Судья Савватеева М.А. Дело № 33-325/2017 А-067г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по исковому заявлению Воробьева А.А. к администрации города Назарово Красноярского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о постановке на учет на представление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Воробьева А.А.,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 24 октября 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Воробьева А.А. к администрации города Назарово Красноярского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании незаконным отказ в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <данные изъяты> Воробьева А.А., признании право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <данные изъяты> Воробьева А.А. на состав семьи из трех человек Воробьева А.А., В.Я.А., <дата> г.рождения, В.С.А., <дата> г.рождения с 26 декабря 2014 г. (дата рассмотрения заявления), возложении на Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанности поставить Воробьева А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек – Воробьева А.А., В.Я.А., <дата> г.рождения и В.С.А., <дата> г.рождения с 26 декабря 2014 г. (даты рассмотрения заявления), возложении на администрацию г. Назарово Красноярского края обязанность по контролю за обеспечением жителя г. Назарово Красноярского края Воробьева А.А. и его дочери В.С.А., <дата> г.рождения. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать»
Заслушав докладчика, представителя истца Воробьева А.А. – Гаманкову М.Д. (на основании ордера № от 16.01.2017г.) и представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю Юрченко С.Н. (на основании доверенности от 04.04.2016г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Воробьев А.А. обратился с иском к администрации города Назарово Красноярского края, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о постановке на учет на представление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что он проходил государственную противопожарную службу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеет выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты>. Последнее место службы –<данные изъяты>. 29 декабря 2015 г. ему вручено уведомление о предстоящем увольнении в соответствии с п. «Б» ст. 58 положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» по достижении предельного возраста. В его собственности находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который в соответствии с актом Межведомственной комиссии от 11 июня 2014 г. не пригоден для проживания и подлежит сносу. Он обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии от 26 декабря 2014 г. ему было отказано в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты Воробьеву А.А. с составом семьи – дочь В.С.А., <дата> г.р. по тем основаниям, что мать В.С.А. – Б.А.А. произвела отчуждение двухкомнатной квартиры, общей площадью 50,2 кв.м. и приобрела в собственность квартиру меньшей площадью 28,5 кв., тем самым ухудшила свои жилищные условия, их общая дочь, родившаяся <дата>, и никогда не жившая в жилом помещении, отчуждение которого было произведено до ее рождения, имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет. Кроме того, в данном решении есть ссылка на то, что не представлены документы, подтверждающие снятие с технического учета жилого дома, признанного не соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Данное решение считает незаконным. На основании изложенного, с учетом уточнения, просит признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <данные изъяты> Воробьева А.А. на состав семьи из трех человек Воробьева А.А., В.Я.А., <дата> г.р., В.С.А., <дата> г.р. с 26 декабря 2014 г. (дата рассмотрения заявления), возложить на Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанность поставить Воробьева А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек – Воробьева А.А., В.С.А., <дата> г.р., В.Я.А., <дата> г.р. с 26 декабря 2014 г. (даты рассмотрения заявления), возложить на администрацию г. Назарово Красноярского края обязанность по контролю за обеспечением жителя г. Назарово Красноярского края Воробьева А.А. и его дочь В.С.А., <дата> г.р. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Воробьев А.А. просит решение суда отменить, указывая, что суд сделал неправильный вывод о том, что он является членом семьи собственника жилого помещения Б.А.А. и не имеет права пользования принадлежащем ей жилым помещением, а также не учел признание в установленном законом порядке принадлежащего истцу жилого дома непригодным для проживания.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 названного федерального закона).
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты(субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Как следует из материалов дела, Воробьев А.А. с 31.05.1994г. является сотрудником ГУ МЧС России по Красноярскому краю, проходит службу в должности <данные изъяты>, выслуга лет на 01.10.2014г. в календарном исчислении составляла более <данные изъяты>.
Воробьев А.А. проживает и зарегистрирован с 26.06.1991г. по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности по договору купли-продажи от 17.10.2005г. жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 35,30 кв.м.
Вместе с ним в указанном доме зарегистрированы - Б.А.А. с 30.09. 2011г. и их совместные дети: В.С.А., 11.11. 2011 г.р. (с 21.02.2012г.) и В.Я.А., <дата> г.р. (с 25.06.2016г.).
Б.А.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии администрации г. Назарово от 25 июня 2014 г., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания на основании акта обследования помещения от 11 июня 2014г. той же комиссии, согласно которому жилое помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение вследствие физического износа.
Постановлением администрации г. Назарово Красноярского края №-п от 17 июля 2014 г. Воробьеву А.А. согласован снос жилого дома по <адрес> и снятие его с технического учета в Назаровском отделении филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю.
21.10.2014г. истец обратился с заявлением на имя начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю с рапортом о рассмотрении его документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи: дочь В.С.А., <дата>.р.
Согласно протоколу заседания комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю № от 26 декабря 2014 г. принято решение об отказе Воробьеву А.А. в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи один человек - дочь В.С.А., поскольку Воробьев А.А. на основании договора купли-продажи от 18 октября 2005 г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, документы о снятии с технического учета жилого дома не представлены, в связи с чем, на него приходится более учетной нормы - 15 кв.м. общей площади вышеуказанного помещения; Б.А.А. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 28, 5 кв. м., при этом по договору на передачу квартиры в собственность граждан от 26 мая 2008 г. Б.А.А. имела в собственности двухкомнатную квартиру, общей площадью 50,2 кв.м. по адресу: <адрес>, регистрация права прекращена 03 октября 2011 г., тем самым она совершила ухудшение своих жилищных условий, следовательно ее дочь В.С.А. не может быть включена в расчете членов семьи Воробьева А.А. по предоставлению единовременной социальной выплаты.
Уведомлением от 20.12.2014г. № первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю истец был проинформирован об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по мотиву того, что он обеспечен жилой площадью более учетной нормы.
Полагая данный отказ незаконным и свое право нарушенным, истец обратился в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б.А.А. и их совместная с истцом дочь – В.С.А., <дата> (на дату принятия оспариваемого решения комиссией) являлись членами семьи Воробьева А.А., поскольку совместно зарегистрированы в качестве членов его семьи и проживают с истцом в принадлежащем ему жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 35,30 кв.м.
А поскольку Б.А.А. имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 28,5 кв.м., суд также верно исходил из необходимости его учета при определении размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истца.
Данный вывод судебная коллегия полагает верным, поскольку он соответствует положениям ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Кроме того, доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждено вселение, регистрация и проживание истца, Б.А.А. и их совместных несовершеннолетних детей в качестве членов семьи Воробьева А.А. в принадлежащем ему жилом помещении.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из обеспеченности членов семьи истца общей площадью на одного члена семьи больше установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ учетной нормы - 15 кв. м., определив ее размер путем сложения общей площади жилого помещения, принадлежащего истцу – 35,3 кв. м. и жилого помещения, принадлежащего Б.А.А. – 28,5 кв. м. (35,3+ 28,5 кв. м. : 4 человек = 15,95 кв.м.). Кроме того, суд пришел к выводу о намеренном ухудшении жилищных условий Б.А.А., совершившей 03.10.2011г. отчуждение принадлежащей ей на праве собственности с 2008 года квартиры общей площадью 50, 2 кв.м.
Однако, данные выводы нельзя признать правильными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ самостоятельным основанием предоставления единовременной социальной выплаты сотруднику является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
При этом положениями указанного Федерального закона и иными нормативными актами, регулирующими порядок предоставления единовременной социальной выплаты указанной категории сотрудников, не определено понятие, помещения, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, в том числе, и органами местного самоуправления.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего заявления комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает соответствующее распоряжение (пункт 49 Положения).
