Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2017 года г. Улан-УдэОктябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Хаташкееве А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Республиканскому агентству лесного хозяйства, Правительству Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированной свалки в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, понуждении разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенный на землях лесного фонда Байкальского лесничества, площадью около 24211 кв.м., объемом около 48422 куб. м., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды. Исковые требования мотивированы тем, что истцом во исполнение плановых осмотров, обследований в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый осмотр по маршруту: РБ <адрес> до границ <адрес>. В ходе рей дового обследования правой стороны от автомагистрали республиканского значения «<адрес>» на расстоянии 5, 73 км. от <адрес> и более 4-х км. от береговой линии озера Байкал в лесном массиве обнаружена свалка твердых коммунальных отходов. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена свалка, находится по адресу: <адрес>. Категория земель – земли лесного фонда. Свалка находится в границах МО СП «Туркинское» (<адрес>) на землях государственного лесного фонда на расстоянии 2,2 км. от автомагистрали. Установлено, что отходы расположены в отработанном карьере и по всему периметру свалки. На свалке обнаружены следующие виды отходов: картонная упаковка, пластиковая и стеклянная тара, ветошь, обгоревшая древесина, отходы раскоряжевки древесины в виде корней деревьев и порубочных остатков и другие. Также установлено присутствие следов работы бульдозера, производящего буртование отходов. Ограждение и обвалование свалки отсутствуют. Площадь свалки составила 48422 куб.м. в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ фкедерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по организации использования лесов и их охраны, защиты воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты воспроизводства лесов и эксплуатация лесных дорог предназначенных для охраны, защиты на указанных землях. Осуществление данных полномочий в <адрес> осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства (далее РАЛХ), созданное Указом Президента РБ от 21.12.2006г. №. Одной из основных задач РАЛХ является организация использования лесов, их охраны, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия, к которому истец предъявляет аналогичные требования.
Требования уточнены, истец просит обязать Правительство Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенный на землях лесного фонда выделы <адрес> площадью 24211 кв.м., объемом около 48422 куб. м., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены МО СП «Туркинское» и Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела. Ходатайство представителя истца Бадлуева П.Н. об отложении рассмотрения дела оставлено без удовлетворения.
Ранее в судебном заседании, представитель истца Бадлуев П.Н. исковые требования поддерживал в полном объеме. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, так как в обязанности ответчиков входит охрана и защита земель лесного фонда. Возражал против доводов ответчика, пояснял о том, что правовых оснований для возложения обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию сельского поселения «Туркинское» не имеется, поскольку указанная администрация не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении указанного земельного участка лесного фонда. Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, и учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории, не предоставленной в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, которые должен проводить ответчик Республиканское агентство лесного хозяйства, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины, и наличия либо отсутствия прямого указания в на это в Проекте освоения лесов. Так как Республиканское агентство лесного фонда должным образом не производит никаких мероприятий, для недопущения загрязнения участка лесного фонда, тем самым такое бездействие приводит к ухудшению почвенного покрова на землях лесного фонда.
Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Романова О.С. возражала против заявленных требований по следующим основаниям. На Правительство Республики Бурятия возложены полномочия по организации данной деятельности в рамках введения института регионального оператора. Данное полномочие реализуется Правительством Республики Бурятия путем принятия мер регулирующего, распорядительного характера, предусмотренных действующим законодательством: осуществления соответствующего нормативного правового регулирования, заключения соглашения с региональным оператором. При этом реализация организационных полномочий осуществляется в пределах всей Республики Бурятия и федеральное законодательство не предусматривает полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образующих конкретные несанкционированные свалки, расположенные в пределах границ муниципальных образований. Во исполнение плана Правительством Республики Бурятия были приняты ряд постановлений. Полагает, что Правительство Республики Бурятия надлежаще выполняет возложенные на нее полномочия и принимает необходимые меры по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В связи с чем, требования истца предъявлены ненадлежащему лицу, поскольку действующее законодательство и предоставленные Правительству Республики Бурятия в соответствии с ним полномочия не содержат оснований для обязания Правительства Республики Бурятия по принятию организационных мер по утилизации отходов на конкретной территории. Результаты рейдового осмотра Байкальского управления Росприроднадзора, в соответствии с которым обнаруженные отходы вследствие лишь визуального осмотра отнесены к ТКО, не могут служить основанием для возложения на Правительства Республики Бурятия обязанности по принятию мер по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов. Просит в части требований к Правительству РБ в удовлетворении требований отказать.
Представители ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М., Кривобокова В.В. возражали против заявленных требований, так как в ходе проверки установлено грубое нарушение норм федерального законодательства со стороны органов местного самоуправления, нарушение регионального законодательства в области обращения с отходами. Согласно положений Конституционного суда РФ, Постановления от 13.10.2015г. №-П, невыполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшей причиной загрязнения территорий муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязании принять меры, необходимые для очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, включая несения финансовых затрат. Также полагает необходимым отметить, что, финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виду субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений не предусмотрено. Таким образом. направление бюджетных средств на не предусмотренные ст. 83 Лесного кодекса РФ расходы, повлечет за собой санкции в отношении агентства, в том числе приостановление предоставления субвенций из федерального бюджета, расходуемых в первую очередь на тушение лесных пожаров. Требования в части разработки проекта рекультивации и проведении восстановления окружающей среды истцом нормативно не обоснованны и не подкреплены соответствующим доказательствами. Требования истца не подлежат удовлетворению, так как нормы, на которых истец основывает свои требования не распространяют свое действие на РАЛХ, так как учреждение не осуществляет использование лесов, в смысле, придаваемом приведенными в иске нормами федерального законодательства. Деятельность агентства направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами требований, установленных действующим законодательством в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Глава МО «Туркинское сельское поселение» Суменков В.Л. суду пояснил, что действительно в указанной местности вблизи оз.Байкал расположена несанкционированная свалка твердых бытовых, коммунальных отходов, а также иных видов отходов. Отходы свозятся в этот карьер. В муниципальном образовании отсутствует санкционированное место для вывоза отходов. В этой связи жители вынуждены производить вывоз отходов именно в карьер, о котором идет речь в исковом заявлении. Постановлением Республики Бурятия до ДД.ММ.ГГГГ в местности <адрес> была выделена свалка для складирования отходов курорта «<адрес>» ежегодно частичное захоронение отходов производится с помощью бульдозера. В настоящее время у сельского поселения отсутствуют полномочия и средства устранять данную свалку. В том случае, если данная свалка будет запрещена, отходы будут распространяться по всему лесному массиву, что приведет к еще большему количеству несанкционированных стихийных свалок.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов РБ в судебное заседание не явился. Согласно представленного письменного отзыва и.о. министра Соковикова А.В., министерство просит рассмотреть дело в отсутствие предстаивтеля. Полагает имеющиеся в деле недопустимыми доказательствами, так как по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др. необходимо при разрешении заявленных требований устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные отзывы на заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км. на запад и северо-запад от него.
В силу ч.1 ст. 6 вышеуказанного закона на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа Байкальского управления Росприроднадзора №-од от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено распоряжение Байкальского управления Росприроднадзора №-с от ДД.ММ.ГГГГ. проведены рейдовые мероприятия в период с ДД.ММ.ГГГГ акватории и водоохраной зоны оз.Байкал по маршруту :<адрес>, от <адрес> до границы <адрес>.
Акт обследования осмотра составлен ДД.ММ.ГГГГ. №.
В ходе рейдового обследования установлено, что с правой стороны от автомагистрали республиканского значения «<адрес>» на расстоянии 5, 73 км. от <адрес> и более 4-х км. от береговой линии озера Байкал в лесном массиве имеется свалка твердых коммунальных отходов.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № на котором расположена свалка, находится по адресу: РБ <адрес>. Категория земель – земли лесного фонда. Свалка находится в границах МО СП «Туркинское» (местность Саяпиха) на землях государственного лесного фонда на расстоянии 2,2 км. от автомагистрали.
Установлено, что отходы расположены в отработанном карьере и по всему периметру свалки.
На свалке обнаружены следующие виды отходов: картонная упаковка, пластиковая и стеклянная тара, ветошь, обгоревшая древесина, отходы раскоряжевки древесины в виде корней деревьев и порубочных остатков и другие. Также установлено присутствие следов работы бульдозера, производящего буртование отходов. Ограждение и обвалование свалки отсутствуют. Площадь свалки составила 48422 куб.м.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Как следует из ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, согласно ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу п.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с требованиями статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Согласно ст. 60.1 Лесного кодекса РФ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст.83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Указанный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Осуществление переданных федерацией полномочий в <адрес> осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.4, 3.1.1., 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № Республиканское агентство лесного хозяйства (далее Агентство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий; разрабатывает лесные планы Республики Бурятия, разрабатывает и утверждает лесохозяйственные регламенты; предоставляет в пределах земель лесного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, договоры безвозмездного пользования лесными участками, договоры аренды лесных участков, в том числе путем организации соответствующих аукционов, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе путем организации и проведения соответствующих аукционов, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Проведение мероприятий по санитарной безопасности лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу – Республиканское агентство лесного хозяйства).
