Судья Сангаджиев Д.Б. Дело № 33-126/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-309/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 февраля 2020 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кашиева М.Б.,
судей Дорджиева Б.Д. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре Корниенко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поберей Т.Ф. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой М.П. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 30 сентября 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., судебная коллегия
установила:
Поберей Т.Ф. обратилась в суд с указанным иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований Поберей Т.Ф. указала, что с 7 декабря 2003 года является получателем трудовой (страховой) пенсии по старости. В период с 1998 года по 2003 год и с 2003 по 2008 год она осуществляла полномочия <данные изъяты>. С 7 марта 2008 года ей, как лицу, замещавшему государственную должность субъекта Российской Федерации, назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, указанный нормативный акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с отменой данного закона с 27 июля 2016 года ей прекращена выплата пенсии за выслугу лет, размер которой на момент отмены нормативного акта составлял <данные изъяты>руб.
Полагала, что оснований для прекращения выплаты ранее назначенной пенсии за выслугу лет не имелось.
Поскольку в спорный период действующим законодательством Республики Калмыкия не было предусмотрено гарантированное Конституцией РФ дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности, то она имеет право на получение невыплаченной пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, в связи с чем просила взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 1057771,87 руб.
В судебном заседании истец уточнила размер исковых требований, просила взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 1057 852,52 руб. Представители ответчиков Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия, извещенные о времени месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия
от 30 сентября 2019 года исковые требования Поберей Т.Ф. удовлетворены. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Поберей Т.Ф. взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 1057 852,52 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. ввиду существенных нарушений норм процессуального права и неправильного применения норм материального права просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Полагает, что суд необоснованно применил Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» к спорным правоотношениям без учета их характера (публичные). Считает, что суд, осуществив перерасчет пенсии за выслугу лет, фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что отмена закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии по выслуге лет, не является достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных доплат лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, после прекращения ими полномочий. При этом, учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне, суд руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности государственной гражданской службы».
С такими выводами суда следует согласиться.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в том числе служащие при установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, основаниями к установлению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации, должны быть приняты с соблюдением норм федерального законодательства, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, а также бюджетные правоотношения.
В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые – впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, – сохраняют полномочия самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе пенсию за выслугу лет и др.) но с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне при реализации субъектом Российской Федерации данных полномочий (определения Конституционного Суда РФ от 03 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 02 апреля 2009 года № 473-О-О).
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в абзаце 1 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года
№ 335-III-З гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (абзац 1 статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З).
Указом Главы Республики Калмыкия от 6 января 2004 года № 9 (в редакции, действовавшей до 3 марта 2011 года) утвержден Перечень государственных должностей Республики Калмыкия, в который была включена должность <данные изъяты>.
Согласно статье 4 Закона Республики Калмыкия № 335-III-З лица, замещавшие государственные должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет составляла 55 процентов при замещении государственной должности от одного года до трех лет, свыше трех лет -75 процентов их ежемесячного содержания.
Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента их ежемесячного денежного вознаграждения за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма указанных пенсий не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Калмыкия.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З (в редакции
от 14 мая 2015 года) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.
18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия во исполнение указанного апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года принял Закон № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», в соответствии с которым Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан утратившим силу с 27 июля 2016 года.
9 июня 2018 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия № 291-V-З «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». В статьях 2 и 3 указанного закона было предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 руб.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 августа 2018 года отказано в удовлетворении иска о признании недействующим Закона Республики Калмыкия № 291-V-З «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года указанное решение суда отменено. Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года № 291-V-З «О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» в связи с его противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признан не действующим со дня вступления решения в законную силу.
Закон Республики Калмыкия № 51-IV, регулирующий правоотношения по установлению и выплате пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 6 июня 2019 года. Данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 июля 2019 года и обратной силы не имеет.
Таким образом, после признания утратившими силу законов об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З и Закона Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года № 91-V-З) и до момента вступления в силу нового Закона Республики Калмыкия № 51-IV от 6 июня 2019 года соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат к пенсии предусмотрено не было.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к настоящим правоотношениям, при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель не вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно не предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 июля 2005 года № 246-О и № 303-О).
При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.).
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснял, что такие доплаты к пенсии (пенсии по выслуге лет) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан (определение от 15 января 2008 года №107-О-О, от 2 апреля 2009 года №473-О-О и др.).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 1 октября 2009 года № 1060-О-О и др.).
Учитывая изложенное, в указанный период законодатель субъекта Российской Федерации, признав утратившими силу положения вышеназванных законов, регулирующих порядок предоставления ежемесячных доплат к пенсии государственных служащих и лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия, вправе был осуществить иное правовое регулирование, заменяющее признанное недействующим, приведя его в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 16 января 2018 года № 6-О разрешение вопроса о сохранении ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения по установлению ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъекта, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, как установлено судом, в период с 27 июля 2016 года до 30 июня 2019 года в Республике Калмыкия такое правовое регулирование отсутствовало.
