Дело № 2-1933/2024 25RS0029-01-2024-002532-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 г. г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Деменевой О.О.,
при секретаре Киселёвой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Уссурийского городского округа к Костыгину С. В. о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии,
с участием представителя истца Заика Е.Ю., представителей ответчика Шокота О.В., Неделько О.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Уссурийского городского округа обратилась в суд с иском к Костыгину С.В., мотивируя свои требования следующим. ДД.ММ.ГГ Костыгин С.В. обратился в управление экономического развития администрации Уссурийского городского округа с заявкой на участие в отборе с целью получение субсидии на возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. ДД.ММ.ГГ между администрацией Уссурийского городского округа и физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» Костыгиным С.В. заключено соглашение XXXX о предоставлении из бюджета Уссурийского городского округа субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно приложению XXXX к соглашению XXXX от ДД.ММ.ГГ направление расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, планируемые денежные средства в качестве субсидии составляли 500 000 руб., из них 300 000 руб. направлены на приобретение мебели, 200 000 руб. - на ремонт помещения. В предоставленной ДД.ММ.ГГ Костыгиным С.В. отчетной документации выявлены существенные нарушения, влекущие возврат предоставленной финансовой помощи. Так по факту приобретенных кровати, шкафа-купе, зеркала в купе (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ) отсутствует счет-фактура или товарная накладная, товарный чек с указанием имени покупателя. По факту приобретенных кровати с ящиками, тумбы прикроватной, шкафа-купе 2-х дверного, зеркала в купе (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ) отсутствует счет-фактура или товарная накладная, товарный чек с указанием имени покупателя. По факту приобретенного обеденного стола (ясень светлый) (договор поставки от ДД.ММ.ГГ) в предоставленной документации отсутствует договор купли-продажи, в товарном чеке отсутствуют данные покупателя. По факту приобретенного обеденного стола (ясень светлый) и табурета в количестве 3-х штук (договор поставки от ДД.ММ.ГГ) в предоставленной документации отсутствует договор купли-продажи, в товарном чеке отсутствуют данные покупателя. Кроме того, Костыгиным С.В. нарушен п. 6.6.2 Соглашения XXXX от ДД.ММ.ГГ в нарушение заявки и условий соглашения приобретена бытовая техника (оборудование): холодильник ACELINE, стоимостью 19 299 руб., в количестве двух единиц, микроволновая печь DEXP, стоимостью 4 999 руб., в количестве двух единиц, стиральная машина Indesit, стоимостью 20399 руб., в количестве одной единицы. В отчетных документах на бытовую технику отсутствует договор купли-продажи, сведения о данных покупателя в товарном чеке. ДД.ММ.ГГ в связи с допущенными Костыгиным С.В. нарушениями при использовании субсидированных средств, последнему направлено требование о возврате средств субсидии, которое в добровольном порядке не выполнено. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика 500 000 руб. в качестве возврата средств субсидии по соглашению XXXX от ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что довод ответчика о том, что при заполнении заявки на получение субсидии он неверно указал одну из целей направления расходов, руководствуясь советом специалиста, принимавшего документы, является голословным. Поскольку приобретение оборудования осуществляется с целью ведения экономической деятельности, то и бытовая техника в данном случае также является оборудованием. В заявке ответчик должен был указать направление затрат «приобретение оборудования», а не включать затраты на бытовую технику в затраты на приобретение мебели. В представленных ответчиком документах отсутствуют данные о приобретателе имущества. Кассовый чек не является надлежащим отчетным документом.
Представители ответчика возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, указанным в письменных возражениях на иск, согласно которым при заполнении заявки на участие в отборе на предоставление субсидии необходимо было указать направление затрат. Поскольку пункт «приобретение бытовой техники» отсутствовал, специалист, принимавший заявку, порекомендовал указать данное направление затрат в графе «приобретение мебели». Костыгин С.В. не является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в связи с чем мебель и бытовую технику приобретал как физическое лицо. Приобретение бытовой техники и мебели Костыгиным С.В. документально подтверждено товарным чекам, кассовыми чеками, товарными накладными, договорами купли-продажи, поставки, выпиской по счету карты Костыгина С.В., заключением эксперта. Закон не содержит обязательного требования указания в товарном чеке имени покупателя физического лица. Факт существенного нарушения условий предоставления и использования субсидии, недобросовестности поведения получателя данной субсидии не установлен. Полученная ответчиком субсидия была израсходована по целевому назначению. Просили в исковых требованиях отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 13.07.2023 N 478-пп "О Порядке создания и использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края", решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приморского края от 25.08.2023 N 69 "О мерах по ликвидации на территории Приморского края чрезвычайной ситуации регионального характера" правительство Приморского края предоставило возможность получения субсидий для граждан и юридических лиц на территории Приморского края, и утвердило порядок оказания в 2023 г. такой помощи из средств резервного фонда.
На территории Уссурийского городского округи указанная помощь осуществляется на основании постановления Правительства Приморского края «Об утверждении порядка оказания в 2023 году финансовой помощи из резервного фонда правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в виде субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края в целях предоставления субсидий на возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации» N 600-пп от 25.08.2023, постановления администрации Уссурийского городского округа Приморского края «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации» № 2761-НПА от 31.08.2023.
Как установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГ Костыгин С.В. как самозанятый обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением на участие в отборе на предоставление в 2023 г. субсидии из бюджета Уссурийского городского округа в размере 500 000 руб., в направлении затрат указал приобретение мебели 300 000, ремонт помещения – 200 000.
Приказом администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ утвержден перечень получателей субсидии на возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, принимающих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в который вошел ФИО5
ДД.ММ.ГГ между администрацией Уссурийского городского округа и физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» Костыгиным С.В. заключено соглашение XXXX о предоставлении из бюджета Уссурийского городского округа субсидии. В приложение XXXX к соглашению указано направление расходов: 300 000 руб. на приобретение мебели, 200 000 руб. на ремонт помещения.
ДД.ММ.ГГ денежные средства в размере 500 000 руб. переведены на счет Костыгина С.В., что подтверждается платежным поручением XXXX от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Костыгин С.В. предоставил отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия. В подтверждение фактически понесенных и оплаченных расходов предоставил договор купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 28 800 руб., заказ клиента оплата подтверждается кассовым чеком и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 35 500 руб., заказ клиента оплата подтверждается кассовым чеком и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 18 000 руб., заказ клиента, товарная накладная оплата подтверждается кассовым чеком и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор поставки мебели от 31.10.2023 на сумму 4 110 руб., товарная накладная, оплата подтверждается товарным и кассовым чеками и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор поставки мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 6 320 руб., товарная накладная, оплата подтверждается товарным и кассовым чеками, справкой по операции Сбербанк онлайн; договор купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 52 700 руб., заказы клиента, товарная накладная, оплата подтверждается кассовыми чеками и справкой по операции Сбербанк онлайн; заказ № XXXX от ДД.ММ.ГГ на стиральную машину, микроволновую печь в количестве 2 шт., холодильник с доставкой на сумму 50 396 руб., оплата подтверждается кассовыми чеками и справкой по операции Сбербанк онлайн; товарный чек № XXXX от ДД.ММ.ГГ на холодильник с доставкой на сумму 19 999 руб., оплата подтверждается кассовыми чеками и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор на выполнение работ от ДД.ММ.ГГ по адресу: г. Уссурийск XXXX, стоимость работ составила 206 000 руб., договор-счет, акт приемки-сдачи выполненных работ, товарная накладная, оплата подтверждается кассовым чеком и справкой по операции Сбербанк онлайн; договор купли-продажи мебели от ДД.ММ.ГГ на сумму 86 476 руб., оплата подтверждается товарным и кассовыми чеками, справками по операции Сбербанк онлайн.
Согласно п. 32 Порядка предоставления субсидий на возобновление предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ XXXX-НПА, субсидия подлежит возврату в бюджет Уссурийского городского округа в полном объеме в случае: а) нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, б) недостижения значений результатов предоставления субсидии, указанных в соглашении; в) непредставления отчетности, указанной в п. 29 настоящего Порядка.
ДД.ММ.ГГ ответчику направлено требование о возврате средств субсидии в связи с непредоставлением отчетных документов, указанных в п. 29 Порядка и п. 4.3.3. Соглашения № 410 от 13.10.2023.
Пунктом 4.3.3.3. Соглашения № 410 от 13.10.2023 и п. 29 Порядка, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края № 2761-НПА от 31.08.2023 предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять отчеты о расходах с обязательным приложением договоров, платежных поручений, счетов, счетов-фактур, товарных накладных, кассовых и товарных чеков, выданных на имея получателя субсидии и иные документы, подтверждающие фактически понесенные им и оплаченные расходы, оформленные на получателя субсидии.
Истец ссылается на то, что в отчетной документации ответчика выявлены существенные нарушения, влекущие возврат предоставленной финансовой помощи: отсутствуют счет-фактуры или товарные накладные, товарные чеки с указанием имени покупателя, договоры купли-продажи.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ Костыгин С.В. предоставил отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Костыгин С.В., не являющийся индивидуальным предпринимателем, приобретал мебель и бытовую технику как физическое лицо.
На основании ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Поскольку для розничной купли-продажи заключение договора в письменном виде не требуется, наличие договора купли-продажи не может быть обязательным документом для отчета самозанятого о расходе средств субсидии. Приобретение товара может быть подтверждено кассовыми или товарными чеками, а также договорами поставки.
Отсутствие в счет-фактурах или товарных накладных, товарных чеках указания имени покупателя также не может является в данном случае нарушением отчета, поскольку Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" от 22.05.2003 № 54-ФЗ не содержит обязательного требования указания в товарном чеке имени покупателя физического лица.
Фактически понесенные и оплаченные ответчиком расходы подтверждаются иными документами, в том числе выпиской по счету карты Костыгина С.В. и справками по операции Сбербанк онлайн.
Таким образом, Костыгин С.В. представил документы, подтверждающие фактически понесенные им и оплаченные расходы.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ жилой дом по адресу: г. Уссурийск, XXXX, принадлежит Костыгину С.В. на праве собственности.
Из договоров найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ следует, что Костыгин С.В. передавал во временное пользование нанимателям жилое помещение XXXX, жилое помещение XXXX и жилое помещение XXXX по адресу: г. Уссурийск, XXXX, в каждом помещении находилась мебель и бытовая техника.
Актом о подтверждении затопления или подтопления нежилых объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказавшихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Уссурийского городского округа, установлено, что дом по адресу: г. Уссурийск, XXXX, находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, подвергся подтоплению, пострадала мебель, бытовая техника, матрасы, двери, ламинат, общая сумма ущерба 600 000 руб.
Заключением эксперта XXXX от ДД.ММ.ГГ, выполненным экспертом-оценщиком ФИО6 установлено, что по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX имеются в наличии стиральная машина Indesit, микроволновая печь Dexp в количестве 2 шт., холодильник Aceline в количестве 2 шт.
Согласно п. 10 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Приморского края N 600-пп от 25.08.2023, субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Порядком.
На основании п. 2 указанного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации финансовой поддержки предпринимателям в виде предоставления субсидий с целью финансового обеспечения (возмещения) части затрат, связанных с возобновлением предпринимательской деятельности предпринимателей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и обратившихся за предоставлением субсидии.
В соответствии с п. 3 Порядка, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от 31.08.2023 № 2761-НПА, цель предоставления субсидий – оказание поддержки субъектам МСП и физическим лицам на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат связанных с приобретением оборудования; приобретением станков; ремонтом оборудования; ремонтом станков; приобретением оргтехники; приобретением мебели; ремонтом помещения (в том числе арендованного); арендой помещения; уплатой ежемесячных налоговых платежей при применении патентной системы налогообложения (не более чем за два месяца).
Из пояснений представителя истца следует, что денежные средства, полученные по субсидии возможно использовать для приобретения бытовой техники, но для этого в направлении затрат необходимо было указать «приобретение оборудование».
Учитывая, что Костыгин С.В. пострадал в результате чрезвычайной ситуации, денежные средства субсидии потратил на приобретение оборудования, мебели, ремонт помещения, на возмещение части затрат, связанных с возобновлением предпринимательской деятельности, суд считает, что покупка бытовой техники не является нарушением целевого использования субсидии. Указание Костыгиным С.В. ввиду заблуждения планируемых расходов на покупку бытовой техники в графе «приобретение мебели» вместо «приобретение оборудования» не является нарушением условий для предоставления субсидии, влекущим возврат субсидии.
Поскольку нарушений получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, а также непредставления отчетности не установлено, исковые требования о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Уссурийского городского округа к Костыгину С. В. о взыскании 500 000 руб., полученных в виде субсидии по соглашению XXXX от ДД.ММ.ГГ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.О. Деменева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.05.2024.