Административное дело №а-3330/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 14 октября 2021 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Храпцовой Е.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя ИФНС России по <адрес> ФИО4, административного ответчика ФИО2, представителя Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, штрафа по НДС, пени по налогу на имущество, пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция федеральной налоговой службы по <адрес> (далее по тексту) ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, штрафа по НДС, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 25,87 руб., пени по земельному налогу,
В обоснование административных исковых требований указав, что ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ответчик уклоняется от уплаты налога, в соответствии со ст.69,70 НК РФ ему было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ с предложением погасить имеющуюся задолженность.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по обязательным платежам и санкциям: согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится штраф по НДС в размере 1 000 рублей, по решению № от ДД.ММ.ГГГГ; согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность по страховым взносам на ОМС в размере 2 360,45 руб., пени по страховым взносам на ОМС в размере 4,88 руб., начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 25,63 руб., начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,24 руб., начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность пени по земельному налогу за 2014 год в размере 153,73 руб., начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии в размере 1 428,95 руб., пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за расчетные периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 271,88 руб., пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 235,65 руб.
На основании вышеизложенного ИФНС России по <адрес> просила взыскать в федеральный бюджет пени по страховым взносам на ОПС в размере 4 536,09 руб., страховые взносы на ОМС в размере 2 360,45 руб., пени по страховым взносам на ОМС в размере 1 512,41 руб., штраф по НДС в размере 1 000 руб., в местный бюджет пени по налогу на имущество физических лиц в размере 25,87 руб., пени по земельному налогу в размере 190,3 руб., а всего в размере 9 625 руб. 12 коп.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по <адрес> ФИО4 административные исковые требования поддержал по указанным основаниям, дополнительно пояснил, что в связи с тем, что недоимка по страховым взносам образовалась до ДД.ММ.ГГГГ предоставить обоснованность расчета пени не представляется возможным. Кроме того, сведения о направлении копии решения о взыскании штрафа по НДС, а также налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, в настоящее время у ИФНС отсутствуют.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, указав, что не получала требований о взыскании с нее задолженности по страховым взносам, а также решения о взыскании с нее штрафа по НДС.
Представитель Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО5 в судебном заседании пояснила, что все сведения об имеющейся задолженности была передана в ИФНС России по <адрес>. В настоящее время не представляется возможным предоставить реестры почтовых отправлений в связи с истечением пятилетнего срока хранения.
Выслушав представителя ИФНС России по <адрес> ФИО4, административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с п. 8 ст. 16 ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей усматривается, что ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являлся страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиком страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральным законом о конкретных видах социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели (далее плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статья 18 указанного Федерального закона возлагает на плательщиков страховых взносов обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии с п. 2 данной статьи в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Как следует из ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч.1 ст. 10 и ч.1 ст. 16 указанного Федерального закона расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящимися выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов определены в ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 212-ФЗ и согласно п. 2, 8 – страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно п.11 ст. 14 указанного выше Федерального закона сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются на каждый день просрочки до даты фактический оплаты задолженности.
Согласно п.п.4 ч.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 4 526 руб. 09 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 512,41 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, истекший до ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требования на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленных статьей 70, пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Пенсионному органу предлагалось представить доказательства в подтверждение направления требования об уплате недоимки, взыскивалась ли недоимка в судебном порядке пенсионным или налоговым органом в суд не представлено.
Данное обстоятельство имеет преюдициальное значение для решения вопроса о возможности взыскания пени на спорную недоимку, поскольку пени следуют судьбе недоимки по страховым взносам и при пропуске срока для взыскания недоимки возможность взыскания пени утрачивается, вопрос о взыскании пени производен от взыскания недоимки.
С учетом отсутствия в деле необходимых документов оснований для взыскания пени, начисленных на неуплаченную ответчиком недоимку по страховым взносам, у суда не имеется.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом, решение о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Инспекцией федеральной налоговой службы по <адрес> было выставлено требование N1564 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Вместе с тем, сведений подтверждающих факт направление решения ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Суд не находит основания для взыскания пени по налогу на имущество физического лица в размере 25,87 руб., а также пени по земельному налогу в размере 190,3 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 НК РФ). Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении N 422-0 оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из представленных суду расчетов пени по налогу на имущество физических лиц следует, что пени начислены на задолженность в том числе, образовавшуюся в 2014 г. пени по земельному налогу начислены на задолженность в том числе, образовавшуюся в 2014г.
Суд приходит к выводу о недоказанности административных исковых требований о взыскании с ФИО2 пени по земельному налогу, пени по налогу на имущество, поскольку доказательств того, что за указанные налоговые периоды ФИО2 имела недоимку по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, и налоговым органом предпринимались меры для ее своевременного взыскания суду не представлено.
Обстоятельства которые подлежат доказыванию по данной категории дел - факт неуплаты ответчиком налога, факт соблюдения порядка и уведомления налогоплательщика о начислении налога, о наличии задолженности по уплате налога и сроков его взыскания и размер налога, а также размер подлежащих взысканию пеней. В подтверждение размера взыскиваемых сумм налоговым органом должны предоставляться соответствующие расчеты, как по налогу, так и по пеням. В качестве доказательств должны быть представлены налоговое уведомление, налоговое требование и документы, подтверждающие факт направления налогоплательщику в установленный законом срок.
В данном случае налоговым органом не предоставлены суду доказательства размера и обоснованности начисления пеней, которые взыскивались в связи с неуплатой задолженности по налогам, что влечет недоказанность заявленных требований, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований административному истцу надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову к ФИО2 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на ОПС, штрафа по НДС, а также пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.А. Храпцова