На федеральном уровне вопрос предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854), а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Поскольку в данном случае спор возник в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, то применение по аналогии к настоящим правоотношениям Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании, согласуется с положениями статьи 6 Гражданского кодекса РФ и направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление надлежащего правосудия.
Закрепленный названной нормой правовой механизм по своей природе схож с ранее действовавшим в Республике Калмыкия механизмом регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы региона, не содержит принципиальных отличий от ранее действовавшего правового регулирования, в связи с чем возникшие правоотношения могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений названного Указа Президента Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что к отношениям, возникшим в спорный период, по аналогии закона подлежат применению положения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854, регулирующего на федеральном уровне порядок предоставления ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 31 декабря 2014 года № 835) ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от одного года до трех лет, устанавливалась в размере 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов и свыше двенадцати лет - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности).
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 730 в вышеназванный Указ были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2017 года, согласно которым размер ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, шести до десяти – 75 процентов, от десяти до пятнадцати – 85 процентов, пятнадцать лет и более – 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года истец, как лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия, имеет право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Республики Калмыкия, которое было гарантировано ранее действовавшим законодательством, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 о размере ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, выплачиваемой лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела и учетного пенсионного дела, Поберей Т.Ф., <данные изъяты> года рождения, в периоды с 1998 года по 2003 год, с 2003 года по 2008 год являлась <данные изъяты>, то есть замещала государственную должность Республики Калмыкия.
Период замещения истцом указанной должности составлял 9 года 4 месяца 17 дней, что подтверждается справкой о периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
С 7 декабря 2003 года Поберей Т.Ф. является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости.
7 марта 2008 года Поберей Т.Ф. обратилась в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с заявлением о назначении ей ежемесячной доплаты за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия «<данные изъяты>».
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 апреля 2008 года Поберей Т.Ф. с 7 марта 2008 года назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты>руб.
Размер пенсии за выслугу лет был установлен, исходя из того, чтобы сумма трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет составляла
75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой ею государственной должности, как это было предусмотрено статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З.
Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З, в соответствии с которым истцу была установлена пенсия по выслуге лет, с 27 июля 2016 года признан не действующим.
Закон Республики Калмыкия № 51-IV «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» от 6 июня 2019 года вступил в законную силу с 1 июля 2019 года и обратной силы не имеет.
В связи с этим в период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в Республике Калмыкия отсутствовал правовой механизм регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы региона.
Вместе с тем, отсутствие такого механизма само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее названную категорию граждан гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
Применив в настоящем деле аналогию закона, которая была обусловлена необходимостью защиты прав истца на получение компенсации денежного вознаграждения, утраченного им в связи с прекращением замещения государственной должности Республики Калмыкия, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, что объем предоставляемых гражданам социальных гарантий не должен уменьшаться произвольно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требований Поберей Т.Ф. о взыскании с ответчика пенсии за выслугу лет за указанный период.
В пункте 6 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 установлено, что выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, приостанавливается в период прохождения ими государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата им ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь в соответствии с настоящим Указом по их заявлению.
Из трудовой книжки Поберей Т.Ф. усматривается, что с 16 января 2014 года по настоящее время она работает в должности <данные изъяты>.
Согласно ответу директора <данные изъяты> от 29 января 2020 года Поберей Т.Ф., работающая с 16 января 2014 года в указанной выше должности, не является государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации.
Ввиду того, что истец не замещала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, то выплата ей ежемесячной доплаты к пенсии в оспариваемый период на основании пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 не могла быть приостановлена.
С учетом заявленных исковых требований и периода замещения истцом государственной должности Республики Калмыкия, исходя из представленного расчета задолженности, не оспоренного ответчиком, суд первой инстанции обоснованно взыскал в пользу Поберей Т.Ф. невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года в размере 75 % от ежемесячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой им должности, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа
1995 года № 854.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Принимая во внимание, что обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Указание в жалобе на то, что суд, произведя перерасчет пенсии за выслугу лет, фактически подменил собой органы законодательный и исполнительной власти Республики Калмыкия, является несостоятельным, поскольку применение судом положений Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 было обусловлено необходимостью восполнения пробела в правовом регулировании спорных отношений сторон и направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц в целях осуществления надлежащего правосудия.
В целом доводы жалобы представителя ответчика, не оспаривающего право истца на получение пенсии по выслуге лет, фактически сводятся к отсутствию в оспариваемый период закона и механизма правового регулирования выплаты такой пенсии, между тем данные обстоятельства не могут служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение и уменьшение объема ранее получаемых ею социальных выплат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 30 сентября 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи Б.Д. Дорджиев
Т.А. Шовгурова