Решение по делу № 2-2934/2018 от 05.07.2018

Дело № 2-2934/18

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2018 года город Пермь

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,

при секретаре Устюговой Г.Н.,

с участием представителя истца по доверенности Поповой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Индустриального района г. Перми к Кайгородову С.В. о признании реконструкции незаконной, приведении объекта капитального строительства в первоначальное положение

у с т а н о в и л :

Администрация Индустриального района г. Перми обратилось в суд с иском к Кайгородову С.В. о признании реконструкции незаконной, приведении объекта капитального строительства в первоначальное положение. В обоснование требований указав, что решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Типовое положение «О территориальных органах администрации города Перми», устанавливающее компетенцию (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определяющее порядок его деятельности (далее - Типовое положение).

Согласно пунктам 3.2.3.4., 3.2.3.4.2 Типового положения территориальный администрации орган города Перми (администрация района) выявляет самовольные постройки; предъявляет в суд иски о сносе самовольной постройки, осуществляет представительство во всех судебных инстанциях по данным делам.

Согласно п.3.2.3.5 Типового положения территориальный орган предъявляет в суд иски о приведении объекта капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции.

Согласно акту обследования территории Индустриального района г.Перми, составленному специалистами администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что на земельном участке с кадастровым , расположенном на <адрес> выполнена надстройка второго этажа над существующим 1-этажным зданием диспетчерского пункта. Помещения второго этажа имеют сообщение с нежилыми помещениями на первом этаже по <адрес> кадастровый . Здание в настоящее время эксплуатируется с функциональным назначением - детский сад «Фунтик». Здание капитального типа, смонтировано электроснабжение, выполнен монтаж системы отопления, ограждающие конструкции наружных стен выполнены из кирпича. Кровля выполнена из металлочерепицы.

По данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации города Перми разрешения на строительство (реконструкцию) вышеуказанного помещения не выдавалось.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем объекта недвижимости - земельного участка (кадастровый ), на котором возведена самовольная постройка, является Кайгородов С.В., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под выкупленное здание диспетчерской.

На вышеуказанном земельном участке по адресу: <адрес> находится нежилое здание (согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ - диспетчерский пункт, кадастровый , одноэтажное здание, площадью 31,8 кв.м.

<адрес> является органом местного самоуправления, осуществляет решение вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, выступает в защиту интересов муниципального образования.

Несоблюдение административного порядка получения разрешения на строительство либо производство строительных работ с явным отступлением от нормативных градостроительных предписаний свидетельствует о несоответствии действий застройщика нормам публичного права. Эти основания относятся к публичным, поскольку в подобных ситуациях ставятся под угрозу права неопределенного круга лиц, нарушаются установленные государством процедуры.

Сохранение самовольной постройки в виде возведенного второго этажа, о сносе которой заявлен иск, нарушает законные интересы администрации <адрес> в публично - правовой сфере, а именно нарушено право муниципального образования на управление и контроль на территории городского поселения.

На основании изложенного и в соответствии с п. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 49, ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, истец просит признать реконструкцию нежилого помещения – одноэтажного здания диспетчерского пункта (кадастровый ) в виде возведенного второго этажа над нежилым помещением, расположенным на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, незаконной, обязать Кайгородова С.В. в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу за свой счет привести нежилое помещение (здание диспетчерского пункта) по адресу <адрес> (кадастровый ) в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции, путем сноса второго этажа.

Представитель истца по доверенности Попова М.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражает рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Ответчик Кайгородов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

3-е лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми своего представителя в суд не направило, извещены. Ранее представитель по доверенности Антонова А.О. представила письменный отзыв по делу /л.д.113-118/, в котором просит исковые требования удовлетворить. Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым , расположенном на <адрес> выполнена надстройка второго этажа над существующим 1-этажным зданием диспетчерского пункта. Помещения второго этажа имеют сообщение с нежилыми помещениями на первом этаже по <адрес>, кадастровый . Здание в настоящее время эксплуатируется с функциональным назначением - детский сад «Фунтик». Департаментом разрешение на строительство не выдавалось. Таким образом, в действиях ответчика имеется прямое нарушение градостроительного и земельного законодательства. Сохранение самовольной постройки в виде пристроя, о сносе которой заявлен иск, нарушает законные интересы администрации г. Перми в публично-правовой сфере, а именно нарушено право муниципального образования на управление и контроль на территории городского поселения.

С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть данный спор в порядке заочного судопроизводства по правилам гл. 22 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 3.2.3.4 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 г. N 7, администрация района выявляет объекты капитального строительства, строящиеся (реконструируемые) на предоставленных земельных участках без разрешения на строительство (реконструкцию) либо не в соответствии с выданным разрешением на строительство (реконструкцию), в том числе самостоятельно предъявляет в суд соответствующие иски, осуществляет представительство во всех судебных органах и во всех судебных инстанциях по данным делам;

Согласно п.п. 3.2.3.5, 4.1.3 указанного Типового положения, территориальный орган организует снос самовольных построек, приведение объекта капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции, после вступления в законную силу судебных решений, выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по сносу, приведению объектов капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с пп.1,2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Из разъяснений данных в п.26,28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.

Судом установлено, что Кайгородов С.В. является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 160,5 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. Начальником отдела градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Индустриального района г. Перми составлен акт обследования территории Индустриального района г. Перми по выявлению объектов капитального строительства, строящихся без разрешения на строительство (реконструкцию) по адресу: <адрес>, объект детский сад «Фунтик» /л.д. 6-7/.

В ходе проведения проверки <адрес> установлено, что на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> выполнена надстройка второго этажа над существующим этажным зданием диспетчерского пункта. Помещения второго этажа имеют сообщение с нежилыми помещениями на первом этаже по <адрес>, кадастровый . Здание в настоящее время эксплуатируется с функциональным назначением – детский сад «Фунтик».

Здание капитального типа смонтировано электроснабжение, выполнен монтаж системы отопления ограждающие конструкции наружных стен выполнены из кирпича.

Работы выполненные на объекте, в соответствии с п.14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ относятся к понятию реконструкции. Вышеуказанные виды работ, выполненные на объекте, при производстве которых изменяется площадь застройки здания, общая площадь здания, а также качество инженерно-технического обеспечения, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, относятся к самовольной постройке.

Согласно информации Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет кадастровый . Согласно данным автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности разрешение на строительство на указанном земельном участке не выдавалось. Заявлений на получение разрешения на строительство в текущем году в департамент не поступало /л.д.14/.

В соответствии с п.3.2.1.10 Решения Пермской городской Думы от 27.09.2011 N 193 (ред. от 28.08.2018) "О создании департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми" Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, о внесении изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства, о прекращении действия разрешения на строительство объекта капитального строительства, о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

В соответствии с п.3 ст. 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден прилагаемый Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит только такие виды работ, для производства которых требуется получение разрешения на строительство.

Судом также установлено, что разрешение компетентного органа на строительство второго этажа над нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> ответчику не выдавалось, что следует из письменных пояснений 3-его лица.

Доказательств принятия мер по легализации самовольной постройки ответчиком суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).

Таким образом, Кайгородовым С.В. допущено изменение параметров объекта застройки здания, заключающееся в виде возведения второго этажа над нежилым помещением, расположенном на земельном участке с кадастровым , то есть осуществлена реконструкция одноэтажного здания диспетчерского пункта по адресу: <адрес>.

Учитывая, что ответчик Кайгородов С.В. самовольно, в отсутствие необходимых документов без соответствующего разрешения осуществил реконструкцию нежилого помещения – одноэтажного здания диспетчерского пункта в виде возведенного второго этажа над нежилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о том, что возведенный ответчиком второй этаж над нежилым помещением является самовольной постройкой и в силу ст. 222 ГК РФ подлежит сносу.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При таком положении, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Суд считает, что следует установить ответчику срок 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 199, 234-237 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать реконструкцию нежилого помещения – одноэтажного здания диспетчерского пункта (кадастровый ) в виде возведенного второго этажа над нежилым помещением, расположенным на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, незаконной.

Обязать Кайгородова С.В. в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу за свой счет привести нежилое помещение (здание диспетчерского пункта) по адресу <адрес> (кадастровый ) в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции, путем сноса второго этажа.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком решения суда об удовлетворения исковых требований в сроки, установленные судом, предоставить право администрации Индустриального района г. Перми исполнить решения суда самостоятельно или с привлечением третьих лиц с последующим отнесением расходов на ответчика.

Взыскать с Кайгородова С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.

Ответчик вправе в течение 7 дней со дня вручения копии решения подать в Индустриальный районный суд г.Перми, заявление об отмене этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:

2-2934/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее