заключить соглашение о перераспределении земельного участка, имеющего следующие характеристики: площадь 27 342 кв.м, вид разрешенного использования «под складские помещения», адрес: <адрес>А.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Определением Ленинского районного суда от «06» июня 2022 года была назначена судебная экспертиза. Проведение экспертизы было поручено ООО «ФИО1». На разрешение ФИО1 были поставлены следующие вопросы:

1. Соответствует ли схема расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м. действующему законодательству Российской Федерации?

ОТВЕТ: Форма и содержание схемы расположения границ участка на КПТ не нарушает требования Приказа , а вид разрешенного использования и площадь образуемого земельного участка не нарушают требования ПЗЗ ГО <адрес> от 22.08.2008г.

2. Возможно ли образование самостоятельного земельного участка?

ОТВЕТ: Подготовленная схема является схемой на образование самостоятельного участка путем перераспределения из исходного участка.

Формирование отдельного участка (увеличиваемая часть к участку с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>) также невозможно в связи с тем, что увеличивая часть земельного участка примыкает к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и в случае образования самостоятельного земельного участка, то у земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> будет отсутствовать доступ и часть образуемого земельного участка находится в замкнутом пространстве, что так же говорит о не возможности образования самостоятельного земельного участка, таким образом возможное образование самостоятельного земельного участка будет противоречить требованиям земельного законодательства.

Поэтому подготовленная схема является наилучшим вариантом по образованию земельного участка, соответствующий фактическим границам участка на местности, т.е. по его фактическому пользованию.

3. Имеются ли вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы на указанном земельном участке?

ОТВЕТ: Образуемый участок площадью 27 342 кв.м. не имеет вклинивание.

Также в формируемые границы участка не имеет вкрапливание.

Чересполосицы в границах образуемого участка также не имеется.

Изломанность границ участка присутствует в связи с его исторически сложившимся порядком пользования.

Во исполнения Решение Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 62/4 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан" имеющиеся вклинивание и вкрапливание являются не существенными и не нарушают основной принцип охраны земель (ст.13 ЗКРФ).

Согласно ст. 86 ГПК РФ заключение ФИО1 должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если ФИО1 при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии со п.п 3, п.3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

В соответствии с п.12 ст.39.29 ЗК РФ отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171- ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками.

Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

На основании п. 20 «Обзора судебной практики верховного суда Российской Федерации (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Из указанной нормы следует, что для осуществления перераспределения судам необходимо было установить наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. Все вышеуказанные условия мною соблюдены.

В соответствии с заключением ФИО1 -З/У-06.2021 от ДД.ММ.ГГГГ форма и содержание схемы расположения границ участка на КПТ не нарушает требования Приказа , а вид разрешенного использования и площадь образуемого земельного участка не нарушают требования ПЗЗ ГО <адрес> от 22.08.2008г. При этом стоит отметить, что подготовленная схема является схемой на образование самостоятельного участка путем перераспределения из исходного участка.

Формирование отдельного участка (увеличиваемая часть к участку с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>) также невозможно в связи с тем, что увеличивая часть земельного участка примыкает к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и в случае образования самостоятельного земельного участка, то у земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> будет отсутствовать доступ и часть образуемого земельного участка находится в замкнутом пространстве, что так же говорит о не возможности образования самостоятельного земельного участка, таким образом возможное образование самостоятельного земельного участка будет противоречить требованиям земельного законодательства.

Поэтому подготовленная схема является наилучшим вариантом по образованию земельного участка, соответствующий фактическим границам участка на местности, т.е. по его фактическому пользованию.

Также в формируемые границы участка не имеет вкрапливание. Образуемый участок площадью 27 342 кв.м. не имеет вклинивание.

Чересполосицы в границах образуемого участка также не имеется.

Изломанность границ участка присутствует в связи с его исторически сложившимся порядком пользования.

Во исполнении Решения Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 62/4 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан" имеющиеся неровности границ участка являются не существенными и не нарушают основной принцип охраны земель.

Указанное заключение, выполненное ООО «ФИО1» является полным, мотивированным, аргументированным, основанным на документации и не опровергнуто иными доказательствами. Оснований не доверять выводам ФИО1 у суда не имеется.

По этим основаниям исследованные письменные материалы дела суд принимает в качестве доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.

Обстоятельств, препятствующих признанию права собственности на объект недвижимости за истцом, в судебном заседании не установлено.

Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что форма и содержание схемы расположения границ участка на КПТ не нарушает требования Приказа , а вид разрешенного использования и площадь образуемого земельного участка не нарушают требования ПЗЗ ГО <адрес> от 22.08.2008г. При этом стоит отметить, что подготовленная схема является схемой на образование самостоятельного участка путем перераспределения из исходного участка.

Формирование отдельного участка (увеличиваемая часть к участку с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>) также невозможно в связи с тем, что увеличивая часть земельного участка примыкает к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и в случае образования самостоятельного земельного участка, то у земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> будет отсутствовать доступ и часть образуемого земельного участка находится в замкнутом пространстве, что так же говорит о не возможности образования самостоятельного земельного участка, таким образом возможное образование самостоятельного земельного участка будет противоречить требованиям земельного законодательства.

Поэтому подготовленная схема является наилучшим вариантом по образованию земельного участка, соответствующий фактическим границам участка на местности, т.е. по его фактическому пользованию.

Также в формируемые границы участка не имеет вкрапливание. Образуемый участок площадью 27 342 кв.м. не имеет вклинивание.

Чересполосицы в границах образуемого участка также не имеется.

Изломанность границ участка присутствует в связи с его исторически сложившимся порядком пользования.

Во исполнении Решения Совета городского округа <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 62/4 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан" имеющиеся неровности границ участка являются не существенными и не нарушают основной принцип охраны земель, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Сведений о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, предоставлен какому-либо лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории или о комплексном освоении территории, является предметом аукциона в материалах дела не содержится. Не имеется также сведений о том, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, государственным или муниципальным органам.

Вид разрешенного использования земельного участка – под складские помещения – соответствует целям использования земельного участка, указанным заявителем, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, исковые требования об обязании утвердить схему расположения земельного участка и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Манаховой Е. А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании утвердить схему расположения земельного участка и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка – удовлетворить.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка с целью использования земельного участка «под складские помещения», расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>А путем выкупа в размере 25 % в соответствии Постановлением Правительства РБ «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ «В постановлении Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (с последующими изменениями).

Данное решение суда является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>А в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (Управление Росреестра по <адрес>) без заявления правообладателя земельного участка и без подписания акта согласования.

Решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с целью использования земельного участка «под складские помещения», расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (Управление Росреестра по <адрес>) по следующим координатам:

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                              Хусаинов А.Ф.

2-2797/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Манахова Елена Анатольевна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики башкортостан
Другие
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Судья
Хусаинов А.Ф.
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Подготовка дела (собеседование)
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Производство по делу возобновлено
24.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее