УИД № 11RS0001-01-2021-017053-05 Дело № 2а-945/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Чалановой М.В.,
с участием помощника прокурора Семеновой Я.В.,
представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Ореховой А.А., представителя ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Чувьюрова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
и.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности в срок до 01.07.2022 организовать работу по установке пешеходных ограждений перильного типа на пересечении ..., указав в его обоснование на ненадлежащее исполнение административным ответчиком предусмотренной законом обязанности в сфере дорожной деятельности в результате отсутствия на пересечении указанных улиц пешеходных ограждений перильного типа.
В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» возражала против удовлетворения заявленных требований, находя заявленный срок устранения недостатков неразумным, указав, что несение расходов по установке пешеходных ограждений не заложено при формировании бюджета, просила об установке срока, в случае удовлетворения судом заявленных требований, октябрь 2023 года.
Представитель ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару поддержал заявленные требования.
МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» извещено о времени и месте рассмотрения дела по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
Заслушав объяснения помощника прокурора и представителя администрации МО ГО «Сыктывкар», представителя заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства и установленных по результатам их оценки в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.
Установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения нормативно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги от дома ... установлено, что указанный участок дороги находится в ненадлежащем состоянии – отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа.
Согласно акту обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару от 06.10.2021, составленному помощником прокурора совместно с должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, на регулируемом пересечении ул. Орджоникидзе и Октябрьского пр. г. Сыктывкара отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа.
Аналогичные указанным нарушения установлены актом обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара от 17.08.2021 по итогам обследования должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений на предмет наличия технических средств организации дорожного движения на территории г.Сыктывкара.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении от 14.10.2021 № 11 ЕЕ 000858 указано, что на пересечении ул. Орджоникидзе и Октябрьского пр. г.Сыктывкара отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа.
Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 12.11.2021 по делу № 5-1206/2020 администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Из административного иска и объяснений помощника прокурора следует, что нарушения требований ГОСТ на спорном участке до настоящего времени ответчиком не устранены.
Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах административного дела, дела об административном правонарушении и лицами, участвующими в деле, при разрешении дела по существу не оспаривались.
Неустранение выявленных недостатков на спорном участке на дату разрешения дела по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Согласно части 2 названной статьи Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Основным нормативным правовым актам, устанавливающим требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поседений являются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с пунктом 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007, на дорогах с разделительной полосой в местах нахождения пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильные или сетчатые длиной не менее 20 м на центральной разделительной полосе в обе стороны от пешеходного перехода (при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей).
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 5, 6, 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения.
Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в части возложения на ответчика как ответственного лица обязанности по приведению спорного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа, основываясь на том, что ненадлежащее эксплуатационное состояние участка дороги на пересечении ..., безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Суд соглашается с определенным при подаче искового заявления сроком устранения выявленных недостатков дорожного покрытия участка дороги (01.07.2022), находя его разумным и обоснованным.
Мотивированных доводов с указанием необходимости установления более длительного срока устранения выявленных недостатков дорожного покрытия с предоставлением соответствующего правового обоснования суду не представлено. Тот факт, что при формировании бюджета соответствующие расходы не были учтены, не может быть принято во внимание и являться достаточным основанием для установления более позднего срока, поскольку обеспечение безопасности дорожного движения, имеющей своей целью охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, не поставлено в зависимость от финансирования работ по осуществлению дорожной деятельности, включая содержание автомобильных дорог.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
требования и.о. прокурора г. Сыктывкара удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01.07.2022 организовать работы по установке пешеходных ограждений перильного типа на пересечении ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>