УИД 69RS0014-02-2022-001976-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2023 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Коровиной Е.В.,
судей Абрамовой И.В., Голубевой О.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Салахутдиновой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Коровиной Е.В.,дело по апелляционной жалобе администрации <адрес> на решение Конаковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Обязать администрацию Конаковского района в пределах компетенции в срок до 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад № 7 г. Конаково для оборудования 95 оконных блока замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
Обязать МБДОУ детский сад № 7 г. Конаково оборудовать 95 оконных блока здания детского сада замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств»,
установила:
И.о. Конаковского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №7 г. Конаково, администрации Конаковского района о возложении обязанности оборудовать замками безопасности оконные блоки здания.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья лиц, обучающихся в МБДОУ детский сад №7 г.Конаково, установлено, что в нарушение требований ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п.5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в учреждении на 95 оконных блоках здания дошкольного образовательного учреждения не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки, а именно: в групповых помещениях групп №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; в туалетных комнатах, раздевалках, спальнях групп №2, 5, 6, 9; в музыкальном зале.
Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение названных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью.
При подготовке дела к судебному разбирательству, определением суда от 02.12.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Конаковского района Тверской области.
В судебном заседании представитель Конаковского межрайонного прокурора – Карпова В.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Администрации Конаковского района Тверской области, МБДОУ детский сад №7 г. Конаково в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Управление образования администрации Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Конаковского района Тверской области просит решение суда первой инстанции изменить в части количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, снизив их количество до 79.
В обоснование жалобы указано, что согласно сведениям, предоставленным заведующей МБДОУ детский сад №7 г. Конаково Карасевой Н.В., в здании детского сада оконных блоков в помещениях, где находятся (могут находиться) дети – 79.
Апеллянт полагает, что требования Конаковского межрайонного прокурора подлежали удовлетворению только в отношении 79 оконных блоков в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, в соответствии с требованиями п.6.3.1. и п.6.3.2. межгосударственного стандарта ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».
Автор жалобы считает, что суд первой инстанции не установил юридически значимые обстоятельства по делу, исследовал их с недостаточной полнотой, выводы суда не основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании представитель истца Конаковского межрайонного прокурора – Митрофанова А.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Конаковского района Тверской области – без удовлетворения. Пояснила, что после принятия судом решения МДОУ детский сад №7 г. Конаково оборудовало 1 оконный блок замком безопасности. Иные оконные блоки замками безопасности не оборудованы, что подтвердилось в ходе дополнительного осмотра от 22.03.2023 года. В основных помещениях (в игровых, спальнях, коридорах, помещениях для кружков) находится всего 78 оконных блока; во вспомогательных помещениях расположены 16 оконных блоков, однако в эти помещения имеется возможность доступа детей, поскольку указанные помещения не запираются.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о его дате, месте и времени, своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, в связи с чем, на основании ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Митрофанову А.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2022 года Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях города Конаково и Конаковского района.
В ходе проверки, проведенной в МБДОУ детский сад №7 г. Конаково, установлено, что в нарушение требований пункта 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» на оконных блоках в здании МБДОУ детский сад №7 г. Конаково не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющие функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Согласно информации, предоставленной МБДОУ детский сад №7 г. Конаково от 28.10.2022 года, в учреждении на 95 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки, а именно: в групповых помещениях групп № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; в туалетных комнатах, раздевалках, спальнях групп № 2, 5, 6, 9; в музыкальном зале.
14 декабря 2022 года старшим помощником Конаковского межрайонного прокурора Карповой В.С., осуществлен осмотр здания МБДОУ детской сад №7 г.Конаково в рамках проверки соблюдения руководством образовательного учреждения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В ходе осмотра здания установлено, что в учреждении на 95 оконных блоках не установлены замки безопасности, обеспечивающие блокировку поворотного открытия створки: 1 этаж (группа № – 7 окон, группа № – 10 окон; группа № – 6 окон; группа № – 6 окон; группа № – 6 окон; группа № – 7 окон; музыкальный зал – 5 окон; коридор – 2 окна; прачечная – 2 окна, медицинский кабинет – 3 окна; пищевой блок – 6 окон; кабинеты – 4 окна); 2 этаж (группа № – 7 окон; группа № – 6 окон; группа № – 2 окна; группа № – 7 окон; группа № – 2 окна; группа № – 7 окон).
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что на момент рассмотрения дела нарушения требований законодательства ответчиком МБДОУ детской сад №7 г.Конаково не устранены, учитывая, что проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности потребует дополнительного финансирования, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят и постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06 мая 2000 года №41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБДОУ детской сад №7 г. Конаково не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции соответствует установленным им обстоятельствам и нормам материального права.
Решение суда в части возложения на администрацию Конаковского района обязанности в пределах своей компетенции обеспечить финансирование расходов МБДОУ детский сад №7 г. Конаково для оборудования оконных блоков замками безопасности по доводам апелляционной жалобы не оспаривается, в связи с чем, согласно ст.327.1 ГПК РФ, апелляционной проверке не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы сведены к несогласию с решением суда первой инстанции в части количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, которые судебная коллегия отклоняет, поскольку приведенные подателем жалобы доводы не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Так, в целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией было предложено сторонам в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований в исковом заявлении и доводов апелляционной жалобы, представить в адрес Тверского областного суда доказательства относительно количества оконных блоков, подлежащих оборудованию замками безопасности, исходя из количества помещений в МБДОУ детский сад №7 г.Конаково, где могут находиться дети без присмотра взрослых и где имеются оконные блоки.
Конаковской межрайонной прокуратурой представлен акт проверки от 22.03.2023 года, из которого следует, что при осмотре здания МБДОУ детский сад №7 г. Конаково установлено, что в помещениях, в которых обучаются дети, имеется 78 оконных блоков, открывающихся откидно-поворотным способом и не оборудованных замками безопасности. Во вспомогательных помещениях имеется 16 оконных блоков, открывающихся откидно-поворотным способом и не оборудованных замками безопасности.
В судебном заседании представитель прокурора пояснила, что 1 оконный блок, МБДОУ детский сад №7 г. Конаково, укомплектовало замком безопасности после принятия судом первой инстанции решения обязывающего характера.
Администрация Конаковского района Тверской области в своем ответе, ссылаясь на справку № от 13.01.2023 года, указала, что исковые требования подлежали удовлетворению только в отношении 79 оконных блоков в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».
Судебная коллегия считает, что ответчиком не представлены относимые и допустимые доказательства в обосновании своей позиции относительно необходимости оборудования замками безопасности только 79 оконных блоков, а не 95, как указано в исковых требованиях.
Указание ответчиком на необходимость оборудования оконных блоков замками безопасности только в основных помещениях, где находятся (могут находиться) дети без присмотра взрослых, по мнению судебной коллегии, не обосновано, поскольку, безусловно не свидетельствует об обеспечении безопасности обучающихся во время нахождения детей в иных помещениях МБДОУ детский сад №7 г. Конаково, оборудованных оконными блоками, в которые, как видно из материалов дела, имеется свободный доступ.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.03.2023 г.
Председательствующий Е.В. Коровина
Судьи И.В. Абрамова
О.Ю. Голубева