Решение по делу № 2а-186/2020 от 27.03.2020

Дело № 2а-186/2020.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 июня 2020 года город Вичуга

Вичугский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сизовой И.Ю.,

при секретаре Егорычевой Е.Е.,

с участием представителя административного истца- администрации городского округа Вичуга Коныгиной А.В., действующей на основании доверенности,

административного ответчика заместителя Вичугского межрайонного прокурора Лавровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению администрации городского округа Вичуга к Вичугской межрайонной прокуратуре, заместителю Вичугского межрайонного прокурора о признании незаконным представления от 16.03.2020 года № 02-03-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация городского округа Вичуга обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю Вичугского межрайонного прокурора о признании незаконным представления от 16.03.2020 года № 02-03-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований.

Исковое заявление мотивировано тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией городского округа Вичуга законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований. В нарушение требований п.3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» уведомление прокурора о проведении проверки поступило в администрацию 16 марта 2020 года, т.е. в день начала проверки. В ходе проверки было обнаружено на территории земельного участка, расположенного в 50 м от д.3 по ул. Коровина г. Вичуга, место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В связи с чем прокурором 16.03.2020 г. было внесено представление в администрацию г. Вичуга об устранении нарушений требований законодательства. На территории городского округа Вичуга деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами». Согласно п.16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить орган местного самоуправления. Каких-либо уведомлений от Регионального оператора о наличии на территории земельного участка, расположенного в 50 м от д.3 по ул. Коровина г. Вичуга, в администрацию г. Вичуга не поступало. Просили признать вышеуказанное представление незаконным и обязать ответчика устранить нарушения прав администрации.

Определениями Вичугского городского суда от 26.05.2020 г. и 09.06.2020 г. к участию в деле привлечены: в качестве соответчика- Вичугская межрайонная прокуратура, заинтересованного лица- ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В судебном заседании представитель административного истца Коныгина А.В. административный иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении, также пояснила, что одновременно с внесением представления 19.03.2020 г. прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации городского округа Вичуга дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, т.е. два акта прокурорского реагирования.

Вичугский межрайонный прокурор представил в суд письменные возражения, из которых следует, что согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа. На орган местного самоуправления возложена обязанность по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Указанные выводы подтверждены постановлениями Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П. Уведомление прокурора о проведении проверки направлено в администрацию 16 марта 2020 года- не позднее дня проведения проверки. В удовлетворении иска просил отказать.

В судебном заседании административный ответчик Лаврова Е.В. возражала против иска, поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях Вичугского межрайонного прокурора. В удовлетворении иска просила отказать.

Представитель заинтересованного лица- ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» - Стулов И.О. в судебное заседание не прибыл. В суд представил письменные возражения на административный иск, из которых следует, что в силу требований п.п. 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обязанность регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возникает в случае, когда собственник земельного участка не принимает мер по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В ходе обследования 17.03.2020 выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке через дорогу напротив дома № 3 по ул. Коровина, г. Вичуга. 19.03.2020 Региональный оператор направил уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО в адрес собственника земельного участка - Администрации городского округа Вичуга. При повторном обследовании земельного участка несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не обнаружено. В силу требований п. 26 ч. 1 ст. 16 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа лежит в первую очередь на органе местного самоуправления городского округа. Отнесение пунктом 4 осуществление деятельности по выявлению мест несанкционированного размещения ТКО и их ликвидации к функциям Регионального оператора не освобождает органы местного самоуправления от исполнения ими установленных законами РФ обязанностей по выявлению мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования и их ликвидации.

Суд, заслушав административного истца, возражения административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В судебном заседании установлено, что Вичугской межрайонной прокуратурой было принято решение № 74 от 16.03.2020 о проведении проверки исполнения администрацией городского округа Вичуга законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований. Срок проведения проверки установлен с 16.03.2020 по 15.04.2020 г. Уведомление о проведении проверки 16.03.2020 г. было направлено в администрацию городского округа Вичуга. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, поэтому суд признает их установленными.

Направление прокурором уведомления о проведении проверки в день ее начала не свидетельствует о нарушении требований п. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и не влечет нарушение прав и законных интересов администрации городского округа Вичуга.

Судом установлено, что в указанные сроки Вичугской межрайонной прокуратурой проверка была проведена.

В ходе ее проведения прокуратурой были выявлены нарушения требований законодательства, в связи с чем 16.03.2020 г. заместителем Вичугского межрайонного прокурора Лавровой Е.В. главе городского округа Вичуга Баранову М.А. было внесено представление N 02-03-2020 об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, в котором указывалось на необходимость безотлагательного рассмотрения представления с участием прокуратуры и принятия конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения, к установленной законом ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (далее - Закон об отходах) Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила).

Как следует из п.п. 16, 17, 18 Правил, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении он обязан уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Исходя из изложенного, обязанность регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возникает в случае, когда собственник земельного участка не принимает мер по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В ходе прокурорской проверки выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке через дорогу напротив дома № 3 по ул. Коровина, г. Вичуга.

Аналогичные нарушения выявил Региональный оператор и 19.03.2020 направил уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО в адрес собственника земельного участка - Администрации городского округа Вичуга.

При повторном обследовании земельного участка 15.04.2020 сотрудниками Регионального оператора указанное выше место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не обнаружено, что свидетельствует о его ликвидации. Таким образом, обязанность по ликвидации данного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, установленная пунктом 17 Правил, у Регионального оператора не возникла.

В ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относится к компетенции органов местного самоуправления, равно как и управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Также в полномочия органов местного самоуправления городского округа согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в частности решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

К числу полномочий органов местного самоуправления относится также осуществление муниципального земельного контроля (ст. 72 ЗК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»),

На основании с п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, полномочие по организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должно, по общему правилу, закрепляться за муниципальными образованиями, по крайней мере, за муниципальными районами и городскими округами.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, суд соглашается с правовой позицией административных ответчиков и заинтересованного лица- Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами- о том, что обязанность по выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа лежит в первую очередь на органе местного самоуправления городского округа.

Отнесение пунктом 4 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 18.02.2019 №48, по выявлению мест несанкционированного размещения ТКО и их ликвидации к функциям Регионального оператора не освобождает органы местного самоуправления от исполнения ими установленных законами РФ обязанностей по охране земель, находящихся в муниципальной собственности, в частности по выявлению мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования и их ликвидации.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 ст. 24 указанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе коммерческими и некоммерческими организациями.

Прокурор, внося оспариваемое представление, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

При этом, суд учитывает, что из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 84-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (пункта 1 статьи 6, пункта 3 статьи 22, пункта 1 статьи 24), следует, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанных в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Оспариваемое представление соответствует нормативным правовым актам. Административным истцом не представлено надлежащих доказательств того, что оспариваемое представление привело к нарушению прав и законных интересов истца.

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не запрещает принятие прокурором по результатам проверки нескольких актов прокурорского реагирования- представления и постановления о возбуждении в отношении администрации городского округа Вичуга дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований администрации городского округа Вичуга к Вичугской межрайонной прокуратуре, заместителю Вичугского межрайонного прокурора о признании незаконным представления от 16.03.2020 года № 02-03-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме 23 июня 2020 года.

Судья И.Ю. Сизова.

2а-186/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация городского округа Вичуга
Ответчики
заместитель Вичугского межрайонного прокурора Лаврова Е.В.
Другие
ООО "Региональный оператор по обращению с ТКО"
Суд
Вичугский городской суд Ивановской области
Судья
Сизова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
vichugsky.iwn.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Производство по делу приостановлено
22.05.2020Производство по делу возобновлено
22.05.2020Подготовка дела (собеседование)
26.05.2020Рассмотрение дела начато с начала
26.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее