РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.08.2015 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самары составе председательствующего судьи Бойко В.Б. с участием прокурора Черновой О.С., при секретаре Долинине А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5010/15 по заявлению Грицаева А.А. об отмене решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Поповой М.В.,
УСТАНОВИЛ:
Грицаев А.А. в заявлении в суд просил отменить решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от 31.07.2015 года № «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Поповой М.В.» по одномандатному избирательному округу № 11.
Заявление мотивировано следующим:
23 июня 2015 года Избирательной комиссией Самарской области было принято решение о назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва. 25 июня 2015 года указанное решение было опубликовано в газете «Волжская коммуна». Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области. 31 июля 2015 г. решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Попова М.В. 04 августа 2015 г. решением № Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области по тому же избирательному округу был зарегистрирован кандидат Грицаев А.А.
В избирательную комиссию Поповой М.В. были представлены необходимые документы для выдвижения и регистрации кандидатом по одномандатному избирательному округу № 11, а именно: заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия диплома об образовании, копия трудовой книжки (справка с места работы), сведения о доходах и об имуществе. Избирательная комиссия после проведения проверки представленных документов приняла решение о регистрации Поповой М. В. кандидатом в депутаты.
Считает, что принятое решение противоречит действующему законодательству, и оно подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата думы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии.
В заявлении о согласии баллотироваться поданном Поповой М. В. указано, что в случае избрания депутатом в пятидневный срок со дня извещения об избрании будет представлена копия приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом депутата Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва либо копия документа, удостоверяющая подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Считает, что принятое обязательство кандидата представить в избирательную комиссию копии какого-либо документа не является принятым обязательством прекратить не совместимую со статусом депутата деятельность.
Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию, отсутствуют сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В соответствии с п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п. 2, 3 ст.33 ФЗ, является основанием для отказа кандидату в регистрации.
В связи с тем, что в п.1 ст.39 указанного Федерального закона закреплено, что все кандидаты обладают равными правами и равными обязанностями считает, что принятым избирательной комиссией данным решением были нарушены права кандидата Грицаева А.А. и при указанных обстоятельствах решение подлежит отмене.
В судебном заседании 25.08.2015 представителем зарегистрированного кандидата в депутаты Грицаева А.А. по доверенности Дымновым М.А. были изменены и приведены новые основания заявления. В частности было сообщено следующее.
24 июля 2015 в Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области были представлены документы для регистрации Поповой М.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному округу №11.
Согласно п.2 ст.38 Закона Самарской области № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации: первый финансовый отчет кандидата и сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных.
В нарушение требования закона о представлении указанных документов лично кандидатом документы для регистрации Попова М. В. в Территориальную избирательную комиссию не представлено. Документы для регистрации кандидата Поповой М. В. представил уполномоченный представитель по финансовым вопросам Нечаева Т. В.
Согласно находящейся в Территориальной избирательной комиссии Кировского района доверенности от 20.07.2015 Попова М. В. не уполномочивала Нечаеву Т.В. подписывать первый финансовый отчет, а также представлять в избирательные комиссии иные документы, кроме финансовых отчетов и первичных финансовых (учетных) документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете.
В соответствии с п.12 ст.57 Закона Самарской области № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Приложением №2 к Порядку и формам учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области, утвержденным Решением № от 15 июня 2015 г. Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самары установлено, что остаток средств фонда на дату сдачи отчета заверяется банковской справкой. В нарушение указанного требования в Территориальную избирательную комиссию к первому финансовому отчету обязательного приложения - справки банка об остатке средств на счете представлено не было. Необходимо отметить, что из п.5 формы Финансового отчета (шифр строки 300) следует, что сумма остатка денежных средств на специальном избирательном счете кандидата заверяется банковской справкой. Таким образом, банковская справка является неотъемлемой частью финансового отчета.
Несоблюдение кандидатом Поповой М. В. требований действующего законодательства о личном подписании и представлении в избирательную комиссию документов, необходимых для её регистрации, является существенным нарушением провозглашённого в статье 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов.
При таких обстоятельствах считает, что первый финансовый отчет, как документ установленной формы, с приложением банковской справки об остатке средств на счете, а также сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных в Территориальную избирательную комиссию кандидатом Поповой М. В. не представлены и у Территориальной избирательной комиссии имелись все основания для отказа в регистрации на основании п.п. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в виду отсутствия необходимых для регистрации документов.
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и не допускает уменьшения соответствующего объёма информации.
Исходя из требований, содержащихся в п.5 ст.2 Федерального закона, Грицаев А.А. делает вывод о том, что установленные требования по содержанию информации об адресе места жительства применяются ко всем документам, представляемым кандидатами в избирательную комиссию.
Согласно ст.1 Закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» в состав городского округа Самара входят внутригородские муниципальные образования - районы. Таким образом, при указании в документах, используемых при проведении избирательной кампании, адреса места жительства гражданина РФ постоянно либо преимущественно проживающего на территории городского округа Самара следует указывать наименование соответствующего района.
В заявлении о согласии баллотироваться, представленном Поповой М.В. в Территориальную избирательную комиссию, в указанном адресе ее места жительства информация о районе отсутствует. Таким образом, в документах, представленных Поповой М.В. для выдвижения и регистрации, отсутствуют сведения, предусмотренные п.2 ст.33 Федерального закона, в части указания адреса места жительства.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам в количестве, определяемом им самостоятельно.
Согласно представленному в Территориальную избирательную комиссию Решению от 21.07.2015 г. кандидат Попова М. В. назначила Нечаеву Т. В. уполномоченным представителем по финансовым вопросам с объемом полномочий согласно выданной доверенности. Нечаева Т.В. в своем заявлении от 21.07.2015 г. дала согласие быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата Поповой Т.В. В указанных документах содержатся сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность, адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи), номер телефона.
При указании адреса места жительства в избирательных документах, независимо от статуса участника избирательного процесса (кандидат, избиратель или уполномоченный представитель) согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года No 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплена обязанность указывать: субъект Российской Федерации, район, город, улицы, номера дома и квартиры.
В представленных документах при указании адреса места жительства уполномоченного представителя Нечаевой Т. В. информация о районе отсутствует, что приводит к признанию указанных документов оформленными с нарушением требований избирательного законодательства.
В соответствии с ч.4 ст.35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, одновременно с документами, указанными в ч. 3,3.1 и 5 статьи 33 Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, предусмотренные статьей 42 Закона. В ч. 2 ст. 42 Закона указано, что список уполномоченных представителей (в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам) кандидата, избирательного объединения представляется соответственно в окружную избирательную комиссию. В данном списке указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность, в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи), номер телефона каждого уполномоченного представителя.
В списке уполномоченных представителей избирательного объединения представленного кандидатом Поповой М.В. при указании адреса места жительства уполномоченного представителя информация о районе отсутствует, что приводит к признанию указанного документа оформленным с нарушением требований избирательного законодательства.
В заявлениях Кондратенко В. Н. и Копылова В.И. о согласии быть уполномоченными представителями избирательного объединения, а также в Решении о их назначении уполномоченными представителями избирательного объединения, согласно Выписке из Протокола I этапа Конференции Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» указана неполная информация об адресе места жительства каждого уполномоченного представителя, что приводит к признанию указанных документов оформленными с нарушением требований избирательного законодательства.
Представитель заявителя зарегистрированного кандидата в депутаты по доверенности Дымнов М.А. в судебном заседании заявление поддержал по мотивам в нем изложенным.
Заинтересованное лицо представитель территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о. Самара по доверенности Авазбекова Ю.А. заявление не признала и пояснила, что решение Избирательной комиссии от 31.07.2015 года является законным и обоснованным, поскольку при принятии решения ТИК Кировского района г.о. Самара Самарской области не были нарушены положения Закона Самарское области от 08.06.2006г № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», поскольку банковская справка не отнесена к перечню обязательных к предоставлению документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты, является лишь приложением к первому финансовому отчету. Иные доводы также не могут служить основанием к отказу в регистрации, поскольку закон обязывает только документы на выдвижение кандидата в депутаты представлять лично кандидату, а документы на регистрацию могут быть представлены уполномоченным по финансовым вопросам кандидата, как лица, обладающего таким правом в силу закона и доверенности. Образец заявления с обязательством прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности разработан самой избирательной комиссией, не является обязательной формой документа. и не идет в разрез с действующим избирательным законодательством. Форма такого обязательства законом не предусмотрена.
Представитель Избирательной комиссия Самарской области по доверенности Трошина С.П. с заявлением не согласилась, считая, что Территориальной избирательной комиссией Кировского района г.о. Самара при вынесении решения о регистрации кандидата в депутаты Поповой М.В. не нарушено действующее законодательство.
Прокурор Чернова О.С. полагала необходимым в удовлетворении заявления отказать, поскольку при принятии решения Территориальной Избирательной комиссией Кировского района г.о. Самара не было допущено нарушений требований закона.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, документы, представленные на регистрацию кандидата в депутаты Поповой М.В., суд считает заявление не подлежащим удовлетворению. Делая такой вывод, суд исходит из следующего:
Согласно ст.259 ч.1 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч.1 ст.261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
На основании ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным
В соответствие со ст.4 ч.3 Закона Самарской области от 08.06.2006 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» выборы депутатов представительного органа муниципального образования организуют и проводят избирательные комиссии.
Согласно ч.1 ст.12 указанного Закона, выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва, за исключением случая, предусмотренного в части 12 настоящей статьи, назначает представительный орган муниципального образования.
В соответствии со ст.25 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
В силу ч.2 данной статьи закона полномочия окружных избирательных комиссий по решению избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.
Согласно ст.26 Закона Самарской области от 08.06.06 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» порядок формирования территориальных избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Территориальные избирательные комиссии осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.
Территориальная избирательная комиссия в случаях, предусмотренных в части 3 статьи 24 и части 2 статьи 25 настоящего Закона, участвует в подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении данных выборов в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом соответственно избирательной комиссии муниципального образования или (и) окружной избирательной комиссии, а также в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Избирательной комиссии Самарской области от 17.05.2011 года №98/852-4 сформирована Территориальная избирательная комиссия Кировского района городского округа Самара.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 23.06.2015 №175/1322-5 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва" назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13.09.2015 года. Данная информация опубликована в газете "Волжская коммуна", N 159(29358), 25.06.2015. Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из содержания пункта 2 статьи 33 Федерального закона, следует, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности.
31.07.2015 года принято решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Поповой М.В., выдвинутой по одномандатному избирательному округу № 11 Самарским региональным отделением Всероссийской партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
04.08.2015 г. решением № Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области по тому же избирательному округу был зарегистрирован кандидат Грицаев А.А., выдвинутого по одномандатному избирательному округу №11 избирательным объединением САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Суд не может согласить с доводами заявления Грицаева А.А. о том, что в заявлении Поповой М.В. отсутствуют сведения о принятии на себя обязательств прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
В соответствие с п.3 ст.33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
По мнению заявителя, из данной нормы следует, что заявление о согласии баллотироваться должно содержать обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Не указание данного обязательства в заявлении свидетельствует о неверном оформлении документа при выдвижении и влечет отмену решения о регистрации.
Суд полагает, что кандидатом в депутаты Поповой М.В. указанное требование закона соблюдено, поскольку из заявления Поповой М.В. от 03.07.2015г. адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 11 следует, что в случае ее избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области она обязуется в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №11 копню приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
Выше приведенные данные в заявлении отвечают требованиям, предъявляемым к предоставлению обязательства кандидата в депутаты на прекращения деятельности, не совместимой со статусом депутата в случаи его избрания. Заявление оформлено по установленной Избирательной комиссией Самарской области форме согласно Приложению №9 к постановлению комиссии от 11.06.2014 №.
Суд полагает необоснованными и доводы заявителя о том, что первый финансовый отчет должен быть подписан и предоставлен в ТИК лично кандидатом.
Часть 5 ст. 33 Федерального закона от 12.062002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирующая порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов определяет, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых н обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом. Таким образом, закон установил, что волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, и только в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть передоверено.
Вместе с тем, порядок регистрации кандидата определен отдельной нормой - ст.38 Федерального закона от 12.062002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч.2 ст.39 данного закона.
Ссылка на положения ч.10 ст.58 Закона Самарской области №57-ГД, согласно которой кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке, не свидетельствуют о невозможности предоставить данные документы уполномоченному кандидатом лицу.
В расширение порядка применения данных положений закона, ЦИК России издал Методические рекомендации от 11.06.2014г. № «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», согласно п.4.3. которых указано, что документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а в силу положений п.4.4. документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта РФ, главы муниципального образования, предоставляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ).
Положения ст.ст. 20-21 ФЗ № 67-ГД закрепляют структуру избирательных комиссии в РФ и полномочия ЦИК России на принятие соответствующих актов, направленных на единообразное осуществление проведения и подготовки выборов всех уровнен, в том числе н в органах местного самоуправления. Таким образом, выше приведенные методические рекомендации обоснованно приняты ТИК во внимание при организации порядка приема документов на выдвижение и регистрацию кандидатов.
Из материалов дела следует, что документы, предусмотренные ст.33 ФЗ №67-ГД необходимые для выдвижения кандидата, представлены лично Поповой М.В. 21.07.2015 года.
21.07.2015 года лично Попова М.В. предоставила в ТИК ранение о назначении уполномоченного по финансовым вопросам, список уполномоченных, заявление-согласие и заявление-представление на Нечаеву Т.В., доверенность финансового представителя. Суду также представлена нотариально удостоверенная доверенность, выданная Поповой М.В. - Нечаевой Т.В. 20.07.2015 г., согласно которой она доверяет Нечаевой Т.В. быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва, в том числе представлять «ее интересы в избирательных комиссиях, подписывать финансовые документы».
Необходимость предоставления первого финансового отчета в силу положений ст. 38 Закона Самарской области № 57-ГД никем не оспаривается.
Таким образом, суд полагает, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Поповой М.В. также как и право подписать первый финансовый отчет.
При этом следует учесть, что сам кандидат Попова М.В. не оспаривала действий своего представителя, с ними согласна, представленный отчет имеет сведения о нулевых показателях как на момент открытия специального избирательного счета, так и на момент представления его в ТИК, следовательно, каких-либо недостоверных сведений содержать не мог.
Доводы заявления о том, что заявление кандидата о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона в части адреса места жительства, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживает кандидат, суд полагает не влекущими отмену оспариваемого постановления.
В п.п. «в» п.5 ст.2 Федерального закона №67-ГД дается понятие адреса места жительства, согласно которому адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
Суд полагает, что нельзя делать вывод о том, что при указании адреса места жительства кандидат, дающий согласие на выдвижение, должен в обязательном порядке указывать район города Самара, в котором он проживает, поскольку населенным пунктом, в котором проживает Попова М.В. является не район города, а сам город Самара.
Из Закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области)» городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округ Самара Самарской области являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, и необходимость указания района города для определения места жительства лица не имеется.
В паспорте кандидата в депутаты Поповой М.В. место ее регистрации указано - Самарская область, гор. Самара, ул. Строителей, д.28 кв.18, т.е. без указания района города.
Таким образом, данный мотив к оспариванию постановления Избирательной комиссии суд также полагает не основанным на положениях закона.
По тем же основаниям суд полагает несостоятельными и доводы о том, что также подлежат указанию наименование района в адресе места жительства в документах уполномоченных представителей в списке и решении о назначении уполномоченных представителей.
Согласно копии паспорта Нечаевой Т.В., в реквизитах места регистрации также отсутствует указание на район городского округа Самара, в котором расположен жилой дом и квартира, являющиеся местом жительства уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Грицаева А.А. не имеется, поскольку указанные им доводы не могут служить основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии, как не основанные на законе и решение ТИК не нарушает прав и охраняемых законом интересов зарегистрированного кандидата в депутаты Грицаева А.А.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Грицаева А.А. об отмене решение Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от 31.07.2015 года № «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Поповой М.В.» оставить без удовлетворения, отказав в заявленных требованиях.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течении 5 дней со дня вынесения настоящего решения.
Апелляционная жалоба подается в количестве по числу лиц, участвующих в деле.
Другая сторона может представить возражения на апелляционную жалобу. Заинтересованные лица вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него письменные замечания.
Мотивированное решение составлено в 10:00 часов 26.08.2015 года.
Председательствующий судья В.Б. Бойко