Поскольку заключением Межведомственной комиссии администрации г. Назарово от 25 июня 2014 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, Постановлением администрации г. Назарово Красноярского края №-п от 17 июля 2014 г. Воробьеву А.А. согласован снос данного жилого дома, данные акты не отменялись и не признавались противоречащими закону, правовых оснований для учета указанного жилого помещения при определении размера приходящейся на каждого члена семьи истца жилой площади и признания факта обеспечения семьи истца жилой площадью свыше учетной нормы у суда первой инстанции не имелось.
При этом фактическое проживание семьи Воробьева А.А. в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, который не снят с кадастрового учета и на него не прекращено право собственности истца, не имеют правового значения при определении его права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Кроме того, материалами дела не подтверждено совершение членом семьи истца – Б.А.А. действий, предусмотренных ч. 8 Федерального закона № 283-ФЗ, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий Воробьева А.А. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Так, документально подтверждено, что Б.А.А. совершила отчуждение принадлежащее ей квартиры, общей площадью 50,2 кв.м. до рождения дочери истца В.С.А., <дата>. Несовершеннолетняя дочь истца В.С.А. с 21.02.2012г. была зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем истцу. С заявлением о принятии на учет с составом семьи: дочь В.С.А. истец обратился в комиссию 21.10.2014г.
Поскольку В.С.А., <дата>. является членом семьи Воробьева А.А. в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 283-ФЗ и зарегистрирована в его доме по рождению, прекращение ее матерью своего права собственности на иное жилое помещение до рождения дочери истца не может служить основанием для исключения несовершеннолетнего ребенка истца при определении уровня обеспеченности семьи истца жилой площадью.
Учитывая состав семьи Воробьева А.А. на дату обращения с заявлением в комиссию ГУ МЧС России по Красноярскому краю – 21.10.2014г. (Б.А.А. и дочь В.С.А.) и размер принадлежащих членам его семьи жилым помещений, подлежащих учету при определении обеспеченности - 28,5 кв.м. общей площади, размер общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи составлял менее 15 квадратных метров (28,5:3).
Таким образом, основания для принятия истца на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи: дочь В.С.А., <дата> имелись, в связи с чем, отказ комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю, оформленный протоколом № от 26 декабря 2014 г. является незаконным.
В этой связи, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Воробьева А.А. к ГУ МЧС России по Красноярскому края в указанной части, а также о возложении на Комиссию МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанности поставить Воробьева А.А. с составом семьи: дочь В.С.А., <дата> г.р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 26 декабря 2014 г. в соответствии со ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца о постановке его на учет с указанной даты с составом семьи из трех человек, в том числе сына В.Я.А., <дата>. не имеется, учитывая представленные истцом в комиссию 21.10.2014г. данные о количестве членов его семьи. Сведения об ином количестве членов семьи истца предметом рассмотрения комиссии не являлись. При этом Воробьев А.А. не лишен возможности обратиться в комиссию с соответствующим заявлением, предоставив перечисленные в пункте 5 Правил документы в отношении нового члена его семьи для разрешения вопроса о включении его в состав семьи истца для получения названной выплаты.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно оставил без удовлетворения требования истца к ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи из трех человек, а также требование о возложении на администрацию Назаровского района Красноярского края обязанности по контролю за обеспечением Воробьева А.А. и его дочери В.С.А., <дата> единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения, так как администрация Назаровского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку вопрос о постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ, контроль за обеспечением сотрудников противопожарной службы единовременной социальной выплатой, признание за сотрудниками противопожарной службы права на указанную выплату к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района не относятся.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 24 октября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Воробьева А.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении на Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанности поставить Воробьева А.А. на соответствующий учет отменить.
Принять в данной части новое решение, частично удовлетворить требования Воробьева А.А. к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, обязать Комиссию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Воробьева А.А. с составом семьи: дочь В.С.А., <дата> г.р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 26 декабря 2014 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Воробьева А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: