Дело № 33-10804/2022
УИД № 59RS0025-01-2022-001393-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,
при секретаре Мусулевой Н.А.
рассмотрела 2 ноября 2022 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Краснокамского городского округа на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022 года по делу №2-1193/2022 по иску прокурора г. Краснокамска к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности создать место накопления твёрдых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя ответчика Стефаненко А.С., прокуратуры Пермского края Красильниковой Л.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
27 июня 2022 года прокурор г. Краснокамска Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчику администрации Краснокамского городского округа Пермского края, просил:
- возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края», а именно, должно быть создано 1 место (площадка) накопления ТКО по адресу: ул. Луговая, д. Нижнее Гуляево (географические координаты: Х **, У **).
В суде первой инстанции ответчик администрация Краснокамского городского округа иск признавала, однако была не согласна в части срока исполнения решения, поскольку данные расходы в бюджет не включены, просила срок исполнение решения установить до 31.12.2024.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022 года постановлено: удовлетворить исковые требования прокурора г.Краснокамска,
возложить обязанность на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края», а именно:
контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения; в случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных,
по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Нижнее Гуляево, ул. Луговая, - кадастровый квартал ** (географические координаты: X **, У **).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда изменить в части срока его исполнения, принять по делу новое решение в этой части, установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года, считает, что нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда,
представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения,
представитель прокуратуры Пермского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал указанные возражения.
Третье лицо АО «ПРО ТКО» представило письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица АО «ПРО ТКО» не явился. Поскольку о времени и месте судебного заседания он был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, прокуратурой г. Краснокамска проведена проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В результате проверки установлено, что в д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа региональным оператором по обращению с ТКО является ПК ГУП «Теплоэнерго», акт о невозможности обустройства мест (площадок) накопления и сбора ТКО на территории сложившейся застройки в д.Нижнее Гуляево отсутствует.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Постановлением администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-п «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа», постановлением администрации Краснокамского городского округа от 06.07.2022 № 581-п «О внесении изменений в постановление администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-П «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа» администрацией Краснокамского городского округа в д. Нижнее Гуляево должно быть создано 1 место (площадка) накопления ТКО.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о вопросах местного значения муниципального, городского округа, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 3, 12, 16 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, пунктов 2.1, 2.2, 2.10 – 2.14, 8.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 №309-п, пришёл к правильным выводам о том, что следует удовлетворить исковые требования прокурора г.Краснокамска.
Делая такие выводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность по организации создания и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления,
выявленный факт отсутствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком возложенных законом обязанностей, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке,
поэтому следует возложить на администрацию Краснокамского городского округа обязанность создать на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края»,
доводы ответчика о том, что в бюджете Краснокамского городского округа отсутствуют денежные средства для выполнения требований прокурора, суд не принял во внимание, поскольку право граждан на благоприятную окружающую среду не может ставиться в зависимость от условий финансирования соответствующих мероприятий,
в соответствии с постановлениями, принятыми администрацией Краснокамского городского округа, в ноябре 2020 года утвержден реестр мест площадок (накопления) ТКО, однако администрацией Краснокамского городского округа соответствующих мер по устранению нарушений в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами не принято.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы ответчика эти выводы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что:
- прокурором не представлено доказательств, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа, в связи с чем правовых оснований для установления двенадцатимесячного срока для исполнения обязанностей, возложенных на ответчика, не имеется, поскольку произвольно установленный срок нарушает конституционные права органа местного самоуправления, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения,
- поскольку требования прокурора связаны с расходной частью бюджета, а денежные средства в бюджете Краснокамского городского округа на 2022 год и на 2023 год на выполнение мероприятий, указанных в требовании прокурора, не предусмотрены, то решение суда возможно исполнить в срок до 31 декабря 2024года, при наличии финансовых ассигнований в бюджете Краснокамского городского округа, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права.
Судом первой инстанции правильно установлено то, что ответчиком не выполняются требования законодательства по созданию на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующей требованиям постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п, что создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки для неопределённого круга лиц на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды,
в соответствии с пунктами 1, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов,
в нарушение указанных норм законодательства администрацией Краснокамского городского округа не приняты своевременные и исчерпывающие меры по организации создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Нижнее Гуляево,
ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих невозможность установки и обустройства места (площадки) на территории д.Нижнее Гуляево в соответствии с требованиями законодательства,
факт отсутствия места (площадки) для сбора ТКО, удовлетворяющих требованиям законодательства, подтверждён материалами дела, и ответчиком не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что прокурором не представлено доказательств, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д. Нижнее Гуляево, не свидетельствует о незаконности принятого решения и не служит безусловным основанием к его отмене,
сам факт отсутствия площадки накопления ТКО на территории д. Нижнее Гуляево может привести к созданию угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц, что свидетельствует об обоснованности заявленных к ответчику требований.
Администрация Краснокамского городского округа является уполномоченным органом местного самоуправления, участником бюджетного процесса, поэтому обязана организовать создание на территории д. Нижнее Гуляево Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утверждённым постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п,
онеобходимости устранения нарушений закона и подзаконных нормативных актов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ответчику известно в течение длительного времени с 2020 года, поэтому решение суда подлежит исполнению после вступления его в законную силу в указанные в решении суда сроки,
при таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете администрации Краснокамского городского округа на 2022 год и 2023 год денежных средств на организацию сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции, ответчику необходимо принять дополнительные меры для получения дополнительных источников финансирования.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснокамского городского округа оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 ноября 2022 года.