УИД 86RS0№-66
дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 ноября 2020 года город Ханты – Мансийск.
Судья Ханты - Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Савченко М.П.
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности гр-на Брынзыла В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гр-на Брынзыла Валерия Кирилловича на постановление начальника Ханты – Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области окружающей среды Миловановой И.В. № от 16 июля 2020 года, в соответствии с которым гр-н Брынзыла В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. с приложенными материалами,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Ханты – Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области окружающей среды Миловановой И.В. № от 16 июля 2020 года, гр-н Брынзыла В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, гр-н Брынзыла В.К. обратился в суд с жалобой, в которой указал о незаконности постановления и заявил требование об его отмене, мотивировав доводы жалобы тем, что доказательства вины гр-на Брынзыла В.К. в инкриминируемом правонарушении отсутствуют.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Суд, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности гр-на Брынзыла В.К., изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением начальника Ханты – Мансийское управления службы по контролю в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры – старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № от 16 июля 2020 года, гр-н Брынзыла В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп., за то, что на 10 час. 26 мин. 23 мая 2020 года на лесном участке Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища в квартале № выделе 12 Ханты – Мансийского района ХМАО – Югры без правоустанавливающих документов использовал земельный участок для размещения трех жилых домиков (изб), двух бань с печным отоплением, электроснабжением за счет работы бензинового электрогенератора, а также хозяйственных построек.
Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование без специальных разрешений на использование указанных участков.
Субъекты правонарушения - лесопользователи, то есть граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.
Как следует из материалов дела, в том числе из изученной судом видеозаписи, и установлено в судебном заседании 23 мая 2020 года в 10 час. 26 мин. сотрудниками административного органа при проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на основании распоряжения 01-073/2020 от 19 мая 2020 года, на участке Самаровского территориального отдела - лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища в квартале № выделе 12 в координатах №,12344 Е070,54184 обнаружены хозяйственные постройки и жилые домики, оборудованные электричеством и печным отоплением -. Подъем от протоки «Малый Салым» к месту нахождения домиков оборудован металлической лестницей. Находящийся на указанной территории гр-н Брынзыла В.К. не отрицал использование им построек на указанном лесном участке, ведения хозяйства по содержанию животных и ведения подсобного хозяйства по выращиванию овощных культур на участке с установленными теплицами и огороженными забором. Брынзыла В.К., пояснил, что на данный лесной участок правоустанавливающих документов нет, и он планирует перенести все находящиеся на данном лесном участке жилые и хозяйственные постройки на арендованный лесной участок своего знакомого в квартале № выделе 13 Самаровского территориального отдела-лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища.
На месте в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства были зафиксированы крайние точки по периметру используемого лесного участка (GPS map 62s GARMIN), площадь которого составила 0.0987 гектара.
Согласно информации Самаровского территориального отдела лесничества №.09-Исх-531 от 27 мая 2020 года, договоры аренды лесных участков, договора купли-продажи лесных насаждений на данную территорию не заключались и разрешения не выдавались. Используемый лесной участок находится в выделе 12 квартале 486 Нялинского урочища Ханты - Мансийского участкового лесничества Самаровского территориального отдела - лесничества, имеет целевое назначение защитные леса (нерестоохранные полосы лесов).
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договора аренды, лесного участка.
Согласно статье 3 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со статьями 6-8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьёй 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 21 ЛК РФ определено: строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществлением рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Частью 1 статьи 41 ЛК РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма,. физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Приказом Рослесхоза № 62 от 21 февраля 2012 года «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» установлено, что лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; создавать согласно части 1 статьи 13 ЛК РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 ЛК РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства РФ. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно части 4 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления, а пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях гр-на Брынзыла В.К. самовольному использованию для рекреационных целей лесного участка в выделе 12 квартале 486 Нялинского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского территориального отдела - лесничества на территории Ханты - Мансийского района ХМАО – Югры без правоустанавливающих документов имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ и его вина в инкриминируемом правонарушении подтверждается исследованными судом материалами дела, в том числе: распоряжением Природнадзора Югры от 19 мая 2-20 года № о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в период 22 – 24 мая 2020 года; актом о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на территории Ханты – Мансийского района Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Правдинского урочища 01-073/2020 от 26 мая 2020 года в ходе которого был выявлен факт самовольного занятия лесного участка гр-ном Брынзыла В.К. с фототаблицей, видеозаписью и фиксацией географических маршрутных точек и трека движения навигатором; сообщением Начальника отдела - лесничего Самаровского территориального отдела – лесничества от 29 мая 2020 года № о том, что правоуставливающие документы на пользование лесным участком в выделе 12 квартале 486 Нялинского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского территориального отдела - лесничества на территории Ханты - Мансийского района ХМАО – Югры в Самаровском территориальном отделе – лесничестве отсутствую.
Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.
Суд приходит к выводу, что гр-н Брынзыла В.К. обоснованно привлечен к административной ответственности и его действия юридического лица правильно квалифицированы как правонарушение, предусмотренное ст. 7.9. КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом.
Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.
Наказание Брынзыла В.К. назначено в пределах санкции ст. 7.95 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств по делу и данных о его личности, в единственно возможном виде и в минимально возможном размере.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) материалов дела об административных правонарушениях и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
При таких обстоятельствах, постановление начальника Ханты – Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области окружающей среды Миловановой И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении гр-на Брынзыла В.К. соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Ханты – Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области окружающей среды Миловановой И.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым гр-н Брынзыла В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., - оставить без изменения, жалобу Брынзыла В.К. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись М.П. Савченко
Копия верна.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда М.П. Савченко