При этом под снитарно-оздоровительными мероприятиями понимается вырубка погибших и поврежденных деревьев и кустарников, очистка от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 414 очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления расположена на земельном участке лесного фонда, в силу ст. 8 Лесного кодекса РФ находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Представитель ответчика Баглаев И.М. полагает, что обязанность по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления, то есть МО СП «Туркинское» судом во внимание принято быть не может по следующим основаниям.
Вопреки доводам ответчиков оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке лесного фонда, на органы местного самоуправления не имеется.
Как следует из разъяснений КС РФ, изложенных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой администрации МО «Североуральский городской округ», принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования об устранении нарушений законодательства об охране лесов от пожаров обоснованно предъявлены к Республиканскому агентству лесного хозяйства.
Вместе с тем, принимая во внимание, что исковые требования об организации ликвидации несанкционированной свалки основаны не только на нормах законодательства об охране лесов от пожаров, но и на законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере обращения отходов производства и потребления, суд полагает возможным обязанность по организации несанкционированной свалки на указанной истцом территории также возложить и на Правительство РБ, поскольку в силу ст. 6 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 15 ст. 4 Закона РБ от 09.03.2010г. №-IV «Об отходах производства и потребления в <адрес>», участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям Правительства РБ.
Доводы представителя ответчика Правительства РБ Романовой О.С. о том, что во исполнение указанных полномочий Правительством РБ предпринимаются меры регулирующего и распорядительного характера, путем принятия соответствующих постановления, основанием для освобождения от обязанности по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки не является.
В этой связи, обязанность по устранению нарушения законодательства об организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда Байкальского лесничества, площадью около 24211 кв.м., объемом около 48422 куб. м., подлежит возложению одновременно на Республиканское агентство лесного хозяйства, а также на Правительство Республики Бурятия.
Довод представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства о нецелевом расходовании бюджетных средств также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.й
Разрешая требования о понуждении разработать проект рекультивации земель, суд приходит к следующим выводам.
П. 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ N 525/67, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
В соответствии с п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п. 5 названных Основных положений рекультивации подлежат, в том числе земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных и бытовых отходов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).
Таким образом, названные нормы однозначно указывают на необходимость осуществления мер по рекультивации земель при складировании на них промышленных, бытовых и других отходов.
Судом при рассмотрении заявленных требований, установлено, что свалка расположена на земельном участке, относящейся к землям лесного фонда, то на ответчиков также возлагается обязанность по организации мероприятия по рекультивации земель.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 77 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Как предусмотрено ст. 78 указанного Закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Расчет должен осуществляться на основании пункта 9 Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 238, когда вред, согласно подпункту "б" п. 2 методики, причинен почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В исковом заявлении истец указывает расчет размера вреда, причиненного почвам, как объекту окружающей среды, вместе с тем, обязать ответчиков провести восстановление окружающей среды возможно лишь при наличии вины, путем возмещения вреда, причиненного противоправными действиями.
Вместе с тем, с учетом того, что суд приходит к выводу о том, что на ответчиков возлагается обязанность по организации мероприятий по рекультивации земель, самостоятельные требования о восстановлении окружающей среды удовлетворению не подлежат, так как при проведений мероприятий по рекультивации земель предполагается восстановление почв, которым причинен вред в результате размещения несанкционированной свалки.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом указанной нормы, а также принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчикам необходимо произвести значительный объем работ, суд определяет срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанности, с учетом требований разумности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:Исковые требования Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Республиканскому агентству лесного хозяйства, Правительству Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированной свалки в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, понуждении разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды удовлетворить частично.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства, Правительство Республики Бурятия устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенный на землях лесного фонда <адрес> площадью 24211 кв.м., объемом около 48422 куб. м., а также провести мероприятия по рекультивации земель.
В части требований о восстановлении окружающей среды отказать.
Установить срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: А.Г.Хаташкеев
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах гражданского дела №